Пути совершенствования планирования инновационной организации

Автор: c*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Цель написания работы: пути совершенствования планирования инновационной организации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1. Основные понятия 4
1.2. Инновационный процесс 5
1.3. Классификация инноваций 7
2. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 8
3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ 10
3.1. Понятие «нового продукта» 10
3.2. Этапы выведения нового продукта на рынок 10
3.2.1. Этап генерации идей 11
3.2.2. Отбор идей 12
3.2.3. Разработка замысла и его проверка 13
3.2.4. Этап экономического анализа 14
3.2.5. Разработка товара 14
3.2.6. Пробный маркетинг 15
3.2.7. Коммерческая реализация товара 16
4. Экспертиза инновационных проектов 18
4.1. Задачи и основные приемы 19
4.2. Методы отбора инновационных проектов 22
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 25
5.1. Общая экономическая эффективность инноваций 25
5.2.Характеристика результатов инновационной деятельности 28
5.3. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности 29
6. СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗРАБОТКИ НОВШЕСТВ 32
7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
8. ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 39

8.1. Технология управления инновационным процессом 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Работа содержит 1 файл

Курсовой.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

     Следовательно,   научно-технические   инновации должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

     Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

     Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

                                      1.3. Классификация инноваций

     Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

     В зависимости от технологических  параметров  инновации подразделяются на:

  • продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
  • процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

     По  типу новизны для рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

     По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

     В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

     В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ 
 

     Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.

     Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

  1. разработку планов и программ инновационной деятельности;
  2. наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
  3. рассмотрение проектов создания новых продуктов;
  4. проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
  5. обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
  6. обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
  7. создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.
 

      Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии – важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

      Стратегическое  планирование преследует две основные цели.

      1. Эффективное распределение и  использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.

      2. Адаптация к внешней среде.  Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

      Стратегическое  планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было заменить другой.

      Разработка  стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

      При выборе цели нужно учитывать два  аспекта: кто является клиентами  фирмы и какие потребности она может удовлетворить.

      После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования — конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:

      1) прибыльность — добиться в  текущем году уровня чистой прибыли 5 млн. д.е.;

      2) рынки (объем продаж, доля рынка,  внедрение в новые линии), например, довести долю рынка до 20% или  довести объем продаж до 40 тысяч  штук;

      3) производительность, например, средняя  часовая выработка на одного  рабочего 8 ед. продукции;

      4) продукция (общий объем выпуска,  выпуск новых товаров или снятие  некоторых моделей с производства  и др.);

      5) финансовые ресурсы (размер и  структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала;

      размер  оборотного капитала и др.);

      6) производственные мощности, здания и сооружения;

      7) НИОКР и внедрение новых технологий (основные показатели, технологические  характеристики, стоимость, сроки  внедрения);

      8) организация — изменения в  организационной структуре и  деятельности, например, открыть представительство фирмы в определенном регионе;

      9) человеческие ресурсы (их использование,  движение, обучение и т.п.);

      10) социальная ответственность.

      Стратегическое  планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы. Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

      К серьезным факторам внешней среды  относятся социально-поведенческие  и экологические. Фирма должна учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др. Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.

      Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

 

                   3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ 

                                       3.1. Понятие «нового продукта»

     Товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к  существующему ассортименту, обычно называют новым продуктом. Простые усовершенствования существующих изделий сюда не входят. Новые изделия могут быть или принципиально новым продуктом или комбинацией новых приспособлений, механизмов, без изменения самого продукта.

     Цели  процесса инновации можно свести к следующим:

     1) нахождение нового технического  решения задачи - создание изобретения;

     2) проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

     3) налаживание серийного производства  продукции;

     4) параллельная подготовка и организация сбыта;

     5) внедрение нового товара на  рынок;

     6) закрепление на новых рынках  путем постоянного совершенствования

     технологии, повышения конкурентоспособности  продукта.

     Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. У них наблюдается особо тесное взаимодействие службы НИОКР со службой маркетинга.

     Подразделения НИОКР становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в  разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР максимально учитывать требования потребителей и корректировать в соответствии с ними технико-экономические показатели нового изделия с целью их оптимизации. 

Информация о работе Пути совершенствования планирования инновационной организации