Виды инновационных стратегий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:02, реферат

Описание работы

Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям. В связи с тем, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают, это приводит к усилению роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии.

Содержание

Введение
Сущность инновационной стратегии ……………...4
Виды инновационных стратегий …………………..7
Формирование инновационной стратегии
предприятия………………………………………….18
Методы управления внедрением новых
технологических процессов ………………………..22
Заключение ……………………………………………..26
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Реферат нов.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

  1. Сущность  инновационной стратегии  ……………...4
  1. Виды  инновационных стратегий  …………………..7
  1. Формирование  инновационной стратегии 

    предприятия………………………………………….18

  1. Методы управления внедрением новых

    технологических процессов ………………………..22

     Заключение ……………………………………………..26

     Список  литературы…………………………………….28

     Введение

Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она  адаптирована к внешней среде, в  какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям. В связи с тем, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают, это приводит к усилению роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии.

     Стратегическое  управление инновациями решает вопросы  планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде предприятия. В широком смысле — это процесс предвидения глобальных изменений в экономической ситуации и поиска крупномасштабных решений, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие предприятия. Любые стратегические меры, предпринимаемые организацией, так или иначе основаны на нововведениях.

     Инновационная стратегия получила признание в  качестве одного из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных рисков проектов. Цель работы - изучение темы "Виды инновационных стратегий".

    В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи изучить: сущность инновационной стратегии

    Источниками информации для написания работы по теме "Виды инновационных стратегий" послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных  тематике "Виды инновационных стратегий", справочная литература, прочие актуальные источники информации. 
 
 
 

  1. Сущность  инновационной стратегии
 

       Инновационная стратегия предприятия должна повышать и/или поддерживать конкурентный статус выпускаемой предприятием продукции.

       Необходимо  отметить, что сущность современного этапа развития как национальной экономики в целом, так и отдельных  предприятий отражает такая категория, как «инновационное развитие», которая  достаточно широко в последние годы освещалась в отечественной и зарубежной литературе.

       Вместе  с тем инновационное развитие предприятия представляет собой  не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и  условий, необходимых для его  осуществления, т. е. инновационного потенциала.

       Следовательно, можно сказать, что инновационная стратегия предприятия должна отражать содержание и основные направления процесса инновационного развития предприятия.

       Анализ  современной инновационной проблематики дает возможность выделить следующие  основные виды инноваций:

       - инновация продукции (услуг);

       - инновация технологических процессов  или технологическая инновация;

       - организационная инновация;

       - социальная инновация.

       1. Инновация продукции (услуг) представляет  собой процесс обновления сбытового  потенциала предприятия, обеспечивающего выживаемость предприятия, расширение его доли на рынке, сохранение клиентов, укрепление независимого положения предприятия и т. п. Инновация технологических процессов, или технологическая инновация — это процесс обновления производственного потенциала предприятия, который направлен на рост производительности труда и экономии ресурсов, что, в свою очередь, дает воз­можность увеличивать прибыль, усовершенствовать технику безопасности, проводить экологические мероприятия, внедрять новые информационные технологии и т. д.

       2.  Организационная инновация представляет  собой процесс совершенствования  организации производства и управления  на предприятии.

       3. Социальная инновация — это  процесс улучшения социальной  сферы предприятия, который мобилизует персонал на реализацию стратегии предприятия; расширяет возможности предприятия на рынке рабочей силы; укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед работниками и обществом в целом.

       Между названными видами инноваций существует тесная взаимосвязь. Так, например, инновации в сфере продукции и услуг могут потребовать изменений в процессе производства и организации сбыта, а также в подготовке персонала предприятия.

       Доля  средств, выделяемых на инновационную  деятельность, в общем объеме финансирования деятельности предприятия определяется его руководством индивидуально и зависит от рядов факторов, основными из которых являются:

       - отраслевая принадлежность предприятия;

       - базовая стратегия предприятия;

       - объем финансовых ресурсов предприятия.

     Стратегия — это взаимосвязанный комплекс действий с целью укрепления жизнеспособности и экономической мощи предприятия (фирмы) по отношению к конкурентам. С выбором стратегии связано  создание планов проведения исследований и разработок, а также других форм инновационной деятельности1. Стратегическое планирование преследует определенные цели, основными из которых являются следующие.

     1. Эффективное распределение и  использование ресурсов. Это так  называемая внутренняя стратегия.  Планируется ограничение в использовании таких ресурсов, как капитал, технологии, люди. Приобретаются предприятия в новых отраслях и осуществляется выход из неприбыльных (нежелательных) отраслей. Подбирается эффективный портфель предприятий.

     2. Адаптация к внешней среде.  Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению таких внешних факторов, как политика, демография, экономические изменения.

     Стратегическое  планирование требует проведения многочисленных объемных исследований и основано на сборе и анализе данных перерабатываемой среды. Это позволяет постоянно контролировать рынок, где обстановка изменяется стремительно. Стратегию разрабатывают так, чтобы ее можно было заменить на другую. Разработка стратегии начинается с четкой формулировки общей цели организации, понятной каждому ее сотруднику. Общая цель должна учитывать такие основные факторы:

     • основное направление деятельности организации;

     • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношение к  потребителю, ведение деловых связей);

     • культуру организации, ее традиции, рабочий климат. 
 

  1. Виды  инновационных стратегий

       Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств2.

       Инновационные стратегии создают  особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

       повышение уровня неопределенности результатов. Это  заставляет развивать  такую специфическую  функцию как управление инновационными рисками;

       повышение инвестиционных рисков проектов. В портфеле инновационных проектов преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Приходится искать более рисковых инвесторов. Перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления - инновационно-инвестиционный проект;

       усиление  потока изменений  в организации  в связи с инновационной  реструктуризацией. Потоки стратегических изменений следует  сочетать со стабильными  текущими производственными  процессами. Требуется  обеспечить сочетание  интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового, производственного, и маркетингового менеджмента.

       Существует  много различных  видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья  и др.

       Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Но наступательная стратегия может быть реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными организациями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах.

       Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

       Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Анализ экономической обстановки и внешней среды, проводимый при выборе стратегии, выявляет такие пробелы (ниши) в наборе выпускаемых новшеств. Наличие таких ниш объясняется определенной слабостью других предприятий (в том числе лидера), отсутствием их возможностей или нежеланием заполнить имеющиеся пробелы (например, из-за небольшого рынка). Такая стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств. Например, разработка, освоение и рыночная реализация компьютеров для научных исследований, для бортовых систем (самолетов и др.) и игровых. Или рынок бытовых приборов, созданных на базе их основных моделей, применяемых в других сферах (в оборонной промышленности, здравоохранении и др.).

       Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).

Информация о работе Виды инновационных стратегий