Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:00, реферат
Современная экономика основывается не на противопоставлении малого и крупного бизнеса, а на их эффективном сочетании и взаимодействии. Крупные предприятия всегда играли определяющую роль в экономике любой страны с позиций формирования направлений экономического роста, создания благоприятных условий функционирования малого бизнеса. Малый бизнес в состоянии зависимости от крупного получает заказы на производство и научные разработки, исследования, сырьё, оборудование, технологии и финансовые ресурсы. В свою очередь малый бизнес оказывает непосредственное влияние на крупный, который не может организовать масштабное производство и реализацию товаров без его участия. В США, например, 3/4 малого бизнеса является частью крупных многоотраслевых систем.
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Управления и Территориального Развития
Кафедра экономики
Реферат по предмету Инновационная экономика на тему:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Выполнен студенткой группы 1485-1
Пантелеевой О.С.
Казань - 2012 
Взаимодействие малого 
и крупного бизнеса в инновационной сфере
Современная экономика основывается не на противопоставлении малого и крупного бизнеса, а на их эффективном сочетании и взаимодействии. Крупные предприятия всегда играли определяющую роль в экономике любой страны с позиций формирования направлений экономического роста, создания благоприятных условий функционирования малого бизнеса. Малый бизнес в состоянии зависимости от крупного получает заказы на производство и научные разработки, исследования, сырьё, оборудование, технологии и финансовые ресурсы. В свою очередь малый бизнес оказывает непосредственное влияние на крупный, который не может организовать масштабное производство и реализацию товаров без его участия. В США, например, 3/4 малого бизнеса является частью крупных многоотраслевых систем.
Сотрудничество малого и 
крупного бизнеса в научно-технической 
сфере является относительно молодой 
формой экономических отношений, в 
которой малые предприятия 
Одной из распространенных форм взаимодействия субъектов малого и крупного бизнеса является субконтрактация, где отношения основаны на производственной кооперации и активном разделении труда между контрактором (крупным предприятием) и субконтракторами (малыми фирмами, в том числе инновационными).
Как правило, контрактор сохраняет 
за собой лишь отдельные элементы 
производственного цикла: сборку, упаковку, 
дизайн, наладку, маркетинг, рекламу. Субконтракторы 
же выполняют весь комплекс работ 
и услуг, проводят научно-исследовательские 
и опытно-конструкторские 
Система подрядчиков позволяет 
крупному бизнесу освобождаться 
от экономически невыгодного производства, 
сокращать производственный цикл, минимизировать 
затраты за счёт отказа от организации 
собственного производства, снижать 
транзакционные издержки, а также 
завоевывать свободные рыночные 
ниши и расширять сферу своего 
влияния с помощью более 
Малым инновационным предприятиям 
в свою очередь партнёрство 
Важным для представителей малого бизнеса является вступление в производственные сети крупных компаний за рубежом, поскольку в данном случае малые инновационные предприятия становятся «отправной точкой роста» мировой экономики. Предприятия, следовательно, функционируя в едином комплексе, оптимально распределяют ресурсы в мировом масштабе, устанавливают полезные взаимосвязи между различными звеньями экономики.
Таким образом, подрядные отношения предоставляют всем участникам интеграционного процесса огромные преимущества, хотя и устанавливают при этом жёсткие требования сотрудничества, к которым относятся: строгое соблюдение договорных обязательств; требование своевременной поставки продукции; рациональное размещение субъектов малого бизнеса вокруг крупной компании; жёсткий контроль качества.
Из этого следует, что малые предприятия должны не только поддерживать требуемые технические параметры продукции и условия поставки, но и применять современные принципы управления в своей деятельности. Субподрядчики должны соответствовать требованиям, предъявляемым головным предприятием, приспосабливаться к изменяющимся условиям и разрабатывать стратегию своего развития совместно с подрядчиком.
Всё это, несмотря на тенденцию 
партнерских отношений, ставит малое 
инновационное предприятие в 
зависимость от крупного бизнеса 
и снижает возможность 
В России контрактные отношения 
субъектов малого инновационного и 
крупного бизнеса распространены недостаточно. 
Большинство крупных 
Напротив, получает всё большее 
распространение 
Все большую популярность 
приобретает система договорных 
отношений между субъектами малого, 
в том числе инновационного, и 
крупного бизнеса, называемая «франчайзинг». 
По этому соглашению собственник 
продукта, процесса, услуги или торговой 
марки предоставляет право 
В зависимости от вида хозяйственной деятельности и места предпринимательской сети на рынке товаров и услуг выделяют следующие виды франчайзинга: товарный, производственный и деловой, а также корпоративный при условии их объединения.
В рамках товарного франчайзинга франчайзером является крупный производитель, продающий продукцию дилеру – франчайзи, которым выступает малое предприятие. Оно занимается реализацией продукции франчайзера под его торговой маркой и послепродажным обслуживанием. В случае производственного франчайзинга головное предприятие продает малым предприятиям технологию изготовления определённого продукта. При деловом франчайзинге малое предприятие полностью включается в производственные цикл крупного предприятия – от поставки сырья до формирования финансовой и бухгалтерской отчётности.
Широкое использование франчайзинга 
объясняется определёнными 
Вовлечённость франчайзера 
в инновационный процесс и 
заинтересованность его в получении 
инновации может способствовать 
обучению персонала малого предприятия, 
проведению НИОКР, внедрению результатов 
в производство и распространению 
технологий и инновационной продукции. 
Работа под известной торговой маркой 
даёт возможность малым 
Таким образом, франчайзинг создаёт условия умеренного риска, затрат и доходов, из чего следует, что в ситуации ограниченности возможностей именно этот вид договорных отношений способствует развитию малых инновационных предприятий и повышению их конкурентоустойчивости.
В инновационном бизнесе 
России франчайзинг ещё не получил 
широкого распространения, хотя потенциальные 
возможности для его внедрения 
достаточно велики. Основным фактором, 
сдерживающим развитие франчайзинга в 
нашей стране, является несоответствие 
между жёсткими едиными стандартами, 
критериями, устанавливаемыми франчайзером, 
и специфичными конкретными условиями 
работы франчайзи. Существен также 
разрыв между длительным сроком действия 
договора франчайзинга и непредсказуемостью 
динамики параметров хозяйственной 
деятельности малого предприятия в 
силу отсутствия стабильности в экономике 
страны. Негативным фактором является 
отсутствие должного уважения к интеллектуальной 
собственности, эффективных мер 
её защиты. К тому же, развитию франчайзинга 
препятствует нормативно-правовая база, 
не стимулирующая рост малых инновационных 
предприятий, которые работают по технологиям 
отечественных и зарубежных франчайзеров, 
распространяющих нововведения и поддерживающих 
высокий уровень 
Эффективность инновационной 
политики государства зависит также 
от состояния и дальнейшего 
Подобное партнёрство даёт возможность реализовывать проекты, которые, с одной стороны, обладают высоким потенциалом разработки инновационных технологий, процессов и продукции, с другой – характеризуются повышенной неопределённостью результатов и рисками. Такое сотрудничество обеспечивает централизацию проектов, доведение их до стадии реализации и финансирование, диверсификацию риска между субъектами предпринимательской сети, доступ к зарубежным достижениям в случае международной интеграции.
Формирование 
По мере роста объёмов производства, доли на рынке и финансового положения венчурной группы могут возникнуть условия для учреждения отдельного малого венчурного предприятия. Хотя предприятие и является самостоятельной единицей, развивается оно, как правило, за счёт ресурсов крупной компании, а значит и зависит от неё. Целью деятельности такого венчура является укрепление, прежде всего, позиций основного производства, поддержание его эффективности.
Если же крупной компании необходимо освоение принципиально нового продукта, проникновение в новые области деятельности, то она может привлечь малые инновационные предприятия со стороны, занимающиеся самостоятельной разработкой и внедрением проектов на рынок. Такие венчуры, чаще всего, более устойчивы и независимы от основного производства.
Именно такая интеграция способствует, с одной стороны, тому, что НИОКР освобождены от давления производства и развиваются в интересах всей структуры, с другой – деятельность малых инновационных предприятий избавляется от риска потерь в результате непредсказуемости результатов исследований и разработок.
Интеграция предприятий 
в венчурные сети может быть прямой 
и косвенной. Прямая представляет собой 
покупку акций малого предприятия 
без активного участия 
В свою очередь, косвенная 
интеграция осуществляется в двух вариантах. 
При первом, когда донор включается 
в качестве держателя акций в 
венчурное партнёрство, предоставляемый 
им капитал образует фонд, за счёт которого 
финансируется акционерный 
Используя средства крупных 
компаний, фирма венчурного капитала 
вносит один процент и становится 
генеральным партнёром. Крупные 
инвесторы вносят остальные 99 % и 
становятся ограниченными партнёрами. 
Собранный капитал 
Информация о работе Взаимодействие малого и крупного бизнеса в инновационной экономике