Финансовые основы медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть понятие медицинского страхования и его сущности.
В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач:
- дать определение страхованию;
- проанализировать понятие медицинского страхования;
- рассмотреть и проанализировать развитие медицинского страхования в Российской Федерации, его проблемы и перспективы развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….…...2 стр.
Возникновение медицинского страхования…………..…………………..……………………4 стр.
История развития медицинского страхования в России………………….0 стр.
Сущность медицинского страхования…….……………………………………………..……….…..5 стр.
Финансовые основы медицинского страхования ……………………………………………14 стр.
4.1. Добровольное медицинское страхование………………………………….…14 стр.
4.2. Обязательное медицинское страхование……………………………………….15 стр.
Государственный фонд обязательного медицинского страхования ………………17 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………………………….…21 стр.
Сноски……………………………………………………………………………………………………..…………22 стр.
Список использованной литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Медицинское страхование в РФ.docx

— 56.67 Кб (Скачать)

     ликвидации  страховщика в  порядке, установленном  действующим законодательством;

     ликвидации  страхователя - юридического лица, если застрахованный не принял на себя обязательства по уплате страхового взноса;

     принятия  судом решения  о признании договора недействительным, а  также в некоторых  других случаях, предусмотренных  законодательством  РФ. 

     Во  всех случаях прекращения договора ДМС страхователь обязан вернуть  страховщику страховой полис  и страховые карточки, действие которых  прекращается. При признании судом  страхователя недееспособным либо ограниченным в дееспособности в период действия договора добровольного медицинского страхования его права и обязанности  переходят к опекуну или попечителю, действующему в его интересах.

     Страховой медицинский полис. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор  медицинского страхования или который  заключил такой договор самостоятельно, получает на руки страховой медицинский  полис. Данная норма установлена  ст.5 Закона N 1499-1. Также этой статьей  предусмотрено, что форма страхового медицинского полиса и инструкция по его ведению утверждаются Советом  министров РФ. В полисе указываются: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, место работы, социальное положение, адрес застрахованного, а также срок действия договора.

     При утрате полиса по личному заявлению  гражданина, поданному представителю  страхователя или в страховую  медицинскую организацию, выдавшую полис, ему предоставляется дубликат полиса.

     Практически у каждого гражданина Российской Федерации есть страховой медицинский  полис, на основании которого населению  оказывается бесплатная медицинская  помощь в рамках программы обязательного  медицинского страхования.

     Организации и предприниматели, производящие выплаты  физическим лицам, являются плательщиками  единого социального налога. Определенная доля ЕСН уплачивается в фонды  обязательного медицинского страхования (ОМС).

     Законом РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском  страховании) установлены два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. В статье 2 этого  закона сказано, что в качестве субъектов  медицинского страхования выступают  граждане, страхователи, страховые  медицинские организации и медицинские  учреждения. Граждане являются застрахованными  лицами. Кто будет для них страхователем  по обязательному медицинскому страхованию, зависит от того, работают они или  нет. Что касается работающих граждан, то страхователями выступают работодатели, заключившие с ними трудовые или  гражданско-правовые договоры. Для  неработающего населения страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

     Страховая медицинская организация осуществляет обязательное медицинское страхование  только при наличии лицензии на право  заниматься этой деятельностью.

     В обязанности такой организации  входит финансирование предоставления застрахованным лицам медицинской  помощи по программам обязательного  медицинского страхования. Медицинские  учреждения осуществляют деятельность по оказанию медицинской помощи населению  на основании лицензии.

     С целью реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования граждан  созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС и ТФОМС).

     Они аккумулируют поступающие от страхователей  финансовые средства, разрабатывают  правила обязательного медицинского страхования граждан, а также  выполняют другие функции в рамках реализации возложенных на них задач.

     В качестве субъектов медицинского страхования  выступают: гражданин, страхователь, страховая  медицинская организация, медицинское  учреждение.

     Страхователями  при обязательном медицинском страховании  являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие  по договорам гражданско-правового  характера вознаграждения, на которые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации начисляются  налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.

     Страхователями  при добровольном медицинском страховании  выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

     Страховыми  медицинскими организациями выступают  юридические лица, осуществляющие медицинское  страхование и имеющие государственное  разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

     Медицинскими  учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские  институты, другие учреждения, оказывающие  медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

     При обязательном медицинском страховании  регистрацию страхователей осуществляют территориальные фонды обязательного  медицинского страхования. Это установлено  статьей 9.1 Закона о медицинском  страховании. Порядок регистрации  зависит от категории страхователя.

     Так, с 1 января 2004 года организации и  индивидуальные предприниматели освобождены  от обязанности самостоятельно регистрироваться в государственных внебюджетных фондах, в том числе и в ТФОМС. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговый орган самостоятельно в течение пяти рабочих дней направляет в государственные внебюджетные фонды сведения из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). После получения данной информации территориальный фонд обязательного медицинского страхования в пятидневный срок обязан зарегистрировать организацию или предпринимателя в качестве страхователей, а также известить их о присвоенном регистрационном номере. Такой порядок определен статьей 9.1 Закона о медицинском страховании.

     Для некоторых категорий страхователей  предусмотрена иная процедура регистрации  в ТФОМС - они должны вставать на учет в фонде самостоятельно. Для  регистрации в качестве страхователей  данным лицам необходимо в 30-дневный  срок подать заявление в соответствующий ТФОМС.

 

      
 

     4. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

     4.1. Добровольное медицинское страхование. 

     Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию страховщики формируют  страховые резервы. Правила создания резервов по страхованию иному, чем  страхование жизни Порядок формирования и использования страховых резервов СМО, осуществляющей ОМС, регулируется Положением о страховых медицинских  организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановлением СМ РФ от 11.10.1993 N 1018. утверждены Приказом Минфина РФ от 11.06.2002 N 51н Действует в редакции приказов Минфина РФ от 23.06.2003 N 54н, от 14.01.2005 N 2н. (далее - Правила). В пункте 3 Правил указано, что расчет страховых резервов производится страховщиком на основании Положения о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни Примерное Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни приведено в Приложении к Письму Минфина РФ от 18.10.2002 N 24-08/13., утвержденного страховщиком и представленного в Федеральную службу страхового надзора в течение месяца с момента утверждения.[ 3 ] 

     В соответствии с п.6 Правил страховые  организации должны создавать следующие  резервы: 

     незаработанной  премии (РНП);

     убытков;

     заявленных, но не урегулированных  убытков (РЗУ);

     произошедших, но не заявленных убытков (РПНУ);

     стабилизационный  резерв (СР) и др. 

     Расчет  страховых резервов осуществляется на конец отчетного периода при  составлении бухгалтерской отчетности (п.11 Правил). Для создания резервов все договоры распределяются по учетным  группам. В соответствии с п.14 Правил договорам ДМС соответствует  учетная группа 2 "Добровольное медицинское  страхование (сострахование)".

     В пункте 15 Правил установлено, что для  расчета страховых резервов страховщик внутри учетной группы может вводить  дополнительные учетные группы договоров  в зависимости от условий договоров, объектов страхования, местонахождения  объектов страхования и перечня  страховых рисков.  

     Для обобщения информации о страховых резервах предназначен одноименный  счет 95, к которому могут открываться  субсчета: 

     "Резерв  незаработанной премии";

     "Результат  изменения резерва  не заработанной  премии";

     "Резерв  заявленных, но не  урегулированных  убытков";

     "Результат  изменения в резерве  заявленных, но не  урегулированных  убытков" и др.

     Если  страховые взносы распределены равномерно по сроку действия договора, то разница  между неуплаченными взносами и  высвобожденным резервом будет приблизительно равна части расходов на заключение договора, то есть пропорциональна  части вознаграждения агента. Высвобождение  РНП увеличивает заработанную премию, которая задействована в расчете  РПНУ: чем больше заработанная премия, тем больше может быть РПНУ.[4] 

     4.2. Обязательное медицинское страхование. 

     Одним из основных источников финансирования как федерального, так и территориальных  фондов обязательного медицинского страхования являются поступления  единого социального налога в  доле, уплачиваемой в эти фонды. Кроме поступлений в виде ЕСН финансовые средства указанных фондов образуются за счет: 

     поступлений добровольных взносов  юридических и  физических лиц;

     доходов от использования  временно свободных  финансовых средств  и нормированного страхового запаса;

     поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством. 

     Порядок исчисления и уплаты ЕСН налогоплательщиками  изложен в главе 24 Налогового кодекса. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога предоставлен налоговым органам. Кроме того, налоговые органы осуществляют все формы налогового контроля, в частности проводят выездные и камеральные проверки налогоплательщиков по вопросу правильности исчисления налога (в том числе в части ОМС), привлекают к ответственности за совершение налоговых правонарушений.[ 5 ]

     Глава 24 Налогового кодекса устанавливает  порядок исчисления и уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.

     Налоговая база по ЕСН в части, зачисляемой  в федеральный и территориальные фонды ОМС, всегда одинакова. Она исчисляется по общим правилам формирования налоговой базы по ЕСН.

     Исчисление  ЕСН в части, уплачиваемой в фонды  ОМС

     То  есть в налоговую базу включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые  в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским  договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Об этом сказано в статье 237 Кодекса.

     Не  включаются в налоговую базу суммы, перечисленные в статье 238 НК РФ. В частности, пособия по временной  нетрудоспособности, по уходу за больным  ребенком, по безработице и др. Кроме  того, из объекта налогообложения  согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса  исключаются выплаты и вознаграждения, не отнесенные к расходам, уменьшающим  налоговую базу по налогу на прибыль.

     Налоговая база по ЕСН, зачисляемому в фонды  обязательного медицинского страхования, определяется отдельно по каждому физическому  лицу, в пользу которого осуществлены выплаты. Эта норма содержится в  пункте 2 статьи 237 НК РФ и распространяется на исчисление ЕСН во все фонды  и в федеральный бюджет.

     Для реализации этой нормы предусмотрены  индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН и страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование. Форма индивидуальных карточек и порядок их заполнения утверждены приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443. Формы карточек носят рекомендательный характер, поэтому налогоплательщики имеют право изменять и дополнять их содержание.

Информация о работе Финансовые основы медицинского страхования