Зарубежный и отечественный опыт формирования инновационной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Работа содержит 1 файл

Инновационная экономика.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Отчасти ввиду более низких стартовых  позиций, но и в результате принимаемых мер на государственном уровне, страны ЕС-10 также более стремительно прогрессировали, с темпом выше среднего по выборке. В частности, Прибалтийские государства показали высокие результаты, опередив многие европейские страны с более развитой экономикой.

По динамике развития в группе ведущих европейских  стран Германия и Италия занимают пятое и шестое место с конца, в свою очередь, быстро продвигаются в направлении инноваций Дания, Ирландия и Швеция.

Россия  занимает в итоговом рейтинге инновационности 35 место (сумма баллов — 35,1). Более высокий результат — 8 позиция (15,2 балла) — по динамике инновационных изменений.

Между тем, по некоторым из 16 рассмотренных  критериев Россия входит в первую десятку. Так, в России самый высокий  процент населения с высшим образованием в возрастной группе 25—34 года (1 место). Россия — восьмая по индикатору эффективной ставки налогообложения корпораций, третья — по индикатору торгового баланса. Неплохой результат (13 место) также достигнут по уровню государственных инвестиций в исследования и разработки (R&D). Но по инвестициям в IT (34 место), развитию широкополосных коммуникаций (34 место), ВВП на душу трудоспособного населения (36 место) и деловому климату (38 место) Россия оказалась в десятке отстающих.

Лидеры  глобального списка — в Азии. Сингапур занимает первую строчку таблицы, опережая по сумме баллов США на 15% и ЕС-15 на 40%.

Несмотря  на более низкие доходы на душу населения, Южная Корея располагается в  таблице на одну строчку выше США. Как и Сингапур, Южная Корея делает акцент на технологических инновациях, кроме того, отводит международной конкуренции приоритетную роль. В стране были созданы Агентство по информации и Фонд промышленных технологий. Стоит также отметить благоприятный для корпораций налоговый режим. В итоге Южная Корея сделала значительный шаг к процветанию и высокотехнологичному росту.

Даже  Япония, которую многие экономисты ошибочно списывают со счетов (во многом ввиду медленного роста ВВП, который  связан не столько с плохими показателями экономики, сколько с сокращением трудоспособного населения), занимает 9 строчку и по сумме баллов лишь на 7% отстает от США и на 14% превосходит ЕС-15.

Многие  государства, которые привлекают большое  внимание как конкуренты в сфере  инновационной экономики, в том  числе развивающиеся страны БРИК, фактически оказываются на нижних строках таблицы. Это не означает, что они и другие «отстающие» в списке не обладают инновационным потенциалом — обладают. Но в их структуре экономики вес этих факторов все еще минимален. Главный фактор привлекательности этих стран по-прежнему связан с низким уровнем издержек, а не с инфраструктурой инноваций. И такое положение, вероятно, будет сохраняться еще многие годы, по крайней мере, если не будет расти производительность в широком спектре отраслей. 

Что касается прогресса, ситуация здесь намного  лучше. Страны Южной Азии движутся вперед семимильными шагами. Наверное, неудивительно, что Китай занимает первое место  по критерию прогресса. Это связано  с активным содействием модернизации и развитием технологий. Сингапур не только лидер по сумме баллов на текущий момент, но занимает второе место по темпу изменений в сфере инноваций.

Между тем Южная Корея и Япония, два  государства, которые пережили периоды  быстрого роста десятилетие или  два назад, продолжают быстро развивать успех, намного опережая США и ЕС-15.

В целом  центральной проблемой для стран  Южной Азии станет в следующем  десятилетии переход от преимущественно  экспортной модели роста, во многом построенной  на меркантилистских мерах, в частности валютных манипуляциях, в сторону политики стимулирования инноваций, применению информационных технологий, повышения производительности во всех секторах экономики — не только в отдельных экспортных отраслях.

И другие азиатские страны, в том числе  Россия (часть России находится в Азии, часть — в Европе, поэтому ITIF и относит ее к Азии) и Индия также демонстрируют большой прогресс, пусть и с невысоких стартовых позиций.

Как и  Китай, эти страны должны пройти долгий путь, прежде чем стать реальными  субъектами глобальной экономики знаний и инноваций. Их сильной стороной являются низкие издержки, но если они смогут эффективно преодолевать недостатки, в частности это касается делового климата, квалификации кадров, инфраструктуры, у них есть все условия для того, чтобы продолжать быстрое развитие и повышать производительность.

В целом, наблюдаемые тенденции указывают, что без согласованных государственных  мер в США и Европе в направлении  инноваций и повышения конкурентоспособности  наступивший век станет веком  не Атлантического, а Тихоокеанского региона, точнее — Юго-Восточной Азии.

Хотя  и Мексика и Бразилия за прошедшее  десятилетие по темпам развития ликвидировали  отставание от США, они проигрывают  позиции ЕС-15 и ЕС-10. Это отражает вызовы, с которыми сталкиваются латиноамериканские страны в целом. В окружении богатых и наукоемких экономик Европы, Японии, США и быстро совершенствующихся азиатских стран, в частности, Индии и Китая, Латинской Америке, за исключением нескольких стран, в частности Чили, не удавалось разработать и внедрить программы, которые позволили бы региону вступить на путь быстрого наукоемкого роста.

Аналогичным образом, государства Британского  Содружества — Австралия, Канада, Великобритания — прогрессировали  быстрее, чем США, но отставали от ЕС-15.

Кто-то может связать эти тенденции, в частности, невысокие результаты США, с процессом конвергенции, при  котором отстающие догоняют лидеров. Наверняка по отдельным факторам возможно большее сближение, чем  по другим. По индикаторам, для которых  потенциал повышения ограничен (например, доля взрослого населения с высшим образованием не может быть больше 100%) оно более вероятно. Но по многим другим факторам, потенциал изменения которых не ограничен (например, ВВП на душу трудоспособного населения) либо по которым уровни относительно невысоки (например, венчурный капитал), едва ли можно ожидать сближения.

Таким образом, по многим факторам США, вероятно, смогут по-прежнему прогрессировать, по меньшей мере, не отставая от менее  развитых стран.

Действительно, экономисты отмечали, что сближения между странами с высокими и низкими доходами в целом не происходит. Более того, если оно имеет место, почему высокоразвитые государства, такие как Австрия, Дания, Япония и Швеция, развиваются намного быстрее, чем США?

И тот факт, что США больше не являются лидерами, и то, что развитие их идет медленнее, чем во всех других странах, показывает, что почивать на лаврах — опасная тактика. Как для США, как и для любого другого государства. 
 

Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт формирования инновационной экономики