Пути совершенствования планирования инновационной организации

Автор: c*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Цель написания работы: пути совершенствования планирования инновационной организации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1. Основные понятия 4
1.2. Инновационный процесс 5
1.3. Классификация инноваций 7
2. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 8
3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ 10
3.1. Понятие «нового продукта» 10
3.2. Этапы выведения нового продукта на рынок 10
3.2.1. Этап генерации идей 11
3.2.2. Отбор идей 12
3.2.3. Разработка замысла и его проверка 13
3.2.4. Этап экономического анализа 14
3.2.5. Разработка товара 14
3.2.6. Пробный маркетинг 15
3.2.7. Коммерческая реализация товара 16
4. Экспертиза инновационных проектов 18
4.1. Задачи и основные приемы 19
4.2. Методы отбора инновационных проектов 22
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 25
5.1. Общая экономическая эффективность инноваций 25
5.2.Характеристика результатов инновационной деятельности 28
5.3. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности 29
6. СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗРАБОТКИ НОВШЕСТВ 32
7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
8. ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 39

8.1. Технология управления инновационным процессом 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Работа содержит 1 файл

Курсовой.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

      Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные подразделения, действующие подобно независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения с другими или изменение его внутренней структуры, в т.ч. деление на более мелкие самостоятельные звенья. Если сразу у нескольких подразделений одновременно возникают общие научно-технические затруднения, то целесообразно создание специального звена для их преодоления. В случае возникновения противоречия между интересами двух подразделений, создают так называемую “зонтичную” группу, которая курирует оба подразделения одновременно. Если противоречия затрагивают несколько подразделений, то они реорганизуются.  

     В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность:  

-советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;  

-отделения и центральные службы развития новых продуктов, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки новой продукции и её внедрение;  

-проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования и разработку новой продукции от идеи до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. В случае успешного внедрения инновации такие группы зачастую становятся ядром новых дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;  

-отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;  

-центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке путем расширения объема продаж. Такие подразделения являются хозяйственно самостоятельными. Причем материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке;  

-венчурные структуры выступают зачастую в качестве дочерних компаний крупных корпораций, либо как самостоятельные предприятия. Они разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные с повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью;  

-специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие;  

-аналитические группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.

Характерной тенденцией развития инновационной деятельности является поиск предприятиями интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках:  

-отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;  

-инновационных центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма;  

-финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений.

В современных  условиях успешному научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий  в ФПГ, холдинговые структуры  и т.п., где связи строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Как правило, динамично развивающиеся ФПГ включают специализированные инновационные структуры, такие как научно-исследовательские технологические центры, лаборатории и т.д. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе венчурные структуры. Благодаря этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью.

Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия  в целом не влияет на эффективность  инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:  

-наличие больших материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления дорогостоящих нововведений;  

-возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний;  

-возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;  

-меньшая вероятность банкротств в случае неудачи некоторых инноваций.  

Роль мелких предприятий в разработке инноваций  также велика, когда нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:  

-возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность и нетрадиционные подходы;  

-возможность деятельности в тех областях, где крупным предприятиям результаты представляются неперспективными, ограниченными или слишком рискованными при незначительных масштабах прибыли в случае успеха;  

-фактическое отсутствие бюрократического руководства.  

Необходимость поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов  в производство, доведение их до рынка способствуют объединению  преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка крупными предприятиями лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или поглощение компаний, освоивших новый продукт или технологию, привлечение мелких высокотехнологичных предприятий в качестве поставщиков и субподрядчиков.

 

                                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Особенностью  современного этапа развития инновационной  деятельности является образование  в крупнейших фирмах единых научно-технический  комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука-производство". Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

     В 90-е годы в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

     Особенно  заметно эти тенденции проявляются  в инновационном менеджменте  у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической  сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.

      Cовершенно очевидно, что реализация инновационной функции социальной сферы должна идти по пути первоочередного развития и поддержки тех отраслей общественного сектора и категорий лиц, которые в дальнейшем могут перейти на самообеспечение и самовоспроизводство. Создание механизмов позволяющих вывести как можно больший объём населения и отраслей общественного сектора из дотационной части социальной сферы уже задействованы.

      Приоритетными направлениями реализации инновационной  функции социальной сферы по глубокому  убеждению автора являются следующие:

    -развитие человеческого потенциала

    -развитие культурной сферы и культурная интеграция российского общества

    -охрана и  развитие здоровой среды обитания человека

      Такое распределение отражает потребности  современного российского общества. Развитие человеческого потенциала отражает необходимость в квалифицированном населении способном самостоятельно позаботиться о своём обеспечении и готовом к своевременной адаптации на меняющиеся условия. То есть развитие системы образования, подготовки и переподготовки кадров, активная политика занятости, и т.д..

      Развитие  культурной сферы как уже отмечалось определяет готовность населения к  восприятию реформ и самостоятельному развитию, заботе о собственном здоровье, своей семье и многое другое. Сюда включается и развитие гражданской  активности, и, частично, образовательная функция. Культурная интеграция российского общества необходима для сплочения населения и развития в нём таких черт как взаимопомощь, единство, активность в осуществлении общественно важных мероприятий.

      Развитие  здоровой среды обитания человека определяет физическое здоровье общества, возможности для восстановления и полноценного воспроизводства человеческого ресурса. Здоровая окружающая обстановка так же способствует культурному развитию каждой личности.

      Россия  на сегодняшний момент обладает всеми возможностями для устойчивого развития социальной сферы, что становится залогом её будущего процветания. Основные шаги по реализации инновационной функции социальной сферы уже предпринимаются и как показывает анализ  в правильном направлении. Основная задача довести благие начинания до логического завершения и не перестараться в какой-либо одной области. Некоторая увлечённость автора вопросами культурного развития Российского общества связана с сопоставлением исторических фактов развития различных стран. Большинство развитых и динамически развивающихся стран обладают высокой степенью интеграции и единства культуры. В то время как Россия на современном сложном этапе становления являет пример крайней разобщённости и недовольства окружающей действительностью.

      Именно  объединённое и здоровое во всех отношениях общество в состоянии преодолеть любые трудности, особенно, общество с таким огромным потенциалом  как российское. Грамотное использование  этого потенциала и направление  его в позитивное русло даст дополнительные возможности для реализации инновационной функции социальной сферы.

 

                         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Арчибальд Р.Д. Управление высокотехнологичными программами и проектами. - М.; АйТи - Пресс, 2006.

2.    Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2000

3.    Бэгьюли  Ф. Управление проектом. - М: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 208с.                               \

4.    Грачева  MB. Проектный анализ. - М.: МГУ, 2005

Информация о работе Пути совершенствования планирования инновационной организации