Анализ конкурентной среды на рынке добровольного автострахования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать конкурентную среду рынка добровольного автострахования.
Соответственно задачами будут являться:
раскрытие понятия конкуренции в страховании
анализ основных факторов обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний
оценка возможных путей повышения конкурентоспособности отечественных страховых компаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты конкуренции в страховании………………………4
Анализ основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний…………………………………………14
Конкуренция в добровольном автостраховании и пути повышения конкурентоспособности отечественных страховых компаний…………26
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованных источников………………………………………….53

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 246.52 Кб (Скачать)

      Смягчение ограничений для иностранных  страховщиков было вызвано необходимостью выполнения соглашения с ЕС.

          Значительный шаг на пути либерализации  был сделан в 1999 году, когда  впервые была разрешена деятельность  страховых компаний с преобладающим  иностранным участием, а 49% ограничение  было отменено. Одновременно был  определен и режим деятельности  страховщиков с иностранным участием, препятствующий возникновению доминирующего  положения иностранных страховщиков  на рынке и в отдельных наиболее  чувствительных сегментах. 

        Совокупная квота участия иностранного  капитала в российских страховых  компаниях, согласно последней  редакции Закона «Об организации  страхового дела в РФ», увеличена  до 25%. Согласно же последним данным, доля участия иностранного капитала  составляет 4% от совокупного уставного  капитала российских страховщиков. Таким образом, до предела ограничения (25%) остается 21% [6].

 

     

    Заключение

          Свободная игра спроса и предложения  в условиях рыночной экономики  стимулирует появление таких  страховых услуг, которые необходимы  потенциальному  страхователю. Свобода ценообразования, выраженная в тарифных ставках на страховые услуги, создает условия для конкуренции между страховщиками.

          Страховой рынок выполняет регулирующую  функцию при условии существования экономической конкуренции.  Сама по себе конкуренция не обеспечивает успехов на страховом рынке. Эти успехи  в значительной степени зависят от страховщика, который  побуждает сотрудников страхового общества к постоянному поиску   новых потенциальных клиентов, совершенствованию  форм и методов страхового обслуживания

         При этом страховая компания может влиять на конкуренцию посредством факторов:

    1. технического обслуживания: уровня обслуживания страхователей и договоров страхования;
    2. уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.

    К неуправляемым со стороны страховой  компании составляющим внешней среды  относятся:

    1. научно-технический прогресс,
    2. государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),
    3. состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и тому подобное),
    4. социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и другое.),
    5. конъюнктура мирового страхового рынка.

      Приложение А

    Факторы конкуренции на страховом  рынке [3]

№ п/п Факторы конкуренции Признаки проявления факторов на рынке
1. Ситуация в отрасли
1.1 Число и мощность страховых компаний, конкурирующих  на рынке Имеется группа равных по мощности страховых компаний или имеется одна или более  страховых компаний, явно превосходящая  исследуемую по мощности.
1.2 Изменение платежеспособного  спроса Платежеспособный  спрос на услуги падает, прогноз  неблагоприятен.
1.3 Степень стандартизации услуг, предлагаемых на рынке Компании-конкуренты не специализированы по видам страховых  услуг. Услуги компании и услуги-конкуренты практически взаимозаменяемы.
1.4 Издержки переключения клиента с одного страховщика  на другого Издержки переключения клиента с одного страховщика  на другого минимальны, т.е. вероятность  ухода клиентов к конкурентам  и наоборот велика.
1.5 Барьеры ухода  с рынка (затраты компании на перепрофилирование) Издержки ухода  компании с рынка данных услуг  велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети и др.).
1.6 Барьеры проникновения  на рынок Начальные затраты  для развертывания работ на рынке  данных услуг невелики.
1.7 Ситуация на смежных рынках (рынки услуг с  близкими сферами применения) Уровень конкуренции  на смежных рынках высок.
1.8 Стратегии конкурирующих  фирм (поведение) Отдельные фирмы  осуществляют или готовы к осуществлению  агрессивной политики укрепления своих  позиций за счет других конкурентов.
1.10 Привлекательность рынка данного страхового продукта Имеется явно расширяющийся  спрос, большие потенциальные возможности, благоприятный прогноз
2. Влияние потенциальных конкурентов
2.1 Трудности входа  на отраслевой страховой рынок Величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли  не высока. Эффективный масштаб может быть достигнут достаточно быстро. Страховые компании отрасли не склонны применять агрессивные стратегии против "новичков" и не координируют свою деятельность в рамках отрасли для отражения экспансии в отрасль
2.2 Доступ к  каналам распределения Создание собственной  сети распространения или привлечение  имеющихся посредников к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны "новичков"
2.3 Отраслевые  преимущества Страховые компании отрасли не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами и "ноу-хау", основным капиталом, удобными местами расположения предприятия и т.д.
3. Влияние покупателей
3.1 Статус покупателей Покупателей в  страховой отрасли много. Это  как физические так и юридические лица
3.2 Значимость  страхового продукта для покупателя Какие нужды  удовлетворяет тот или иной страховой  продукт для конкретного потребителя.
3.3 Стандартизация  страхового продукта Продукт стандартизирован (низкая степень дифференцирования). Стоимость перехода покупателей  к новому продавцу незначительна.
 
 

 

     

                                                Приложение Б

    Анализ  факторов конкуренции  на российском страховом  рынке 

№ п/п Факторы конкуренции Коэф. важности фактора Эксперты / Оценка
А Б В Г
1. Ситуация в отрасли
1.1 Число и мощность страховых компаний, конкурирующих  на рынке 0,98 4,7 4,4 5,0 4,5
1.2 Изменение платежеспособного  спроса 0,97 5,0 5,0 4,7 4,8
1.3 Степень стандартизации услуг, предлагаемых на рынке 0,85 3,7 4,2 3,5 4,0
1.4 Издержки переключения клиента с одного страховщика  на другого 0,89 2,4 2,8 2,3 3,1
1.5 Барьеры ухода  с рынка (затраты компании на перепрофилирование) 0,83 4,3 4,4 3,9 4,1
1.6 Барьеры проникновения  на рынок 0,85 4,8 5,0 4,7 5,0
1.7 Ситуация на смежных рынках (рынки услуг с  близкими сферами применения) 0,63 3,4 2,8 2,5 3,0
1.8 Стратегии конкурирующих  фирм (поведение) 0,67 3,7 3,9 4,1 4,0
1.10 Привлекательность рынка данного страхового продукта 0,92 5,0 4,9 5,0 4,8
2. Влияние потенциальных конкурентов
2.1 Трудности входа  на отраслевой страховой рынок 0,79 2,7 2,3 2,9 3,0
2.2 Отраслевые  преимущества 0,81        
3. Влияние покупателей
3.1 Статус покупателей 0,87 4,5 4,5 4,3 4,4
3.2 Значимость  страхового продукта для покупателя 0,96 5,0 4,7 5,0 5,0
3.3 Стандартизация  страхового продукта 0,57 3,1 3,4 3,2 3,0
 
 

Приложение В

Значимость  свойств страхового продукта для населения

Свойства Доля респондентов, называющих этот фактор в числе важных
Надежность  СК 76,2%
Понятность  условий страхования 14,7%
Качество  обслуживания 8,0%
Ассортимент страховых услуг 7,1%
Известность СК 6,5%
Бесплатные  консультации 3,1%
Близость  СК к месту жительства страхователя 2,6%
Качество  рекламы 1,0%
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Значимость  свойств страховой услуги для юридических лиц (по пятибалльной шкале)

  Известность Надежность Престижность Уровень сервиса Территориальная близость компании Квалификация  и доброжелательность представителя  компании
Тип предприятия:            
Государственное учреждение 3,9 4,9 3,3 4 2,8 4,3
Государственное или смешанное предприятие 4,1 4,7 3,6 4 2,9 4,2
Российское  частное предприятие 3,7 4,7 3,4 4,4 2,6 4,2
Предприятие с иностранной собственностью, совместное предприятие 4 4,8 3,7 4,6 2,6 4,4
Другое 4 5 3,1 4 2 4
 

 

     

    Список  используемых источников

  1. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах / И,М. Басаков. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
  2. Гвозденко А.А. Основы страхования / А.А. Гвозденко: Учебник.– М.: Финансы и статистика, 2000г.
  3. Едаков А. Элементарная математическая модель для прогнозирования результатов страховой компании // Страховое дело.-2005.-N 1.-С.56-58.
  4. Жилкина М.С.    Государственное    регулирование    страхового      рынка / М.С. Жилкина, И.: Компания, 2005г.
  5. Инвестиционная политика страховых компаний // Финансовый бизнес.-2005.-N 9.-С.47.
  6. Лайков А. Каким быть отечественному страхованию / А.Лайков - «Промышленные ведомости» № 7-8, 2006
  7. Насырова Г.А. Управление финансами страхового предприятия: Учеб.пособие/Г.А.Насырова;С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов.-СПб.:Изд-во СПбГУЭФ,2001.-118с.
  8. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru
  9. Официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ingos.ru
  10. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecro.ru
  11. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.insur-info.ru
  12. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alfastrah.ru
  13. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strahovka-auto.ru/vsk.htm
  14. Сушко В.А. Страхование. Словарь- справочник / А.В. Сушко, М.: Книжный мир, 1999.
  15. Шахов В.В. Страхование / В.В. Шахов : Учебник для вузов. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 2004.

Информация о работе Анализ конкурентной среды на рынке добровольного автострахования