Защита интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 13:19, реферат

Описание работы

С развитием рыночных отношений, быстротой и масштабностью технологических изменений невозможно обеспечить конкурентоспособность лишь за счет использования материальных и финансовых факторов, которые становятся общедоступными для большинства организаций. В этих условиях особый интерес участников экономических отношений вызывают вопросы, связанные с использованием в деятельности организаций факторов нематериального характера как инструментов повышения доходности и конкурентоспособности.

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 60.70 Кб (Скачать)

     При доходном подходе стоимость неосязаемого актива или интереса в неосязаемом активе определяется путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод.

     Различные методы оценки будут зависеть от характера неосязаемого актива, от устойчивости и природы дохода.

     Практика применения того или иного метода оценки разнообразна, тем не менее можно говорить о том, что доходный подход наиболее предпочтителен как для продавцов, так и покупателей ОИС, так как он базируется на оценке потенциальных выгод от использования ОИС.

     Выбор того или иного подхода осуществляется исходя из специфики оцениваемого объекта, особенностей конкретного рынка и состава сведений, содержащихся в собранной информации. Следовательно, важнейшими критериями, определяющими применение того или иного подхода при оценке интеллектуальной собственности являются:

  • достаточность и достоверность информации, используемой при оценке (А);
  • способность учитывать конъюнктуру рынка (Б);
  • способность учитывать специфические особенность объекта (В).
  • Критерий А. Достаточность и достоверность информации. В зависимости от наличия, точности и достоверности информации, используемой в расчетах, оценщик экспертно проставляет балл, характеризующий степень обеспеченности применения подхода информацией.
  • Критерий Б. Способность учитывать конъюнктуру рынка определяется оценщиком экспертно для того или иного подхода в зависимости от характера рынка, спроса и предложения, срока экспозиции объекта.
  • Критерий В. Способность учитывать специфические особенности объекта определяется экспертно для того или иного подхода в зависимости от характера эксплуатации объекта оценки, нетипичных обстоятельств, связанных с объектом оценки и т.д.
  • После того, как определены критерии, в них выявляются приоритеты и строится обратно симметричная матрица, в которой для попарного сравнения критериев используется следующая шкала отношений:
  • 1 – равная важность;
  • 3 – умеренное превосходство одного над другим;
  • 5 – существенное превосходство;
  • 7 – значительное превосходство;
  • 9 – очень сильное превосходство;
  • 2, 4, 6, 8 – промежуточные значения.
  • Вес каждого критерия определяется по формуле:
  • (1.1).
  • Таким образом, распределение критериев по важности определило удельный вес каждого критерия в согласовании результатов по подходам. После установления степени важности критерия оценки необходимо сравнить результаты, полученные затратным (З), сравнительным (С) и доходным (Д) подходами по каждому критерию, т.е. определить способность каждого подхода отражать тот или иной критерий наиболее полно.
  • Таблица 1.1
  • А
  • Б
  • В
  • Вес критерия
  • А
  • 1
  • Хаб
  • Хав
  • (1×Хаб×Хав)1/3
  • (1×Хаб×Хав)1/3/S=Wa
  • Б
  • /Хаб
  • 1
  • Хбв
  • (1/Хаб×1×Хбв)1/3
  • (1/Хаб×1×Хбв)1/3/S=Wб
  • В
  • 1/Хав
  • 1/Хбв
  • 1
  • (1/Хав×1/Хбв×1)1/3
  • (1/Хав×1/Хбв×1)1/3/S=Wв
  • Сумма
  • S
  • 1
  • Таблица 1.2
  • Критерий А. Достаточность и достоверность информации
  • З
  • С
  • Д
  • Вес подхода по критерию А
  • З
  • 1
  • 2
  • 4
  • (1×2×4)1/3
  • (1×2×4)1/3/S=Wза
  • С
  • ½
  • 1
  • 3
  • (1/2×1×1)1/3
  • (1/2×1×1)1/3/S=Wса
  • Д
  • ¼
  • 1/3
  • 1
  • (1/4×1/3×1)1/3
  • (1/4×1/3×1)1/3/S=Wда
  • Сумма
  • S
  • 1
  • Примечание: в данной таблице числовые значения взяты условно.
  • В большинстве случаев наиболее достоверная информация бывает предоставлена к затратному подходу, поэтому по шкале отношений затратный подход располагается на три пункта выше, чем доходный, который трудно применим для оценки отдельного экземпляра интеллектуальной собственности.
  • В то же время на рынке, где продаются аналоги, можно получить достаточно полную информацию о ценах на интересующие объекты интеллектуальной собственности, поэтому по шкале отношений сравнительный подход на два пункта выше доходного, но ниже затратного, т.к. информация на основе технической и бухгалтерской документации признается более достоверной, чем полученная из периодической печати или сводок маркетинговых исследований.
  • Таким же образом рассчитывается вес каждого подхода по оставшимся критериям Б и В. Затем определяется итоговое значение веса каждого подхода.
  • Таблица 1.3
  • Вес критерия
  • Wa
  • Итоговый вес подхода
  • З
  • Wза
  • Wзб
  • Wзв
  • Wa×Wза+Wб×Wзб+Wв×Wзв
  • С
  • Wса
  • Wсб
  • Wсв
  • Wa×Wca+Wб×Wсб+Wв×Wсв
  • Д
  • Wда
  • Wдб
  • Wдв
  • Wa×Wда+Wб×Wдб+Wв×Wдв
  • Сумма
  • 1
  • Возможен и упрощенный вариант, который применим, когда критерии обладают одинаковой значимостью для данного объекта оценки.
  • В этом случае определяется, насколько использованные подходы удовлетворяют вышеописанным критериям. Для этого оценщик, исходя из 5-ти больной системы, экспертно присваивает баллы каждому из использованных подходов от 1 до 5 баллов (1 – абсолютно не отвечает критерию; 5 – полностью отвечает критерию). Данные заносятся в таблицу, например:
  • Таблица 1.4
  • А
  • Б
  • В
  • Вес подхода
  • Затратный
  • 3
  • 3
  • 3
  • 9
  • 0,24
  • Сравнительный
  • 5
  • 5
  • 5
  • 15
  • 0,41
  • Доходный
  • 4
  • 5
  • 4
  • 13
  • 0,35
  • Сумма
  • 37
  • 1
  • Примечание: в данной таблице числовые значения взяты условно.
  • Принципы оценки объектов интеллектуальной собственности – методические правила, которые позволяют оценщику правильно оценить, как все многообразие факторов, присущих рынку, влияет на стоимость объектов интеллектуальной собственности.
  • Принципы оценки – это интерпретация общих экономических принципов для целей оценки объектов интеллектуальной собственности.
  • Принципы оценки объектов интеллектуальной собственности можно сгруппировать по 4 категориям. Эти категории следующие:
  • 1. Принципы, основанные на представлениях пользователя.
  • 2. Принципы, связанные с рыночной средой.
  • 3. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования.
  • Эти принципы взаимосвязаны. Одновременно к данному рассматриваемому объекту могут быть применимы сразу несколько принципов.
  • Принципы, основанные на представлениях пользователя.
  • Принцип полезности.
  • Полезность – способность объекта интеллектуальной собственности удовлетворять потребности пользователя в данном конкретном месте и в течение определенного периода времени.
  • Принцип замещения.
  • Замещение – максимальная стоимость имущества ограничивается наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с равнозначной полезностью.
  • Принцип ожидания.
  • Ожидание – установление текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения объектом интеллектуальной собственности.
  • Принцип вклада.
  • Вклад – сумма, на которую увеличивается или уменьшается стоимость объекта вследствие наличия или отсутствия какого-либо элемента. При этом величина такого увеличения (уменьшения) может быть как выше, так и ниже затрат на его создание.
  • Принципы, связанные с рыночной средой.
  • Принцип зависимости.
  • Ценность объекта интеллектуальной собственности, используемого тем или иным конкретным образом, зависит от внешней среды, в которой находится объект.
  • Принцип соответствия.
  • Характеристики объекта интеллектуальной собственности должны соответствовать друг другу и отвечать потребностям и ожиданиям рынка.
  • Принцип спроса и предложения.
  • Оценщик при определении стоимости объекта должен понимать, какие факторы и каким образом влияют на спрос и предложение на рынке, какие изменения этих факторов могут произойти и как эти изменения повлияют на стоимость данного объекта интеллектуальной собственности.
  • Принцип конкуренции.
  • Смысл принципа состоит в понимании оценщиком роли конкуренции, как силы, приводящей к выравниванию доходности на рынке, как во внутриотраслевом, так и в межотраслевом разрезе.
  • Следование данному принципу требует особого внимания к данным о сверхвысокой доходности, поскольку действие конкуренции должно привести к ее снижению до среднеотраслевого уровня и это должно быть принято во внимание оценщиком.
  • Принцип изменения.
  • При оценке объектов интеллектуальной собственности необходимо принимать во внимание, что как сам объект, так и его окружение, развиваясь, проходит различные этапы. В развитии объектов интеллектуальной собственности могут быть такие этапы как зарождение, рост, стабилизация, упадок. Цикличность развития должна приниматься оценщиком при определении стоимости объекта интеллектуальной собственности.
  • Итоговый, синтезирующий принцип, исходя из которого, должна производиться оценка объектов интеллектуальной собственности: принцип наилучшего и наиболее эффективного использования (ННЭИ):
  • ННЭИ - такой вариант использования объекта интеллектуальной собственности, выбранный среди рациональных, реальных и законных альтернативных вариантов, которое является:
  1. Физически возможным;
  1. Юридически правомочным;
  2. Финансово оправданным;
  3. Оптимальным по прибыльности (т.е. приводит к наивысшей стоимости).
  4. В целом, применение принципов оценки объектов интеллектуальной собственности позволяет учесть наиболее значимые факторы, влияющие на ее стоимость, и помогает максимально приблизить получаемые результаты к реальной экономической действительности.
  5. 2. Практические аспекты оценки интеллектуальной собственности
  6. Подобно стандартному анализу акционерной стоимости метод начинается с составления прогноза объема продаж и операционной прибыли на определенный период планирования (обычно на 5—10 лет). Здесь необходимо быть очень внимательным и исключить продажи и прибыли от других марок и немарочных продуктов. Денежные потоки после периода планирования определяются, как правило, по бессрочному методу, в котором предполагается, что марка продолжает получать свою стоимость капитала до бесконечности.
  7. Что же касается оценки генерируемых маркой доходов, то она производится в два этапа:
  • Доходы от материальных активов отделяются от доходов нематериальных активов.
  • Разделение нематериальных активов на доходы непосредственно торговой марки, полученные от других нематериальных активов: патентов, специализированных навыков или монополистических преимуществ.
  • Доходы от нематериальных активов — это остаток, который получается после вычитания доходов от материальных активов из общей операционной прибыли. Сначала вычисляется объем используемых в компании материальных активов: стоимость производственного оборудования и помещений, кредиторской задолженности, запасов. Активы оцениваются по рыночной стоимости. Так как речь идет об относительно ликвидных ценностях, риск владения ими сводится к минимуму. Поэтому в качестве показателя прибыльности может использоваться безрисковая норма прибыли, обычно принимаемая равной доходности десятилетних государственных долговых обязательств. Вычитая из операционной прибыли стоимость капитала, получаем эффективную добавленную стоимость. Оставшаяся прибыль и есть доход от нематериальных активов.
  • Доходы марки. На следующем этапе необходимо оценить, какой процент от этих доходов приходится на долю торговой марки. В некоторых категориях потребительских товаров, таких, как парфюмерия или модная одежда, марка является основным нематериальным объектом. В других, например в сфере узкоспециализированных химикатов или отпускаемых по рецепту лекарств, важнее патенты, технические ноу-хау и личные отношения с покупателями. Иными словами, с их наличием продукция будет одинаково хорошо продаваться и под другим именем. Для оценки доходов марки применяют подход их двух раздельных стадий. На первом этапе анализируется торговая марка и рынок, определяется значимость основных стратегических бизнес-процессов (источников стоимости). На втором этапе оценивается, в какой степени каждый из бизнес-процессов зависит от марки. Если в ее отсутствие он будет происходить также эффективно, вклад марки равен нулю.
  • Заключение
  • Развитие современной экономики неразрывно связано с использованием в хозяйственной деятельности интеллектуальной собственности, в виде соответствующих прав на знания. Рынок интеллектуальной собственности все больше становится одной из важных сфер национальной экономики большинства стран, располагающих соответствующим интеллектуальным потенциалом. Интеллектуальная собственность является одним из важнейших ресурсов, предопределяющих рост благосостояния общества. Не случайно в имущественных комплексах ведущих национальных фирм постоянно увеличивается доля нематериальных активов, базирующихся на интеллектуальной собственности.
  • Интеллектуальная собственность стала важнейшим элементом производительных сил – доминирующим ресурсом в сфере материального производства, способным принести высокие доходы. Как система прав, интеллектуальная собственность имеет нематериальный характер, и, при определенных условиях, может быть использована одновременно несколькими юридическими лицами. При продаже интеллектуальной собственности не происходит отчуждения знаний от автора инноваций и коллектива разработчиков, так как при передаче знаний они сохраняются у его разработчиков. Интеллектуальная собственность как система исключительных прав неразрывно связана с особенностью патентного и авторского права, а также законодательства по охране коммерческой тайны и защите информации.
  • Список использованной литературы
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.11.2008 №201-ФЗ) // Парламентская газета, №214 – 215, 21.12.2006.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.06.2008 №108-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3813.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 №183-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2511.1996, №48, ст. 5369.
  • Асаул А.Н. Экономика предпринимательства: Учеб. пособие. - М 2008
  • Бункина М.К. Экономическая политика / М.К. Бункина, А.М. Семенов. – М.: ЗАО "Бизнес-школа" Интел-синтез, 1999.
  • Гриненко С.В. Экономика недвижимости. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004
  • Новосельцев О. Затратные методы оценки интеллектуальной собственности // Финансовая газета, 2006, №№6 – 7.
  • Риполь-Сарагоси Ф.Б. Основы оценочной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ПРИОР, 2001. - 240 с.
  • Синогейкина Е.Г. Методические материалы по оценке бизнеса. М., 2006.
  • Татарова А.В. Оценка недвижимости и управление собственностью. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003
  • Ушаков Т.Б. Современные тенденции развития права интеллектуальной собственности // Российский следователь, 2008, №1.
  • Шипова Е.В. Методы оценки интеллектуальной собственности. М., 2006.

Информация о работе Защита интеллектуальной собственности