Фонд социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы: сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.

Для достижения цели формируются следующие задачи:

изучить исторические аспекты, послужившие основой для появления и развития системы социального страхования в России;
выявить сущность и роль социального страхования и обеспечения;
обосновать цели и принципы социального страхования в России;
определить источники финансирования социального страхования;
рассмотреть финансовые основы функционирования;
проанализировать концепцию совершенствования системы социального страхования в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 3

1.1. Сущность социального страхования и обеспечения 3

1.2. История развития системы социального страхования в России ………..…7

ГЛАВА 2. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…..……...……………..10

2.1. Цели и принципы социального страхования в России 10

2.2. Фонд социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

ФСС курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать)
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 

 

   ПРИЛОЖЕНИЯ………..…..……………………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

     Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

     К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

     Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

     В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

  • пенсионным;
  • обязательного медицинского страхования;
  • социального страхования.

     В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

     Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование.

     Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

     Цель  исследования данной работы: сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.

     Для достижения цели формируются  следующие задачи:

  1. изучить исторические аспекты, послужившие основой для появления и развития системы социального страхования в России;
  2. выявить сущность и роль социального страхования и обеспечения;
  3. обосновать цели и принципы социального страхования в России;
  4. определить источники финансирования социального страхования;
  5. рассмотреть финансовые основы функционирования;
  6. проанализировать концепцию совершенствования системы социального страхования в РФ.

     Объектом  исследования является социальное страхование, а предметом выступает система социального страхования в РФ.

     Структурно  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

     В первой главе рассматриваются общие  положения социального страхования, его теоретические и методологические основы, история социального страхования в России.

     Во  второй главе анализируется существующая система социального страхования, описываются  цели и принципы социального  страхования в России, раскрываются особенности работы государственных  внебюджетных фондов, в частности  Фонда Социального Страхования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Сущность социального страхования и обеспечения

     Человеческая  жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится  в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

     Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.

     В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

     Но  при всей новизне эта концепция должна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых, ранее исследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.

     В настоящее время существует множество  определений социального обеспечения. Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой, одним из самых крупных ученых-юристов, проводивших исследования в области социального обеспечения. По ее мнению, социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

     Сущность  социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

          Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

     Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью: - назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; - предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС; - оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам.

     Что касается соотношения государственных  систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

     Теперь  поподробнее остановимся на понятии  и сущности социального страхования.

     Социальное страхование представляет собой универсальную для рыночной экономики финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном от других перераспределительных процессов режиме с учетом меры социального риска и трудового вклада каждого в формирование национального дохода. Социальное страхование обеспечивает управление социальными рисками общества на основе распределения средств, собранных для целей компенсации индивидуальных ущербов, между всеми нуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплат определяется с учетом индивидуального вклада каждого (или за каждого) в общий фонд.

     В основе социального страхования  лежат следующие принципы, которые  определяют его эффективность, возможность  адаптации к; экономическим изменениям и подконтрольность:

  • социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством;
  • обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства;
  • размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;
  • социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;
  • право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

     Социальное  страхование можно определить как систему отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных универсальных социальных рисков.

     Финансовую  основу социального страхования  составляют страховые отношения, условия  которых являются всеобщими в  рамках данного государства и  носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели.

     Социальное  страхование отличается от добровольного  личного страхования прежде всего  своим обязательным характером и  направленностью на защиту основного  контингента населения от универсальных социальных рисков. Перечень этих социальных рисков и уровень их финансирования с помощью методов социального страхования определяются государственной социальной политикой.

     В социальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принцип эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо «страховому» механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.

     Социальное  страхование представляет собой  не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой. В широком понимании как компонент системы финансов социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения.

     Финансовый  механизм социального страхования  представляет собой порядок и  условия формирования и использования  средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.

Информация о работе Фонд социального страхования