Стратегии инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучить соответствие инновационной деятельности различным стратегиям развития организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить сущность, понятие и значение инновации и инновационного процесса,
- изучить экономические методы исследования инновационной деятельности организации,
- проанализировать виды инновационных стратегий и их характеристики,
- рассмотреть механизм выбора инновационной стратегии,
- ознакомиться с инновационной деятельностью организации на примере ОАО «ЖБК».

Содержание

1 Теоретические основы инновационной деятельности 4
1.1 Сущность, понятие, значение инноваций и инновационного процесса 4
1.2 Экономические методы исследования инновационной деятельности организации 8
2 Анализ инновационных стратегий 14
2.1 Виды инновационных стратегий и их характеристика 14
2.2 Механизм выбора инновационной стратегии 21
3 Инновационная деятельность организации на примере ОАО «ЖБК» 25
3.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «ЖБК» 25
3.2 Инновационная деятельность организации 27
3.3 Инновационная деятельность ОАО «ЖБК» 32
Заключение 36
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

         МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

         ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

         “ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

         Экономический факультет 

         Кафедра экономики и управления организациями

         Инновационные стратегии развития предприятия 

         Курсовая  работа

         по  дисциплине «Инновационный менеджмент»

                           

                                

         Дневное отделение 
     
     
     

         Студент                                                                              Гагарина С.В.

                                        

         Руководитель                                                                        Исаева Е.М.

         ст. преп.                                                           
     
     
     
     
     
     
     
     

    2010 

 

Содержание

 
Введение                3

1 Теоретические  основы инновационной деятельности                                          4

1.1 Сущность, понятие, значение инноваций и инновационного процесса           4

1.2 Экономические методы исследования инновационной деятельности организации                                            8

2  Анализ инновационных стратегий 14

2.1 Виды инновационных стратегий и их характеристика                                    14

2.2 Механизм выбора инновационной стратегии                                                  21

3 Инновационная деятельность организации на примере ОАО «ЖБК»              25

3.1 Краткая характеристика  предприятия  ОАО «ЖБК»                              25

3.2 Инновационная деятельность организации                                   27

3.3 Инновационная деятельность  ОАО «ЖБК»                              32

Заключение             36

Список использованных источников         37

 

    Введение 

    Актуальность  данной темы может быть подтверждена данными о том, как много качественно новых товаров и услуг, появляющихся на рынке чуть ли не каждый день. В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики, инновация становится одним из главных источников извлечения прибыли.

    Инновации затрагивают не только область товарного  производства и оказания услуг, но и  сферы управления, организации и запуска производства, а также управление персоналом. В данной работе мы будем рассматривать проблемы связанные с определением инновационной стратегии организации.

    Главной целью данной работы является изучить  соответствие инновационной деятельности различным стратегиям развития организации.

    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    - изучить сущность, понятие и   значение инновации и инновационного  процесса,

    - изучить экономические методы исследования инновационной деятельности организации,

    -    проанализировать виды инновационных стратегий и их характеристики,

    -    рассмотреть  механизм выбора  инновационной стратегии,

    -    ознакомиться с  инновационной деятельностью организации на примере ОАО «ЖБК».

    Объектом  исследования являются инновации. Предмет исследования: инновационная деятельность организации ОАО «ЖБК». Информационной базой являются различные литературные источники, инновационные журналы и статьи, электронные библиотеки и сайты.                     

    Написание работы должно позволить нам понять необходимость и значимость инновационной деятельности в сложившейся конъюнктуре. Сформировать представление о самом процессе принятия решения развития предприятия в направлении повышения инновационного потенциала.

1 Теоретические основы инновационной деятельности     

1.1 Сущность, понятие, значение инноваций и инновационного процесса  

    В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

    Выделяются  такие признаки инновации, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

    Например, Б. Твист определяет инновацию как  процесс, в котором изобретение  или идея приобретают экономическое  содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.1 Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.

    Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

    Анализ  различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а  главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.

    Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

    1. Использование новой техники,  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства (купля - продажа).

    2. Внедрение продукции с новыми  свойствами.

    3. Использование нового сырья.

    4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

    5. Появление новых рынков сбыта.2

    В ряде источников инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции  признается, что нововведение развивается  во времени и имеет отчетливо  выраженные стадии.

    Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

    Создатели инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая эффективность.

    Их  стратегия направлена на то, чтобы  превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

    Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.3

    По  мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

    В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики, как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов  оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.

    Диффузия  инновации – процесс, посредством  которого нововведение передается по коммуникационным каналам между  членами социальной системы во времени. 4Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

    Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

    Одним из важных факторов распространения  любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.

    Во  всех случаях одним из важных критериев  принятия решений каждым субъектом  является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведения в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.

    Для быстрого распространения инновации  нужна развитая инфраструктура.

    Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.  

Информация о работе Стратегии инновационной деятельности