Рейтинг РФ в сфере инновационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является исследование инновационной сферы на предмет выявления наиболее высоких и низких показателей инновационной сферы Российской Федерации по сравнению с развитыми странами.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить государственную инновационную политику РФ;
проанализировать государственную поддержку инновационной деятельности РФ;
выявить критерии оценки инновационной деятельности различных стран;
определить место РФ по выявленным критериям в сфере инновационных технологий.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………………...3
1.Государственная инновационная политика…………………………...………..5
1.1Формирование государственной инновационной политики…………....7
1.2Инструменты государственной инновационной политики…………...10
2. Государственная поддержка инновационной деятельности……………….16
2.1 Правовые основы государственного регулирования инновационной деятельности………………………...…………………………………….………16
2.2 Федеральные программы в сфере инновационной политики РФ…….17
3. Инновационная политика в РФ и перспективы развития………………..….20
3.1 Состояние инновационной базы РФ……………………………………20
3.2 Сравнение Российских технологий с мировым уровнем……..………22
4. Рейтинг РФ в сфере инновационных технологий……………………………28
4.1 Рейтинг РФ (по мировой практике оценки НИС)…………..………...28
4.2 Рейтинг РФ (по Методике оценки НИС Евросоюза)……...…………..30
Заключение………………………………………………………………………..40
Библиография…………

Работа содержит 1 файл

Рейтинг РФ в сфере инновационных технологий - курсовая работа,Киселёва А..doc

— 442.00 Кб (Скачать)

     Для государственного регулирования деятельности ОЭЗ создана специальное агентство. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

     Федеральное агентство по управлению особыми  экономическими зонами находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

 

      2.Государственная поддержка инновационной деятельности 

     2.1 Правовые основы  государственного  регулирования инновационной деятельности

     Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем[17]:

     - совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

     - участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

     - организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

     - создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

     Рабочей группой, образованной распоряжением  Администрации Президента Российской Федерации, разработан кодекс, состоящий из 9 глав  и обеспечивающий решение следующих задач:

     - введение в законодательство  норм об интеллектуальной собственности,  регулирующих обращение объектов  интеллектуальной собственности;

     - расширение и усиление защиты  авторов и других обладателей  исключительных прав;

     - усиление гражданско - правовой ответственности за нарушения прав, в том числе путём введения новых видов такой ответственности;

     - отражения в российском законодательстве  положений, вытекающих из международных  обязательств Российской Федерации  в сфере интеллектуальной собственности. 

     2.2 Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики

     Существует  2 федеральные целевые программы:

     1)«Исследования  и разработки по приоритетным  направлениям развития научно - технологического комплекса России 2007-2012»

     Основная  цель программы - развитие научно - технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

     Основные  задачи программы:

     - обеспечение ускоренного развития  научно-технологического потенциала по  приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации;

     - реализация приоритетных направлений  развития науки, технологий и  техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий;

     - обеспечение притока молодых  специалистов в сферу исследований  и разработок, развитие ведущих  научных школ;

     - развитие исследовательской деятельности  в высших учебных заведениях;

     - содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;

     - развитие научной приборной базы  конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений;

     - развитие эффективных элементов  инфраструктуры инновационной системы.

     Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

     - создание основы для качественного  изменения структуры российской  экономики и ее перехода к  модели устойчивого инновационного развития;

     - формирование научно-технологического  потенциала по критическим технологиям  Российской Федерации в качестве  основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;

     - реализация отдельных "прорывных" направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

     - расширение круга инновационно - активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;

     - реализация потенциала российской  науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;

     - обеспечение значимого вклада  в создание эффективной инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;

     - обеспечение стимулирующих факторов  для развития эффективных научных коллективов; повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок;

     2)«Национальная  технологическая база» на 2007-2011 годы.

     Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

     Основными задачами Программы являются:

     - создание новых передовых технологий  и оборудования, необходимого для  их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;

     - разработка программ (планов) внедрения  разработанных технологий в производство  с оценкой необходимых затрат  и источников их финансирования;

     - активизация процессов коммерциализации новых технологий;

     - создание перспективного научно-технологического задела для разработки перспективной наукоемкой продукции;

     - решение проблем улучшения экологической ситуации в стране.

     Целевые индикаторы и показатели реализации федеральной целевой программы  представлены в таблице 2.1.

     Таблица 2.1-"Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы

Целевые индикаторы и показатели Единица измерения 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
Количество  переданных в производство технологий штук 8- 12 41- 47 61- 69 49- 56 56- 62
Количество  патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений штук 16- 22 49- 56 58- 65 45- 53 38- 45
Количество  вновь разработанных технологий, соответствующих мировому уровню штук 11- 17 42- 48 55- 63 45- 53 42- 52

 

     3. Инновационная политика в РФ и перспективы развития

     3.1 Состояние инновационной  базы РФ

     В передовых странах разработка и  внедрение технологических инноваций является решающим фактором социального и экономического развития, залогом экономической и национальной безопасности.

     Производственный  потенциал многих развивающихся  стран сосредоточен на начальных стадиях цикла: в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть колониальным.

     Вместе  с тем некоторые промышленно  развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.

     И в нашей стране, благодаря удачной  конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах. И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха перед нововведениями».

     Не  смотря на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

     После изменения государственного строя  в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

     В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять  во внимание, что переход к рынку  сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2010 год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза, проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.[15]

     Основные  виды технологической инновационной  деятельности организаций представлены в таблице 3.1 (по данным на 2010 год).

     Таблица 3.1 - Виды технологической инновационной деятельности организаций.

Кол-во организаций, % Виды технологической  инновационной деятельности
25,8% Приобретение и освоение машин, оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям.
15,3% Производственное  проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых  продуктов, внедрения услуг или  методов их производства (передачи).
13,5% Исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов.
11,2% Приобретение программных средств.
9,9% Обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями.
7,8% Маркетинговые исследования в области технологических инноваций.
6,5% Приобретение технологических инноваций.
10,0% Прочие технологические инновации.

     Статистические  данные позволяют выявить распределение  затрат на исследования и разработки в общем объеме продукции (по данным на 2010 год), а именно:

     - 64,4% организаций расходуют на исследования и разработки до 1% от общего объема продукции;

     - 14,7% организаций - 4% и более;

     - 11,7% организаций - 1-2%;

     - 9,3% организаций - 2-4%.

     Налицо  значительное отставание производства по комплексу высоких технологий и снижение средней квалификации научно-технического и производственного персонала.

     В результате проведенных, рядом специалистов, исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России (по данным на 2010 год) и доли их влияния на данный процесс:

     - Недостаточность денежных средств – 40%;

Информация о работе Рейтинг РФ в сфере инновационных технологий