Развитие инновационной политики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры. Таким образом, актуальность вопроса осуществления инновационной деятельности и изыскания источников ее финансирования для каждого предприятия очевидна.

Работа содержит 1 файл

Курсавая.docx

— 120.95 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Инновации служат сегодня  основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности  экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.

В современной экономической  системе немаловажную роль играют капиталовложения. В самом широком смысле капиталовложения обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития предприятия. Осуществляя капиталовложения предприятие, развиваясь, тем самым способствует развитию экономики всей страны, что уже хорошо, поскольку капиталовложения осуществляются посредством реализации инвестиционной деятельности, то любое предприятие, как государственное, так и частное должно осуществлять инвестиционную деятельность. Данная деятельность не обязательно должна носить экономический характер, инвестиции могут осуществляться и с целью достижения социального эффекта. Основным же условием эффективного развития экономики Беларуси является структурная перестройка народного хозяйства Беларуси, что невозможно без роста инвестиций при повышении эффективности их использования. Беларусь остро нуждается в инвестициях. Кроме того, инвестиции, безусловно, приносят прибыль, или же, по крайней мере, позволяют диверсифицировать капитал предприятия, что позволяет его сохранить в случае различных финансовых и прочих потрясений.

Наиболее значимым для  развития и эффективности инновационной  деятельности является вопрос о практике ее финансирования. В качестве источников финансирования инновационной деятельности выступают собственные средства предприятий, средства республиканского, местного бюджетов, бюджета Союзного государства России и Беларуси, внебюджетных фондов, иностранных инвесторов, а также прочие источники (среди которых преобладает использование финансирования за счет банковских кредитов). Среди источников финансирования новаторской деятельности в настоящее время значительную часть занимают собственные средства белорусских организаций. Однако в настоящее время для большинства предприятий значительным фактором, препятствующим инновациям, является недостаток собственных средств.

Таким образом, актуальность вопроса осуществления инновационной  деятельности и изыскания источников ее финансирования для каждого предприятия очевидна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические  основы инновационной политики государства

    1. Основные цели и задачи государственной инновационной политики

Инновация (нововведение) - использование  в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование  процесса деятельности или его результатов. Инновации могут относится к  сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры образования, другим сферам деятельности общества.

По уровню новизны различают:

  • базисные инновации, направленные на освоение новых поколений машин и материалов, принципиально новой техники и технологии;
  • улучшающие инновации, служащие распространению и совершенствованию освоенных поколений техники, (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления;
  • псевдоинновации, деятельность по частичному улучшению устаревшей техники и технологии, не дающая эффекта для общества либо приносящая отрицательный эффект.

Инновационная деятельность - процесс использования результатов  научно-технической деятельности (открытий, изобретений, технических усовершенствований, промышленных образцов, проектов и  т.п.) в производстве для расширения и обновления ассортимента и улучшения  качества выпускаемой продукции (товаров  и услуг), совершенствования технологии их изготовления. Инновационная деятельность охватывает как процесс освоения инноваций в производстве, так  и содействие этой деятельности (информационные и иные услуги) и управления ею, а  также научную и инвестиционную деятельность в части, относящейся  к инновационному процессу.

Научно-технический прогресс - важный фактор роста экономики. Он часто сравнивается с инновациями. Позволяет ввести нововведения в  экономику. Инновационными явлениями  можно управлять. В зависимости  от того, где они происходят, можно  производить управление отделами в  корпорациях, а так же в государстве. Инновационная политика приносит разные новшества, однако, она должна развивать  научно-технический потенциал государства. Инновационный процесс тесно  взаимосвязан с материальными и  денежными отношениями. Это четко  прослеживается в условиях рыночной экономики. Инновациями в основном занимаются частные компании. Они  представляют собой путь разрешения задач компании в сфере коммерции  или производства. Частные компании добиваются получения высокой прибыльности у других компаний. В данном случае инновации нужны только для повышения  прибыльности компаний. Инновации уже  не так важны, как средство науки, они принимают большое значение в сфере предпринимательства.

Прежде чем ввести и  разработать новшества, компании необходимо денежное равновесие, а так же наличие  свободных денежных средств. Вложения компаний связаны с возможностью их лишения. Успех нового произведенного продукта неоднозначен, исход может быть разным. Только 8,7% составляют вероятность успеха нового товара. Вероятность мала и компании нередко боятся рискнуть. По статистике около одной идеи из 12 ждет успех и спрос потребителей.

Инновационная политика в  государстве необходима для устойчивой экономики в развитых странах. Эта  политика является необходимой для  объединения производства и науки.

Государственная инновационная  политика - это составная часть  социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и  реализации достижений науки и техники.

Основными целями государственной инновационной политики являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  • содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  • содействие расширению взаимодействия субъектов РБ при осуществлении инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РБ.

Государство влияет на инновационную  политику в целом. Оно проводит меры по развития науки в качестве ее финансирования, подготовки необходимых  кадров для ее работы. Государство  является разработчиком множества  программ для привлечения инновационной  активности в бизнес.

Государство помогает развитию науки за счет совершения заказов  на нововведения, которые в будущем  будут не заменимы и полезны в  экономической сфере страны. Государство  поддерживает начальный спрос на новшества, которые в последствии  начинают пользоваться большим спросом.

Государство является посредником  между академической и прикладной наукой, стимулирует промышленные инновации. Государство может воздействовать как на прямую, так и косвенно. Та или иная мера может быть использована государством в различных экономических  ситуациях. При спаде экономики  важно применение кейнсианского  подхода. В данном случае государство  контролирует экономику, активно вмешиваясь в нее. Вторжение государства в экономику во все странах неоднозначно и может иметь отличия.

Государственное регулирование  сочетается с низкой степенью централизации  государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при  развитой системе согласования интересов  правительства и бизнеса.

Основными механизмами, обеспечивающими  реализацию инновационной политики, приоритетное развитие высокотехнологичных  и наукоемких отраслей промышленности, являются финансово-кредитные механизмы, механизмы, обусловленные законодательными и нормативными правовыми актами, институциональные преобразования, механизмы в сфере образования, экспорта и таможенного регулирования.

Механизмы финансово-кредитной  политики включают в свой состав следующие  основные элементы:

  • создание благоприятных условий для финансово-кредитных учреждений и страховых компаний, работающих в рамках корпоративных структур (в том числе финансово-промышленных групп), в целях финансирования инноваций и страхования кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции;
  • применение возвратного финансирования высокоэффективных прикладных инновационных разработок, имеющих высокую экономическую эффективность;
  • развитие венчурного инвестирования;
  • разрешение государственным предприятиям - научным организациям, прошедшим государственную аккредитацию, использовать полученные при продаже научно-технической продукции на основе лицензионных соглашений средства (за вычетом прямых расходов и авторских вознаграждений) на научно-технические цели (выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупка спецоборудования и т.д.) в качестве целевого финансирования;
  • создание механизма реструктуризации и погашения задолженности научно-исследовательским организациям и промышленным предприятиям (в первую очередь, оборонной промышленности) по средствам национального бюджета, образовавшейся вследствие государственного недофинансирования;
  • финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, инновационных проектов, связанных с развитием высокотехнологичных направлений;
  • поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций);
  • развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования и приборов;
  • введение нелинейной амортизации для иностранных инвесторов (когда в первые годы после приобретения основных средств списывается большая часть их стоимости), производящих инновационную продукцию по международным коммерческим контрактам;
  • оказание финансовой поддержки патентной и изобретательской деятельности, содействие в охране интеллектуальной собственности и поддержании прав на нее в странах СНГ и за рубежом;
  • совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и их исполнителей, повышение удельного веса реализации в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов;
  • оказание содействия в участии малого предпринимательства в конкурсах по реализации инновационных программ и проектов за счет бюджетных средств.

В связи с развитием  и расширением рынка научно-технической  продукции первоочередное значение приобретают механизмы вовлечения интеллектуальной собственности в  хозяйственный оборот. Для этого  необходимо на законодательном уровне в целях стимулирования создания, охраны и использования интеллектуальной собственности при осуществлении  инновационной деятельности закрепить  соответствующие положения, направленные на регулирование:

  • авторов и работодателей;
  • налогообложения физических и юридических лиц;
  • деятельности национальных (государственных) органов управления, в частности, патентных ведомств;
  • отношений в области морального стимулирования.

Необходимы оценка интеллектуальной собственности предприятий и  ее инвентаризация с постановкой  на баланс в виде нематериальных активов, уточнение финансово-экономических  механизмов обращения и бухгалтерского учета, создание механизма управления интеллектуальной собственностью, созданной  с участием государства. Формирование рынка интеллектуальной собственности  и вовлечение в хозяйственный  оборот результатов научно-технической  деятельности требуют законодательного обеспечения. Следует разработать  механизмы использования интеллектуальной собственности в качестве вклада в совместно создаваемые предприятия  по производству новой продукции.

Механизмы в сфере образования  должны предусматривать:

  • широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки специалистов и повышения квалификации педагогических кадров в области инновационной деятельности;
  • на базе высших учебных заведений подготовку и переподготовку кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований, также развитие системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технологической сфере и учреждений дополнительного профессионального образования;
  • совершенствование системы финансирования научно-технической, инновационной деятельности и социальной сферы научных и учебных заведений в области образования, привлечение для этих целей дополнительных внебюджетных финансовых средств;
  • участие научно-педагогических работников вузов системы в создании наукоемких технологий, в том числе технологий двойного назначения, инновационной продукции и повышении конкурентоспособности производства.

Информация о работе Развитие инновационной политики РБ