Стратегии инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучить соответствие инновационной деятельности различным стратегиям развития организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить сущность, понятие и значение инновации и инновационного процесса,
- изучить экономические методы исследования инновационной деятельности организации,
- проанализировать виды инновационных стратегий и их характеристики,
- рассмотреть механизм выбора инновационной стратегии,
- ознакомиться с инновационной деятельностью организации на примере ОАО «ЖБК».

Содержание

1 Теоретические основы инновационной деятельности 4
1.1 Сущность, понятие, значение инноваций и инновационного процесса 4
1.2 Экономические методы исследования инновационной деятельности организации 8
2 Анализ инновационных стратегий 14
2.1 Виды инновационных стратегий и их характеристика 14
2.2 Механизм выбора инновационной стратегии 21
3 Инновационная деятельность организации на примере ОАО «ЖБК» 25
3.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «ЖБК» 25
3.2 Инновационная деятельность организации 27
3.3 Инновационная деятельность ОАО «ЖБК» 32
Заключение 36
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     - увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала,

     - совершенствование организации и управления инновационной деятельностью,

     - рационализация ресурсной базы,

     - обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности,

     - достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.11

     Основные  положения инновационной стратегии  отражаются в соответствующей  целевой программе. В ней традиционно выделяются цели, задачи и этапы реализации на перспективу, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям.

     Предпосылками успешности инновационной стратегии  служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления. Практика показывает, что наиболее важными факторами эффективности инновационной стратегии являются:

     - весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений,

     - гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений,

     - процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления,

     - методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.12

     Сущность  указанных факторов заключается  в следующем. Любые организации  вовсе не свободны в выборе инновационной стратегии в прямом смысле. Их «свобода выбора» ограничивается ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов.

     Поэтому для реализации целей инновационной  стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.  Оценивая инновационную стратегию организации, следует учитывать высокую зависимость перспектив ее развития от результатов деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала. 
 

 

3 Инновационная деятельность организации на примере ОАО «ЖБК»   

         

3.1 Краткая  характеристика предприятия   ОАО «ЖБК»   

    Открытое акционерное общество «Завод железобетонных конструкций» – крупнейшее предприятие нашего города по выпуску промышленного железобетона. Это предприятие как раз из тех, которое сумело сохранить высококвалифицированные кадры инженеров и рабочих, способных быстро осваивать выпуск новой продукции,  современные технологии. До начала перестройки данный завод был ориентирован исключительно на выпуск железобетона для промышленности. Постоянное изучение рынка сбыта железобетонных изделий, удовлетворение спроса потребителей потребовало от коллектива завода переориентации на жилищное строительство. Завод готов на решение любых задач, выполнение любых заказов. По заказу немецкой фирмы для северного жилого военного городка заводом изготавливались наружные стеновые панели типа «сэндвич»  (трехслойные с пенополистиролом). Прием и контроль за качеством изделий  осуществляли представители фирмы.  Многие родственные предприятия отказались от этого заказа, опасаясь высоких требований.

    Завод ЖБК является Открытым Акционерным  Обществом. Создавалось такое  общество в соответствии с «Государственной программой приватизации государственного и муниципального имущества» по решению комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области. Учредительным документом завода является его устав.

    Высшим  органом управления является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью общества осуществляет наблюдательный совет. Руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган – генеральный директор, назначаемый наблюдательным советом на 5 лет. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется ревизионной комиссией в составе 5 человек, избираемой общим собранием акционеров. Кроме того, общество вправе привлекать независимого аудитора.

    Самым крупным акционером общества являлось юридическое лицо ОАО «Воронежстрой-холдинг»  с 23,1 % акций. Собственниками остальных акций являются физические лица. В связи с текучестью кадров сложилась такая ситуация, при которой работники завода не имеют контрольного пакета акций. На очередном Наблюдательном совете было принято решение выкупить акции ОАО «Воронежстрой-холдинг». Вследствие этого сейчас работники завода владеют более чем 40% акций.

    Завод железобетонных конструкций был  построен и введен в эксплуатацию тремя очередями:

  1. Первая очередь – проектная мощность 40 тыс. куб. м. в год, введена 31.12.1974 г.
  2. Вторая очередь – проектная мощность 28 тыс. куб. м. в год, введена 30.11.1975 г.
  3. Третья очередь – проектная мощность 44 тыс. куб. м. в год, введена 14.01.1976 г.
 

    В связи с изменениями проектной номенклатуры выпускаемых изделий мощность завода переутверждена и составляет 60 тысяч  куб. метров.

    Завод имеет следующие производственные площади:

  • 6 пролетов формовочных;
  • 2 пролета арматурных со складом металла;
  • бетоносмесительное отделение – 5 бетономешалок, 6 бункеров склада заполнителей и 6 силосных банок склада цемента;
  • склад готовой продукции;
  • ремонтно-механические мастерские и подстанция;
  • центральный склад.

    Завод расположен в поселке Придонской Советского района города Воронежа.

    1. Инновационная деятельность организации
 

     Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, но оценить их количественно очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, но универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя:

    • цели
    • стратегия
    • политика и ценности предприятия
    • маркетинг
    • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
    • финансы
    • производство

Рассмотрим  вышеназванные критерии и условия оценки инновационного проекта.

     1. Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

     2. Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование такой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный, и даже отрицательный результат.

     Однако  целью маркетингового исследования инновационного проекта является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате выпуска товара или услуги, причем эта оценка имеет важное значение, так как объем продаж — это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий размер рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.

     Целесообразно проанализировать возможные каналы распределения результатов инновационного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инновационного проекта.

     3. Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех — это получение желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны быть достигнуты в рамках, выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.

     4. Финансы. При выборе инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован 100% технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направляют ресурсы па разработку нескольких инновационных проектов. В таком случае появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации . В ходе исследования методов и показателей оценки эффективности инновационных проектов были выбраны показатели, которые целесообразно использовать для оценки инновационных проектов при их включении в инновационную программу компании. Для оценки эффективности инновационных проектов целесообразно использовать индекс доходности. С помощью этого показателя можно дать как абсолютную, так и относительную оценку эффективности инновационных проектов. Индекс доходности рассчитывается как отношение общей суммы чистого дисконтированного дохода за определенный период к затратам на реализацию инновационного проекта по формуле:

Информация о работе Стратегии инновационной деятельности