Процессные инновации в системе управления развитием предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:01, доклад

Описание работы

В новых условиях хозяйствования экономики России, ставшей на путь рыночных преобразований, конкуренция товаров и услуг трансформируется в конкуренцию организаций, в соперничество управленческих знаний, искусства и мастерства управления. Это объясняется тем, что мир вступил в эпоху «интеллектуальной экономики» или «экономики знаний», где основными источниками благосостояния и ведущими факторами производства становятся инновации и творческие (интеллектуальные) достижения людей. Следовательно, в современных условиях выживают только те предприятия, которые гибко реагируют на требования рынка, создают и грамотно организовывают производство конкурентоспособной продукции, обеспечивают эффективность перестройки внутрипроизводственного управления, то есть инновационно развиваются.

Работа содержит 1 файл

подходы.doc

— 169.00 Кб (Скачать)


Блинов А.О.

д.э.н., профессор ВЗФЭИ

Рудакова О.С.

к.э.н., доцент ВЗФЭИ

 

ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

В новых условиях хозяйствования экономики России, ставшей на путь рыночных преобразований, конкуренция товаров и услуг трансформируется в конкуренцию организаций, в соперничество управленческих знаний, искусства и мастерства управления. Это объясняется тем, что мир вступил в эпоху «интеллектуальной экономики» или «экономики знаний», где основными источниками благосостояния и ведущими факторами производства становятся инновации и творческие (интеллектуальные) достижения людей. Следовательно, в современных условиях выживают только те предприятия, которые гибко реагируют на требования рынка, создают и грамотно организовывают производство конкурентоспособной продукции, обеспечивают эффективность перестройки внутрипроизводственного управления, то есть инновационно развиваются.

Основу инновационной деятельности каждого предприятия составляют освоение (коммерциализация) новых видов продуктов, методов их производства, доставки и реализации. Следовательно, базовой предпосылкой инновационного развития предприятий являются продуктовые и процессные инновации. Сущность продуктовых инноваций выражается в их названии и характере реализуемых новшеств. Однако, по мнению признанного авторитета в области управления и одного из создателей современной теории инноваций П. Друкера, «…наиболее эффективной инновацией служит другой продукт или услуга, которые не столько представляют собой какое-то усовершенствование, сколько создают новый потенциал удовлетворения… этот новый и «другой» продукт дороже предыдущего; тем не менее его совокупное воздействие…в том, что он снижает затраты и повышает производительность…». Из этого следует, что в современных условиях приоритетом в освоении и внедрении продуктовых инноваций является повышение полезности клиентов (потребителей).

Так, М. Хаммер и Дж. Чампи в своем революционном научном труде делают следующие выводы о возрастании роли клиента в современной бизнес-среде: «…клиенты – и потребители, и компании – уже не ведут себя одинаково, а требуют продуктов и услуг, разработанных под их уникальные потребности…Отдельные клиенты (и потребители, и промышленные фирмы) требуют индивидуального подхода. Они ожидают продукции, приспособленной под их потребности, графиков…доставки в соответствии с их планами производства или рабочими часами и удобных для них оплаты. Ряд факторов, действующих и по отдельности, и вместе, привел к переходу влияния на рынке от производителя к клиенту». Следовательно, с повышением роли инноваций в развитии предприятий на современном этапе невозможным становится использование старых управленческих подходов. Обусловлено это тем, что предприятие может считаться инновационно-активным и перспективно развиваться, если тенденции такого развития обусловлены комплексным внедрением всех видов инноваций: продуктовых и процессных. Развитие производства должно происходить параллельно с развитием форм и методов управления. В начале экономического роста могут применяться монопроекты и сравнительно простые методы менеджмента. При этом нарастание сложности управления в своем развитии должно опережать развитие производства и только тогда оно может быть эффективным. Все это влечет за собой его усложнение в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношениях и дальнейшую полную реорганизацию управляющей и управляемой подсистем.

Традиционно считалось, что основными источниками устойчивых конкурентных преимуществ являются продуктовые и технологические инновации. Они являются необходимым, но недостаточным условием успешной предпринимательской деятельности современной фирмы. Практика современных ведущих компаний доказывает, что организационно-управленческие инновации сегодня становятся источником успеха деятельности предприятий на рынке.

Таким образом, наравне с продуктовыми, не менее важными в повышении инновационного потенциала отечественных предприятий являются процессные инновации. Их реализация позволяет получить значительные конкурентные преимущества в различных, наиболее перспективных для субъектов предпринимательства, областях.

Трудности в исследовании процессных инноваций обусловливает ряд существующих проблем. Во-первых, это связано с неоднозначностью трактовки категории «процессная инновация». В современных условиях имеется значительное количество подходов, которые или дублируют, или противоречат друг другу в их определении. Во-вторых, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по учету и диагностике процессных инноваций, не разработаны показатели оценки их эффективности, критерии влияния на совокупный эффект функционирования и развития предприятий. В связи с этим, определить в практической деятельности, какой вид инноваций следует отнести к процессным, достаточно трудно. В результате – в отечественной статистике имеет место систематическое занижение результатов инновационной деятельности, и, следовательно, – неоднозначность определения инновационно-активных предприятий, уровня и критериев инновационного развития.

Следует отметить, что среди российских ученых нет однозначного определения понятия процессных инноваций. Как правило, к новым или усовершенствованным процессам относят внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, результаты по которым вносятся в виде абсолютных и относительных показателей в таблицы по учету и анализу инновационной активности предприятий за определенный период. Однако более детального рассмотрения сущности проводимых усовершенствований и научно-обоснованного определения термина процессных инноваций не приводится. В Российской Федерации учет инновационной деятельности на региональном уровне предусмотрен Инструкцией, в которой процессные инновации относят к технологическим, даются рекомендации, какие новшества следует учитывать как процессные. В частности, отмечается, что процессные инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов. Однако особо отмечается, что организационно-управленческие изменения в данную категорию не входят.

По мнению ученых, такой подход не совсем верен. Доказывая данный вывод, можно привести следующие слова П. Друкера: «...прежде всего, инновацию не следует путать с изобретением. Инновация – это, скорее, экономический, а не технологический термин. Нетехнологические... инновации важны не меньше, чем технологические… Инновация не ограничивается лишь исследованиями и разработкой – она охватывает все составляющие предприятия, все его функции и все виды деятельности... не замыкается исключительно на производстве – инновация в процессе сбыта (распределения) не менее важна…».

Следовательно, процессные инновации можно подразделить на: 1) технологические процессные инновации (в традиционном понимании); 2) институциональные процессные инновации (новые формы организации управления в производстве и сбыте). Таким образом, к процессным инновациям относятся:

                   совершенствование процессов взаимодействия предприятия с внешней средой – новшества в организации сбытовой и закупочной деятельности:

                   инновации, повышающие роль договорной дисциплины (повышение эффективности работы с контрагентами предприятия);

                   разработка новых схем сотрудничества с посредниками и торговыми представителями;

                   мероприятия по повышению эффективности и снижению риска взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями, выступающими в роли кредиторов и инвесторов;

                   усовершенствование отношений с партнерами по снабженческо-сбытовой деятельности, предполагающие новые технологии реализации продукции и упрощение схем закупок;

                   совершенствование и изменение процессов управления движением материальных запасов и денежных средств на предприятии:

                   логистические процессные инновации – новшества во внутрипроизводственном управлении;

                   внедрение современных методов планирования производства, поставок и сбыта (объемно-календарного планирования);

                   внедрение методологии контроллинга с целью учета, бухгалтерского анализа и эффективного управления финансово-экономической деятельностью предприятия;

                   инновации, вносимые в процессы общего управления предприятием, определяющие внедрение мероприятий по снижению уровня постоянных операционных издержек предприятия;

                   нововведения в технологические процессы выпуска продукции, включающие разработку новых технологических регламентов, освоение новых видов технического оборудования и специальной технологической оснастки.

Следовательно, внедрение перечисленных концепций в практику управления предприятием следует определять как процессные инновации. Кроме того, при определении процессных инноваций, необходимо исходить из процессного подхода к управлению, это не противоречит буквальному переводу понятия «process innovation» с английского языка – инновации по процессам.

Согласно М. Хаммеру и Дж. Чампи, данный подход предусматривает, что компаниям нужно строить свою работу уже не на основе разделения труда. Теперь компании должны быть организованы на основе ключевых процессов. Следовательно, центральным звеном в рамках указанного подхода является приоритетность ориентации на потребности клиентов. Единственная цель бизнес-процессов – удовлетворение потребностей клиентов-получателей промежуточного или конечного продукта. Это позволяет сделать вывод о ключевой роли процессного подхода в рамках политики «активного проталкивания», основанной на тактике ориентации на клиента, что является важнейшим условием, определяющим необходимость процессных нововведений.

Базовой категорией, определяющей сущность процессного подхода, является «процесс», или «бизнес-процесс». Различные ученые процесс трактуется как логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю. М.Хаммер и Дж.Чампи определяют бизнес-процесс «…как комплекс действий, в котором на основе одного или более видов исходных данных создается ценный для клиента результат». Российские специалисты в области процессного управления, В.В. Репин и В.Г. Елиферов, определяют данный термин следующим образом: «бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательности работ), которая по определенной технологии преобразует входы и выходы, предоставляющие ценность для потребителя».

Не трудно заметить, что последнее определение бизнес-процессов обобщает предыдущие два и не противоречит системному подходу к изучению предприятия как сложной социально-экономической системы. Кроме того, теоретический анализ экономической сущности категории бизнес-процессов предприятия позволяет предположить наличие синергетических связей между ними, совершенствование которых оказывает эмерджентное влияние на совокупный результат деятельности предприятия.

Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов образует их сеть, которая включает все основные функции, выполняемые в подразделениях предприятия. Исходя из этого, сущность процессного подхода к управлению заключается в необходимости формирования сети бизнес-процессов как совокупности видов деятельности предприятия, предполагая последующее управление этими процессами по методике PDCA (Plan (планирование процесса) – Do (выполнение процесса) – Check (анализ показателей эффективности процесса) – Act (корректировка процесса)), включая мониторинг удовлетворенности клиентов и внутренний аудит процессов.

Следовательно, сущность процессного подхода по методике PDCA доказывают ранее предположенный факт наличия синергетических связей между процессами и эмерджентного влияния результатов их изменений или совершенствования на совокупный эффект. Иными словами, нововведения по процессам предполагают достижение синергетического эффекта предприятия. Поэтому в рамках авторского подхода к определению процессных инноваций и обоснования их роли в развитии предприятия, целесообразным является применение комбинированного подхода (процессного и синергетического). Проведенный теоретический анализ делает возможным предложить современную концепцию трактовки экономической сущности процессных инноваций.

Процессные инновации – это новшества, затрагивающие весь спектр бизнес-процессов предприятия, приоритетом которых является совершенствование деятельности с целью выбора вектора ориентации на клиентов (потребителей), и направленные на достижение синергетического эффекта предприятия за счет эмерджентного влияния роста эффективности всех его функциональных единиц.

Исходя из приведенного выше анализа, можно предложить следующую классификацию процессных инноваций, подразделив их на инновации первого и второго уровней (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация процессных инноваций

 

Процессные инновации первого уровня предопределяют возможности инновационного развития путем внедрения новых методов управления бизнес-процессами, освоения новых технологий производства и сбыта продукции, механизмов управления кадровыми, финансовыми, капитальными, материальными и др. видами ресурсов, повышение качества производства и менеджмента. Сюда же нами впервые включены экологические инновации, поскольку экологический менеджмент является одним из направлений концепции тотального управления качеством.

Процессные инновации второго уровня интерпретируются как результат изменений на первом уровне, они позволяют осуществить революционный скачок в организационно-экономическом развитии предприятия и выйти на качественно новый его уровень, добиться конкурентных преимуществ на внешних рынках, повысить экспортный потенциал предприятия. Особо следует подчеркнуть на этом уровне правовой аспект вносимых новшеств, в рамках которого осуществляется описание всех бизнес-процессов и закрепление их в регламенте (уставе) предприятия, автоматизация данных функций осуществляется за счет информационно-сетевых новшеств.

Информация о работе Процессные инновации в системе управления развитием предприятий