Пути совершенствования планирования инновационной организации

Автор: c*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Цель написания работы: пути совершенствования планирования инновационной организации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1. Основные понятия 4
1.2. Инновационный процесс 5
1.3. Классификация инноваций 7
2. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 8
3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ 10
3.1. Понятие «нового продукта» 10
3.2. Этапы выведения нового продукта на рынок 10
3.2.1. Этап генерации идей 11
3.2.2. Отбор идей 12
3.2.3. Разработка замысла и его проверка 13
3.2.4. Этап экономического анализа 14
3.2.5. Разработка товара 14
3.2.6. Пробный маркетинг 15
3.2.7. Коммерческая реализация товара 16
4. Экспертиза инновационных проектов 18
4.1. Задачи и основные приемы 19
4.2. Методы отбора инновационных проектов 22
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 25
5.1. Общая экономическая эффективность инноваций 25
5.2.Характеристика результатов инновационной деятельности 28
5.3. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности 29
6. СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗРАБОТКИ НОВШЕСТВ 32
7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
8. ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 39

8.1. Технология управления инновационным процессом 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Работа содержит 1 файл

Курсовой.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

      В состав затрат проекта включаются предусмотренные  в проекте и необходимые для  его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления  проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников.  

      Поэтому не включаются в расчет:

  • затраты организаций - потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других участников проекта;
  • амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемыми другими участниками;
  • все виды платежей белорусских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;
  • проценты по кредитам Центрального банка РБ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта;
  • затраты иностранных участников;
  • основные средства, временно используемые участником в процессе осуществления инвестиционного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов;
  • остаточная стоимость основных средств на момент начала их привлечения включается в единовременные затраты; на момент прекращения единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств;
  • арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.
 

    При расчетах показателей экономической  эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:

  • региональные (отраслевые) производственные результаты; выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта, организациями региона (отрасли), за вычетом потребленной этим же или другими участниками проекта организациями региона (отрасли);
  • социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (в организациях отрасли)
  • косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона (организациями отрасли).

     В состав затрат при этом включаются только затраты организаций - участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли) также без повторного счета одинаковых затрат и без  учета затрат одних участников в  составе результатов других участников.

     При расчетах показателей экономической  эффективности на уровне организации  в состав результатов проекта  включаются:

  • производственные результаты;
  • выручка от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные нужды социальные результаты в части,  относящейся к работникам организации и членам их семей.

     В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие  затраты организации без повторного счета (в частности, не допускается  одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию). 

     Принятие  решений по инвестированию осложняется  различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, риск и тому подобное  Очевидно, что решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях.

     Принятие  решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании  различных формализованных и  неформализованных методов. Какого-то универсального метода, пригодного для  всех случаев жизни, не существует.

                   5.2.Характеристика результатов инновационной деятельности

      В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

      Результаты  инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например «ноу-хау»).

      Создатели новшеств приобретают на них авторские  и смежные с ними права. Возникает  такое юридическое понятие, как  интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В Белоруссии законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией.

      Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе установлено такое средство индивидуализации продукции — товарный знак. В Законе Белоруссии «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение:

      «Товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак ТЗ) — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

      Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются  и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар.

      Однородная  продукция может выпускаться  разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.

      Товарный  знак выполняет следующие функции:

  • служит ориентиром при выборе товара;
  • указывает на наличие соответствующего качества товара;
  • выделяет товар из однородных товаров других производителей;
  • показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;
  • рекламирует товар, так как обеспечивает производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;
  • позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.

      Товарный  знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).

      Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

      «Ноу-хау» могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

      Следствием  инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия — промышленные образцы. Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.

      Права на изобретения, товарные знаки и  другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.

      Материальные  результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.

      Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.

      5.3. Выход на рынок технологий  как результат инновационной  деятельности

      Результаты  инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий. Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.

      Передача  технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне.

      Лицензионная  торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она  охватывает сделки с «ноу-хау», с  патентами на изобретения. Кроме  того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.

      Результаты  инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау», — это специфический товар мирового рынка.

      Такой товар, как технология, нужно рассматривать  с учетом:

  • потребительной стоимости;
  • труда по созданию;
  • процесса потребления технологических знаний. Технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

      Каждое  новое техническое решение, относящееся  к производству, является уникальным и неповторимым. Поэтому каждый отдельный  технологический товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования.

      Затраты труда на производство нематериального  продукта отличаются от затрат труда на производство материальных носителей знаний. Прежде всего труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.

      Специфика потребительной стоимости и труда  по созданию технологии предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако, характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.

      На  использование технологии влияют:

  • темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;
  • скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохода лицензиата.

      Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».

      На  величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:

  • производственный риск;
  • коммерческий риск;
  • конкуренция со стороны альтернативных технологий.

Информация о работе Пути совершенствования планирования инновационной организации