Хеджирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:08, реферат

Описание работы

Хеджирование (от англ. hedge — страховка, гарантия) — установление позиции по срочным сделкам на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной срочной позиции (позиции по срочным сделкам), на другом рынке. Хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках.

Работа содержит 1 файл

хеджирование.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Хеджирование (от англ. hedge — страховка, гарантия) — установление позиции по срочным сделкам на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной срочной позиции (позиции по срочным сделкам), на другом рынке. Хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках.

     Наиболее  часто встречающийся вид хеджирования — хеджирование фьючерсными контрактами. Зарождение фьючерсных контрактов было вызвано необходимостью страхования от изменения цен на товары. Первые операции с фьючерсами были совершены в Чикаго на товарных рынках именно для защиты от резких изменений конъюнктуры рынка. До второй половины XX века хеджирование (данный термин был уже тогда закреплен в некоторых нормативных документах) использовалось исключительно для снятия ценовых рисков. В настоящее время целью хеджирования выступает не снятие рисков, а их оптимизация.

     Механизм  хеджирования заключается в балансировании обязательств на наличном рынке (товаров, ценных бумаг, валюты) и противоположных по направлению на фьючерсном рынке.

     Помимо  операций с фьючерсами, операциями хеджирования могут считаться и  операции с другими срочными инструментами: форвардными контрактами и опционами. Продажа опциона согласно нормам МСФО не может признаваться операцией хеджирования.

     Результатом хеджирования является не только снижение рисков, но и снижение возможной  прибыли.

     Различают хеджирование покупкой и продажей. Хеджирование покупкой (хедж покупателя, длинный хедж) связано с приобретением фьючерса, что обеспечивает покупателю страхование от возможного повышения цен в будущем. При хеджировании продажей (хедж продавца, короткий хедж) предполагается осуществить продажу на рынке реального товара, и в целях страхования от возможного снижения цен в будущем осуществляется продажа срочных инструментов.

     Товарные  рынки первыми стимулировали потребность в инструментах хеджирования (таких, как фьючерсы), поскольку цены на товары колеблются в широких пределах и трудно предсказуемым образом. Непредсказуемо ведут себя курсы валют. Процентные ставки также являются достаточно неустойчивыми. Не имея определенной системы срочных цен, позволяющей компенсировать эти колебания, практически невозможно реализовать какую-либо форму планирования хозяйственных операций, включающих использование финансовых инструментов.

     При принятии решения по хеджированию важными  соображениями являются изменчивость процентных ставок и обменных курсов. Определенная величина процентного риска является частью обычного финансового риска всех банков. Использование эффекта финансового рычага (за счет использования заемных средств) увеличивает ожидания доходов, и ради этих ожиданий они готовы.

     Затраты на хеджирование можно разделить на две категории: первую - затраты на исполнение сделок и вторую - транзакционные издержки. Затраты на исполнение сделок отражены в разнице между ценами покупателя и продавца на рынке. Кроме того, имеются потенциальные потери вследствие неблагоприятных изменений базиса. Транзакционные издержки включают комиссионные брокерам и альтернативные издержки, связанные с неполучением процентов по деньгам, внесенным в качестве маржи.

     Хеджирование  — это нейтрализация риска  изменения цены актива в будущем за счет проведения определенных финансовых операций.

     Хеджирование  позволяет компаниям, подверженным валютному риску:

  • избежать финансовых потерь при неблагоприятном изменении валютного курса в будущем;
  • упростить для компаний процесс планирования основных финансовых показателей хозяйственной деятельности за счет возможности зафиксировать будущее значение валютного курса.

     Основные  инструменты хеджирования

  • Поставочный форвард — сделка покупки/продажи  определенного количества одной  валюты за другую (в том числе за российские рубли) в определенный момент времени в будущем по курсу, согласованному в момент заключения сделки;
  • расчетный форвард (NDF) — аналог поставочного форварда с тем отличием, что в дату исполнения данного контракта расчеты между сторонами сделки происходят только в размере курсовой разницы;
  • фьючерсные контракты на доллар США и евро за российские рубли на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) — стандартизированные форвардные контракты, являющиеся инструментами без поставки (расчетными);
  • опцион — покупка права покупки («колл»)/продажи («пут») определенного количества одной валюты за другую (в том числе за российские рубли) по определенному курсу в определенную будущую дату (европейский опцион) или в любой момент до ее наступления (американский опцион).

     Основные  принципы хеджирования.

     1. Эффективная программа хеджирования  не ставит целью полностью  устранить риск; она разрабатывается  для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е., соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.

     2. При принятии решения о хеджировании  важно оценить величину потенциальных потерь, которые компания может понести в случае отказа от хеджа. Если потенциальные потери несущественны (например, мало влияют на доходы фирмы), выгоды от хеджирования могут оказаться меньше, чем затраты на его осуществление; в этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования.

     3. Как и любая другая финансовая  деятельность, программа хеджирования  требует разработки внутренней  системы правил и процедур.

     4. Эффективность хеджирования может  быть оценена только в контексте (бессмысленно говорить о доходности операции хеджирования или об убытках по операции хеджирования в отрыве от основной деятельности на спот-рынке)

     Целью хеджирования (страхования рисков) является защита от неблагоприятных  изменений цен на рынке акций, товарных активов, валют, процентных ставок, и прочее.

     Классическое (чистое) хеджирование. Хеджирование путем занятия противоположных позиций на рынке реального товара и фьючерсном. Первый вид хеджирования, который применялся торговцами сельскохозяйственной продукцией в Чикаго (США).

       Полное и частичное хеджирование. Полное хеджирование предполагает страхование рисков на фьючерсном рынке на полную сумму сделки. Данный вид хеджирования полностью исключает возможные потери, связанные с ценовыми рисками. Частичное хеджирование страхует только часть реальной сделки.

       Предвосхищающее хеджирование. Предвосхищающее хеджирование предполагает покупку или продажу срочного контракта задолго до заключения сделки на рынке реального товара. В период между заключением сделки на срочном рынке и заключением сделки на рынке реального товара фьючерсный контракт служит заменителем реального договора на поставку товара. Также предвосхищающее хеджирование может применяться и путем покупки или продажи срочного поставочного товара и его последующее исполнение через биржу. Данный вид хеджирования наиболее часто встречается на рынке акций. Селективное хеджирование. Селективное хеджирование характеризуется тем, что сделки на фьючерсном рынке и на рынке реальных товаров различаются по объему и времени заключения. Перекрестное хеджирование. Перекрестное хеджирование характеризуется тем, что на фьючерсном рынке совершается операция с контрактом не на базовый актив рынка реального товара, а на другой финансовый инструмент. Например, на реальном рынке совершается операция с акцией, а на фьючерсном рынке с фьючерсом на биржевой индекс.

     Вывод. Роль коммерческого банка в операциях с иностранной валютой – это быть между клиентом и рынком иностранной валюты. Другими словами, политика защиты от риска должна распространяться и на операции на валютном рынке. В стратегическом плане защита от валютного риска тесно связана с активной ценовой политикой, видами и стоимостью страхования, степенью надежности страховых компаний, как самого банка, так и его контрагентов и клиентов. Кроме того, почти все крупные банки стараются формировать портфель своих валютных операций, балансируя активы и пассивы по видам валют и срокам. В основном все внешние методы управления валютными рисками ориентированы на их диверсификацию. Для этой цели, как уже отмечалось, наиболее широко используются срочные валютные операции. В современных условиях отсутствие практики страхования валютных рисков как составного элемента системы управления рисками в компании может привести к существенному ухудшению финансовых показателей компании в случае неблагоприятной динамики валютного курса.

     Список  использованной литературы.

  1. Т. В. Никитина. Страхование коммерческих и финансовых рисков. 2007 г.
  2. Т.А. Федорова. Страхование. 2006 г.
  3. Материалы сайта http://www.insurance2000.ru/books/04/

Информация о работе Хеджирование