Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:07, реферат

Описание работы

Современный характер инноваций в профессиональном образовании России, свидетельствует об активном вхождении страны в международное образовательное пространство, использовании международных стандартов, моделей развития институтов системы образования и формировании структурных сдвигов рынка рабочей силы. Повышение качества подготовки специалистов в регионах является важной предпосылкой перехода к интенсивной модели воспроизводства рабочей силы, оптимизации профессионально-квалификационной структуры, более полного удовлетворения спроса предприятий реального сектора экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Роль образовательных институтов в повышении конкурентоспособности групп рабочей силы………………………………..5
1.1. Миссия государственных вузов………………………………………6
1.2. Миссия частных вузов………………………………………………...7
2. Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы………………………………………………..8
2.1. Особенности инноваций в образовательном процессе……………...9
2.2. Инновационная роль работодателей в подготовке специалистов...12
3. Взаимодействие системы образования и рынка рабочей силы, а также инновационное образование на примере Самарской области……15
Заключение……………………………………………………………….19
Библиографический список……………………………………………20

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 99.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     Стандартизация  образования в рамках европейского и российского экономического пространства позволяет разработать важные единые критерии образовательного процесса: базовый уровень знаний, умений и навыков профессиональной подготовки, модульность системы образования, универсализацию образования, обеспечить конвертируемость образования.  
Повышение качества высшего профессионального образования становится доминирующей стратегией конкурентоспособности страны в международной экономике. Современные образовательные технологии подготовки квалифицированных специалистов формируют параметры рабочей силы с прогнозируемыми и востребованными профессиональными компетенциями, что приводит к более полному удовлетворению спроса и снижению дисбаланса профессионально-квалификационной структуры рынка рабочей силы. Система высшего профессионального образования страны с элементами инновационной модели развития направлена на выявление потенциала личности студента, развитие коммуникативных навыков, эффективное управление компетенциями будущего специалиста.

     Образовательная среда вузов с инновационными моделями образования выстраивается  таким образом, что студент, получающий высококачественное образование, имеет  высокую конкурентоспособность на рынке рабочей силы, быстро находит рабочее место и всегда востребован как специалист за счет более развитых коммуникативных, исследовательских навыков, лидерских и социально-значимых качеств личности. Вузы с элементами инновационных моделей образования, используя сочетания разного типа инноваций при подготовке высококвалифицированных специалистов, достигают социально-экономических эффектов, которые улучшают территориальные модели занятости рабочей силы и приводят к снижению социальной напряженности на локальных рынках.

     Особую  роль в формировании инновационной  образовательной среды вуза играет коммуникативное пространство, которое  определяет уровень развития и конкурентоспособность  будущего специалиста. Коммуникативное  пространство вуза формируется содержанием образовательного процесса, междисциплинарными связями, технологией контроля знаний и активными методами обучения2. Эффективная организация коммуникативного пространства вуза должна учитывать индивидуальные особенности студентов, развитие общей и экономической культуры специалиста, особенности профессиональной подготовки. Профессиональные, межличностные, межкультурные коммуникации позволяют управлять системой профессиональных компетенций через новые качества коммуникативного образовательного пространства, что является инновационной особенностью развития профессионального образования в России.

     Другой  особенностью современного высшего  профессионального образования  в России является повышение степени  открытости образовательной среды вуза. Современный образовательный процесс в вузе строится на основе сочетания достижений педагогических и информационных технологий с использованием ресурсов информационных сетей. Развитие системы образования происходит на основе электронных образовательных ресурсов, необходимых для повышения качества компетенций будущих специалистов, таких как презентации, видеолекции, видеоконференции, электронные учебники, мультимедиа курсы, компьютерные модели, образовательные порталы, образовательные ресурсы удаленного доступа и другие. Каждый тип электронных образовательных ресурсов в подготовке и переподготовке специалистов решает ограниченный круг специфических задач, поэтому их использование возможно в сочетании с традиционными педагогическими технологиями. Информационные технологии при подготовке специалистов обеспечивают более полную профессиональную самоактуализацию, формируют активную личностную позицию специалиста, повышают степень его профессиональной, территориальной и социальной мобильности.

     Образовательная среда современных вузов претерпевает серьезную модернизацию, совершенствуясь под воздействием фактора глобальной конкурентоспособности. Она становится более открытой, гибкой, усложняются организационно-технологические и межкультурные связи. Использование в подготовке специалистов дополнительных учебных курсов, которые студенты могут получить по международным программам академической мобильности, повышает уровень и набор компетенций будущих специалистов. Инновационным процессом в профессиональном образовании России является развитие непрерывной и многоуровневой системы подготовки специалистов, включающей элементы законченных образовательных циклов. В условиях сокращения предложения рабочей силы под воздействием депопуляционного фактора в долгосрочной и среднесрочной перспективе по некоторым профессионально-квалификационным группам, многоуровневая система образования позволяет работодателям нанимать активных, предприимчивых, творческих и квалифицированных работников в более раннем трудоспособном возрасте, более полно удовлетворяя спрос на рабочую силу средней квалификации3. Работающие молодые специалисты могут продолжать образование в разных формах, имея различные образовательные альтернативы и профессиональные траектории развития. 

     2.2. Инновационная роль  работодателей в подготовке специалистов.

     Инновационным характером в развитии российской системы  профессионального образования  является интеграция образовательных  институтов на основе национальных университетов  и исследовательских центров  в единый образовательный комплекс для решения системных задач в области подготовки специалистов для отдельных регионов и отраслей страны. Выстраивание национального образовательного пространства по такой модели снижает асимметричность рынка, защищая интересы реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг в национальной экономике, консолидирует инвестиционные потоки вузов, направляя их на стратегическое развитие и рост качества подготовки специалистов.  
Развитие системы корпоративного профессионального образования в России формирует инновационный характер привлечения инвестиционных ресурсов для подготовки специалистов на основе модели смешанного финансирования, которая становится многоуровневой, дифференцируется по регионам. Выстраивание системы партнерских отношений между бизнесом и вузами позволяет использовать новые механизмы прогнозирования и планирования спроса на рабочую силу на региональном и национальном рынках, уменьшить отраслевые диспропорции в подготовке специалистов.

     Привлечение работодателей к активному участию в подготовке специалистов через создание совместных образовательных программ, через участие в попечительских советах вузов повышает степень профессиональной адаптации выпускников вузов при получении первого рабочего места.

     Крупные отраслевые предприятия в условиях ужесточения конкурентной борьбы делают выбор в пользу корпоративной подготовки и переподготовки специалистов, снижая инвестиционные риски. Система корпоративного обучения персонала позволяет решить комплексно вопросы стратегического управления профессиональной компетенции специалиста. Мониторинг профессиональной компетенции специалистов позволяет предприятию отслеживать «растущих специалистов», «замерших специалистов» и «движущихся вниз». Корпоративные образовательные программы для специалистов разных профессиональных и квалификационных групп обеспечивают профессиональную мобильность, своевременное принятие мер по повышению конкурентоспособности предприятия, формируют корпоративную культуру на новом уровне, повышают качество принимаемых управленческих решений.

     Предприятия наукоемких и капиталоемких секторов российской экономики в первую очередь  начинают внедрять образовательные  программы корпоративной подготовки специалистов, закрепляя их в отрасли, преодолевая недостаток инновационного развития. Такие предприятия в меньшей степени теряют свою конкурентоспособность на рынке, предупреждая профессиональное устаревание специалистов. Пропорции изменения профессионально-квалификационной структуры рабочей силы таких предприятий характеризуются ростом доли специалистов с высшим образованием 4. В других секторах национальной экономики система корпоративного образования находится в стадии формирования и, как правило, не используется в качестве стратегического ресурса управления конкурентоспособностью и активного преодоления последствий экономического кризиса, уменьшения дефицита отдельных профессионально-квалификационных групп работников.

     Совершенствование профессионального образования  в России можно рассматривать  как целостную и динамичную систему, формирующую новую модель воспроизводства рабочей силы в стране и обеспечивающую глобальную конкурентоспособность национальной экономики. Характер инновационных процессов в профессиональном образовании страны говорит об активном вхождении России в международное образовательное пространство, использовании международных стандартов в национальной системе образования, совершенствовании рынка рабочей силы. Осуществляемая модернизация системы образования формирует новые направления развития рынка рабочей силы, проявляясь как на национальном, так и на региональном уровнях.

     Проведенный анализ российского рынка рабочей силы за 2003–2009 гг. позволил выявить новые структурные сдвиги, формирующиеся под воздействием модернизации национальных образовательных институтов. Численность студентов на 1000 человек в России увеличилась за 2003–2009 гг. с 67 до 71 чел. стала сопоставимой с ведущими странами мировой экономики. Общая численность студентов высших учебных заведений за рассмотренный период увеличилась на 12%, при сохраняющейся неблагоприятной демографической ситуации в стране. Доля занятых с высшим профессиональным образованием увеличилась с 24% до 28%. Такие тенденции характеризуют повышение качества профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, усиление ее конкурентоспособности за счет роста образовательного уровня.  
Средний возраст занятых в экономике за 2003–2009 гг. увеличился с 39 до 40 лет. Средний возраст безработных увеличился с 34 до 35 лет. 5

     Формирующиеся тенденции характеризуют старение экономически активного населения. Происходящее связано с более поздним приходом молодежи на рынок рабочей силы из-за стремления получить качественное образование, позволяющее сформировать более высокий уровень доходов на протяжении всего жизненного цикла. Доля молодежи в структуре экономически активного населения сокращается постепенно, происходит замещение работников младших возрастных групп старшими возрастными группами. Структура спроса на профессионально-квалификационные группы на национальном уровне меняется в сторону увеличения заявок на специалистов финансовых, образовательных, медицинских услуг, социальных услуг, информационных, консультационных и посреднических услуг.  

     3. Взаимодействия системы  образования и  рынка рабочей  силы, а также инновационное образование на примере Самарской области.

     Самарская область является регионом — индикатором по многим социально-экономическим показателям, характеризующим общие тенденции развития в национальной экономике. Позитивные тенденции взаимодействия системы образования и рынка рабочей силы на региональном уровне можно проанализировать на примере Самарской области за 2003–2009 гг.. 6 Число высших учебных заведений в области выросло на 12% за счет негосударственных высших учебных заведений. Число обучающихся студентов выросло на 23%, в том числе обучающихся на очной форме увеличилось в 2 раза, обучающихся на очно-заочной форме снизилось на 35%. Данная тенденция характеризует рост численности экономически неактивного населения в области за счет возрастной группы 18–25 лет.  
В Самарской области за 2003–2009 гг. доля негосударственных вузов в общем выпуске специалистов для рынка рабочей силы увеличилась с 1% до 3%. Доля специалистов, прошедших подготовку по очной форме обучения в частных вузах, увеличилась на 41%. Число специалистов, прошедших подготовку по очно-заочной форме обучения, увеличилась в 3 раза. Доля специалистов, прошедших подготовку по заочной форме обучения, увеличилась в 4 раза. Сформировавшиеся тенденции характеризуют рост численности молодежи, стремящейся получить высшее образование для сохранения экономической активности на рынке рабочей силы, используя разные формы обучения. Гендерная структура получающих высшее профессиональное образование в области характеризуется увеличением доли женщин с 55% до 57%. 7

     Профессионально-квалификационная, гендерная, возрастная структура рынка  рабочей силы меняется под воздействием тенденций развития системы высшего  профессионального образования. Анализ за 2003–2009 гг. показал, что уровень экономической активности населения Самарской области в трудоспособном возрасте снизился на 1%. Уровень зарегистрированной безработицы в области за рассматриваемый период снизился с 4,6% до 2,8%, а в мае 2009 года составил 3,2%. Самарская область, имеющая уровень безработицы на протяжении анализируемого периода несколько выше среднего значения по стране, характеризуется трудоизбыточной конъюнктурой рабочей силы.

     В Самарской области средний период поиска работы на рынке рабочей силы в 2008 г. составил 9 месяцев и был несколько выше, чем в среднем по стране. 8 Данная тенденция характеризует слабую взаимосвязь между Центром занятости населения и образовательными институтами при реализации программ переподготовки рабочей силы, а также низкие темпы создания новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. В регионе сохраняется значительное число предприятий экстенсивного типа, ориентированных на низкоквалифицированную рабочую силу. В 2008 г. занятые с высшим образованием составляли 27% в общей образовательной структуре рынка рабочей силы Самарской области. Наибольшая доля занятых с высшим образованием приходилась на отрасли региональной экономики: образование, здравоохранение, финансы, операции с недвижимостью, управление. Такая структура занятости специалистов с высшим образованием соответствует общероссийским тенденциям. Регионы с развитым научно-образовательным комплексом формируют избыточное предложение высококвалифицированной рабочей силы. Профессиональная структура рабочей силы остается несбалансированной, приобретая на таких территориях критические формы диспропорций, и нарушает социальную стабильность в регионе.

Информация о работе Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы