Развитие инновационной политики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры. Таким образом, актуальность вопроса осуществления инновационной деятельности и изыскания источников ее финансирования для каждого предприятия очевидна.

Работа содержит 1 файл

Курсавая.docx

— 120.95 Кб (Скачать)

• привлечение инвестиций под правительственные гарантии;

• инвестирование средств  в создание и развитие субъектов  инновационной инфраструктуры; 
• размещение госзаказов на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;

• субсидии на реализацию инновационных  проектов;

• льготы по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам, а также  в области тарифного и нетарифного  регулирования;

• предоставление права  использования принадлежащего государству  имущества, в том числе ОИС.

      В странах,  поощряющих инновационную активность, применяются разнообразные способы  стимулирования, создающие в совокупности  льготный режим для такого  рода деятельности. Для развития  собственной инициативы, а также  повышения ответственности за  качество и конкурентоспособность  новой продукции поддержка в  абсолютном большинстве случаев  оказывается на небезвозмездной  основе. Во-первых, она предоставляется  на время осуществления инновационной  деятельности (с момента создания  инновации, получения правовой  охраны в качестве объекта  промышленной собственности, начала  производства) до получения прибыли.  Распространена практика налогового  кредита, когда льготы фактически  означают отсрочку уплаты налогов.  Во-вторых, государственное финансирование предоставляется в ограниченном объеме, при этом ставится условие использования субъектом собственных или заемных средств либо привлечения им частных вкладов.

       Необходимость  увеличения доли частных инвестиций  учитывается при развитии правового  регулирования инновационной активности  в иностранных государствах. В  частности, этот принцип содержится  в проекте Закона Российской  Федерации «Об инновационной  деятельности и о государственной  политике». В ст. 14 он предусматривает,  что поддержка организаций с  негосударственной или смешанной  формой собственности осуществляется  только на долевой основе, на  условиях возвратности, либо обеспечения  участия, или увеличения доли  собственности Российской Федерации  (субъектов Российской Федерации)  в уставных капиталах таких  организаций.

         Однако без государственных дотаций  наука развиваться не может.  Поэтому соотношение частных  и государственных вложений в  инновации определяется их характером. Фундаментальные исследования и  прикладные разработки, безусловно, предполагают разные подходы  финансирования. Последние позволяют  планировать будущие прибыли,  и поэтому основные затраты  на их проведение могут осуществляться  компаниями, тогда как фундаментальные  требуют большего участия государства.  И все же его задача заключается  в том, чтобы быть катализатором  инновационной активности, а не  играть роль финансового донора. Эти нормы прописаны в последних  законодательных актах: указах  Президента Республики Беларусь  «О некоторых мерах по стимулированию  инновационной деятельности в  Республике Беларусь» и «О  мерах по совершенствованию порядка  создания и условий деятельности  временных научных коллективов».

        Успех  в области инноваций в настоящий  момент определяется конкурентными  преимуществами страны на мировом  рынке. Поэтому система государственного  стимулирования должна быть связана  с особенностями национальной  инновационной инфраструктуры и  определяться способностью рынка регулировать ответственность разработчиков за качество, а также наличием тесной связи между наукой, реальным прибыльным производством и сбытом.

      Для повышения  эффективности отечественной экономики  следует уделять должное внимание  развитию экспортоориентированных  и импортозамещающих отраслей. Интенсификация  экспорта отечественных инноваций  может быть достигнута налоговыми, таможенными льготами и другими  мерами государственной поддержки.  Однако необходимо также обратить  внимание на проблемы, которые  попадают в поле зрения при  рассмотрении данной темы.

     Во-первых, белорусские  инноваторы не очень активно  используют возможности охраны  разработок как объектов интеллектуальной  собственности за рубежом. Это  подтверждает информация от учреждений, оформляющих права на объекты  промышленной собственности.

    Во-вторых, договоры с иностранным партнером о создании и использовании инноваций регулируются указом Президента Республики Беларусь «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» и могут быть рассмотрены как внешнеэкономические сделки. Это приводит к дополнительному контролю экспорта инноваций. 
Безусловно, выполнение исследований за счет бюджетных средств или с помощью других механизмов государственной поддержки ставит вопрос о степени свободы территориального использования полученных достижений. Экспорт новых технологий, созданных при бюджетном финансировании, должен быть поставлен под контроль, но его осуществление с помощью методов, применяемых при внешнеторговых операциях, вряд ли будет эффективным.

        В-третьих, необходимо учитывать регионализацию инновационных рынков. Пример ЕС убедительно доказывает, что опыт экономической интеграции позволяет странам, участвующим в ней, получать неоспоримые преимущества. Государства, входившие ранее в состав СССР, должны уделять больше внимания формированию единого инновационного пространства и использовать в этом процессе опыт ЕС по снятию ограничений территориального характера прав интеллектуальной собственности. Экономические предпосылки такой интеграции на постсоветском пространстве уже имеются — транснациональные финансово-промышленные группы и другие объединения хозяйствующих субъектов из стран СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства

 

1.5. Методы государственного управления инновационной политики

К прямым методам государственного управления инновационной деятельностью  относятся:

- прогнозирование, планирование и программирование НТП и инновационной деятельности, выражающиеся в выборе приоритетов и целей развития науки и техники, обозначении соответствующих плановых и индикативных показателей, разработке и реализации научно-технических и инновационных программ, оценке их эффективности и т. п.;

- бюджетное финансирование НИР и НИОКР, которое можег целевым (адресным) и выделяемым на конкурсной основе;

- государственные заказы и гарантируемые закупки наукоемкой и высокотехнологичной продукции, производимой конкретными организациями;

- создание и развитие в стране за счет средств государственного бюджета соответствующей инновационной инфраструктуры;

Косвенные меры (встроенные стабилизаторы) заставляют инновационные  предприятия и экономику в  целом работать в режиме рыночного  саморегулирования и включают в  себя:

- налоговые и таможенные льготы, а также другие аналогичные преференции, предоставляемые субъектам инновационной деятельности, включая политику ускоренной и сверхускоренной амортизации их основного капитала;

- льготное кредитование инвестиционно-инновационных проектов;

- формирование в стране социально-психологического климата, способствующего повышению престижа научно-инновационной деятельности, и др.

К синтетическим мерам  государственного регулирования инновационного процесса можно отнести разработку законодательной базы, регулирующей научно-техническую и инновационную  деятельность в стране, поскольку  нормативные правовые акты позволяют  осуществлять как прямое, непосредственное воздействие на инновационный процесс (разрешение, запрет и т.п.), так и  создание соответствующих «правил  игры» на рынках наукоемкой и высокотехнологичной  продукции и услуг. Важнейшим  направлением государственного регулирования  НТП и инновационной деятельности в данной сфере является совершенствование  и развитие системы охраны прав на объекты интеллектуальной, в том  числе промышленной собственности. Инновационное развитие экономики  предполагает наличие предложений  новшеств со стороны науки, их отбор  производством с позиции эффективности  и возможностей использования, а  также временной монополии на инновацию, гарантирующей их авторам  и пользователям дополнительную прибыль. Последнее возможно при  условии, что права на новшество  законодательно защищены.

Мировая практика показывает, что технологически развитые державы  и успешно догоняющие их страны демонстрируют  наличие в них активной и эффективной  государственной инновационной  политики. Эксперты отмечают, что во всех без исключения державах - лидерах  мирового HIП, а также догоняющих их новых индустриальных странах государство сыграно и продолжает играть ключевую роль в переходе к инновационной модели развития.

 

Глава 2 Анализ инновационного развития промышленности и источников его финансирования

2.1 Анализ структуры  организаций, выполняющих исследование  и разработки (в региональном  разрезе)

Формирование различных  стратегий инновационного роста  является важным шагом к формированию эффективной Национальной инновационной  системы (НИС) страны. Это позволит увеличить  количество инновационных предприятий  в республике и поднять уровень  технологичности региона. Но для  грамотного проведения стратегии следует  учитывать особенности, потенциал  и специфику развития каждого  региона. Основой хозяйственного потенциала страны является промышленность. В  настоящее время на ее долю приходится более 30 % основных средств предприятий  всех отраслей экономики и создается  около 28 % объема ВВП. Основная часть (~ 56 % в 2008 г.) промышленных предприятий  сконцентрирована в г. Минске, а также  Гомельской и Витебской областях.

В г. Минске сосредоточена  пятая часть всех промышленно-производственных фондов и присуще значительное недоиспользование  мощностей, а также высокая степень  их износа. Основные показатели, характеризующие  промышленный потенциал столицы  приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные показатели промышленного потенциала г. Минска

Показатели 

2005

2006

2008

2009

2010

Число предприятий

2819

2947

3163

3444

4165

Объем продукции, млрд. руб.

10169

12629

15705

20114,3

26263,3

Численность промышленно-производственного  персонала, тыс. чел.

234,0

239,8

244,9

251,1

261,4

В том числе рабочих, тыс. чел.

180,7

180,1

179,6

183,1

195,4

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млрд. руб.

1164,8

1355,3

1941,4

2483,4

3004,5

Рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг, %

13,1

12,2

14,1

13,9

11,6

Индексы производства потребительских  товаров (в сопоставимых ценах, в % к  предыдущему году)

114,0

110,9

111,6

111,8

113,2


Источник: Данные Национального  статистического комитета

Важно понять, что именно столица должна стать флагманом  создания наукоемкой продукции и  высоких технологий, но прирост промышленного  производства должен непременно сопровождаться сокращением потребления материальных и топливно-энергетических ресурсов. А это возможно только посредством  внедрения новых ресурсо- и энергосберегающих  технологий. Поскольку машиностроение и металлообработка занимают доминирующее положение среди отраслей промышленности столицы (более 56 %), приоритетными направлениями  развития машиностроения должны стать  приборостроение и микроэлектроника; кроме того, дополнительный импульс  должна получить сфера информационных технологий.

Одним из наиболее индустриально  развитых регионов страны является Гомельская область – на ее долю приходится более 22 % промышленного производства. Экспортно-ориентированная промышленность Гомельской области характеризуется  преобладанием предприятий, производящих продукцию производственно-технического назначения и высокой энергоемкостью и материалоемкостью производственных процессов. Основные показатели, характеризующие  промышленный потенциал Гомельской области приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Основные показатели промышленного потенциала Гомельской области

Показатели 

2006

2007

2008

2009

2010

Число предприятий

814

864

899

951

1239

Объем продукции, млрд. руб.

10806

14160

17044

20633

30345,2

Численность промышленно-производственного  персонала, тыс. чел.

161,5

160,7

159,9

159,9

162,1

В том числе рабочих, тыс. чел.

130,2

126,8

124,9

124,0

122,8

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млрд. руб.

1773,6

2023,5

2275,5

1917,3

2719,6

Рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг, %

24,6

21,6

20,7

13,2

14,5

Индексы производства потребительских  товаров (в сопоставимых ценах, в % к  предыдущему году)

110,1

106,6

107,6

104,4

112,6


Источник: Данные Национального  статистического комитета

Для повышения промышленного  потенциала Гомельской области приоритетными  стали химическая и нефтехимическая  сферы. Именно в эти отрасли следует  вкладывать ресурсы, благодаря которым  возможны модернизация и техническое  перевооружение. Кроме того, обязательным условием роста промышленного потенциала является увеличение выпуска высокотехнологичной  продукции и снижение ее энерго- и материалоемкости.

Информация о работе Развитие инновационной политики РБ