Инвестиционная деятельность страховщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Инвестиционная деятельность страховщиков важна не только для экономики страны, но и для самих страховых компаний. Так, убытки от основной деятельности могут покрываться за счет инвестиционного дохода. Также хорошо продуманная инвестиционная политика в современных условиях является для страховщиков важным конкурентным преимуществом.

Содержание

1. Инвестиционная деятельность страховщиков в РФ: сущность, основополагающие принципы. СО как институциональный инвестор на рынке капиталов. 1
2. Инвестиционный портфель страховой организации: сущность, структура, динамика 4
3. Регулирование инвестиционной деятельности страховщиков в РФ. Управление (внутреннее и внешнее) рисками страховых организаций, связанными с инвестиционной деятельностью 9
4. Показатели, отражающие результаты инвестиционной деятельности страховщиков в РФ. Оценка эффективности инвестиционной деятельности страховой организации 15
5. Формирование оптимального инвестиционного портфеля страховой организации, осуществляющей инвестиционную деятельность в РФ 17

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная деятельность страховщиков.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Следует обратить внимание на то, что поскольку в целом страховой рынок делится на рынки страхования жизни и «нежизни», формирование страховых резервов по этим видам страхования различно. Так, в страховании жизни действует приказ Минфина РФ N 32н от 9 апреля 2009г. «Об утверждении Порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни», а в страховании «нежизни» – приказ Минфина РФ N 51н от 11 июня 2002г. «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни». УТОЧНИТЬ!!!!

Инвестиционные возможности  страховщиков не ограничиваются только лишь величиной страховых резервов. Важным инвестиционным ресурсом также  выступают активы, принятые в покрытие ССС7, состав и структура которых регулируется приказом Минфина России N 101н от 02.07.2012. «Об утверждении требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика». При регулировании данного блока активов важное место отводится Положению о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденному приказом Минфина РФ N 90н от 2 ноября 2001 г.

Особое место  в системе страхования занимает обязательное пенсионное страхование. НПФ8 и Пенсионный фонд России инвестируют средства пенсионных накоплений, а также средства пенсионных резервов, посредством передачи их в доверительное управление.

Для регулирования  данной области деятельности в системе  пенсионного страхования принят ряд документов:

1. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75 – ФЗ, устанавливающий источники формирования пенсионных накоплений, а также принципы размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений (статья 24);

2. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»от 24.07.2002 N 111 – ФЗ, в соответствии с которым средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений, указанных в 26 статье этого закона;

3. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. N 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением».

Казалось бы, система правового регулирования  инвестиционной деятельности страховых  организаций в России настолько  полна, логична и эффективна, что  страховые организации не могут  испытывать проблем при осуществлении  инвестиций. Однако это далеко не так.

Начавшийся  в 2008 году финансовый кризис показал  недостаточную эффективность правового  регулирования инвестиционной деятельности страховщиков, особенно Правил и Требований, в условиях падения фондовых рынков и ликвидности банков, связанную с его ориентированностью на стабильную национальную финансовую систему с растущим фондовым рынком и стабильно выполняющими свои обязательства банками. Кроме того оно слишком детализировано и мелочно и не оставляет страховщику возможности маневра при ухудшении ситуации на финансовых рынках. Все это сказалось на структуре инвестиций. Так, в период острой фазы кризиса (второе полугодие 2008 года) в структуре инвестиций страховых организаций происходили изменения, обратные мировым тенденциям. Эти трансформации проявлялись в снижении доли акций и росте доли долговых ценных бумаг и предоставленных займов,

Фиктивность инвестиций страховых компаний (в кризис – 50%, в 2011г. – 25 – 30%) и недостаточная эффективность правового регулирования инвестиционной деятельности вынудили Минфин осуществить ряд изменений.  Кроме того в ближайшее время участников финансового рынка ожидают большие законодательные изменения, связанные с созданием мегарегулятора финансовых рынков путем присоединения Росстрахнадзора (ФССН) к ФСФР. Мегарегулятор будет проверять финансовое положение страховщиков, инвестиционных и управляющих компаний и других участников финансового рынка, а также их инвестиционную политику. Исключением для обновленной ФСФР является банковская и аудиторская деятельность.

Очень важно  отметить, что в декабре 2011 года был  принят Федеральный закон от 7 декабря 2011г. N 414 – ФЗ «О центральном депозитарии», осуществляющем депозитарную деятельность, где страховая организация или же ее доверительный управляющий выступают акционерами.

Теперь  обратимся к вопросу об инвестиционных рисках.

Несомненно, деятельность по осуществлению инвестиций сопряжена со значительным риском, причем страховые компании, в отличие от других хозяйствующих субъектов, помимо собственных средств, рискуют и средствами страхователей, полученными в виде премий. 

 Инвестиционные  риски страховщиков относятся  к собственным рискам страховой организации и определяются как риски возникновения дефицита денежных средств для выполнения своих обязательств по страховым выплатам, возникшие вследствие размещения привлеченных и собственных средств компании. Они традиционно включают в себя следующие виды рисков: риск обесценения и неадекватной оценки активов, риск низкой доходности активов, диверсификации и т.д. Кроме вышеуказанных рисков, можно выделить два специфических риска, характерных для российских страховых компаний: риск выбора перестраховщика, вызванный неправильным выбором перестраховочной компании как объекта вложения активов, и риск размещения страховых резервов, обусловленный законодательными ограничениями, которые не всегда позволяют сформировать страховой компании сбалансированный инвестиционный портфель.

Основными инвестиционными  рисками страховщиков в России в последние годы стали риски обесценения инвестиционного портфеля и кредитные риски объектов инвестиций. Кризис в максимальной степени сказался на надежности и финансовой устойчивости компаний финансового сектора. Многие компании – объекты инвестиций страховщиков обанкротились во время кризиса. Реализация кредитных рисков объектов инвестиций и рисков обесценения инвестиционных вложений была особенно опасна для страховщиков, которые не диверсифицировали свои инвестиционные портфели. Рентабельность инвестиций в результате переоценки вложений в акции и облигации в 2008 году сократилась до нуля, что свидетельствует о реализации инвестиционных рисков. Страховщики, потерявшие деньги на фондовых рынках, минимизировали вероятность реализации инвестиционных рисков, переводя инвестиции в денежные средства и размещая их в системообразующих банках. В связи с постепенным очищением финансовых рынков кредитные риски объектов инвестиций и риски обесценения инвестиционных портфелей страховых компаний будут сокращаться.

Исходя из этого  можно сказать, что для каждого  субъекта естественным является желание  уменьшить возможные потери, связанные  с реализацией риска. Это осуществляется путем принятия управленческих решений, в ходе реализации которых и происходит управление риском, называемое в контексте бизнеса риск – менеджментом.

Управление  рисками – комплексное явление. Система риск – менеджмента включает не только внутреннее, но и внешнее  управление, проявляющееся, в первую очередь, в регулировании инвестиционной деятельности со стороны государственных органов посредством разработки  законодательных и нормативных актов. Среди них можно отметить Правила размещения страховщиками средств страховых резервов и Требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также ряд других ранее рассмотренных правовых актов. Правда в настоящий момент времени данная система не слишком эффективна, поскольку в условиях выполнения требований по инвестированию и соблюдения структурных соотношений активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств, у страховых компаний практически отсутствует возможность хеджирования рисков с помощью применения производных финансовых инструментов и, соответственно, формирования портфеля с более высокой доходностью.

Если страховая  компания состоит в группе компаний, то внешнее управление в системе  риск – менеджмента может заключаться  контроле за осуществлением вложений страховщиком со стороны группы.

Кроме того, на наш взгляд, одним из элементов внешнего управления инвестиционными рисками страховщиков могут стать отраслевые стандарты управления рисками, которые появятся в ближайшее время. Это даст риск – менеджерам в компаниях реальные полномочия и повысит эффективность их работы. Поэтому такие стандарты должны появиться на всех сегментах финансового рынка и задать новые ориентиры его развития.

Внутренне управление инвестиционными рисками должно заключаться в принятии и выполнении страховщиком управленческих решений, минимизирующих неблагоприятное влияние на организацию убытков, вызванных случайными событиями. В рамках данного вида управления рисками, связанными с осуществлением инвестиционной деятельности, страховой организации необходимо разрабатывать политику управления рисками, целью которой является построение в компании последовательной, независимой и эффективной системы риск – менеджмента.  Она (политика) должна строиться на принципах приемлемого соотношения риск/доходность, знания риска, обязательности риск – менеджмента, регламентации, системы ответственности, обособленности, опыта, коллегиальности, бизнес – процессного подхода,  сохранения записей.  Политика управления рисками в компании должна обеспечивать выявление риска, управление риском, мониторинг, информирование, обновление методик и сбор информации9

Если говорить о конкретных инструментах снижения инвестиционного риска страховщика, наиболее оптимальным инструментом является секъюритизация страховых активов, как с точки зрения стоимости и срока покрытия риска, так и с точки зрения возможности привлечения капитала. Она имеет большие перспективы, т.к. увеличивает емкость страхового рынка и обеспечивает защиту от страховых рисков. При этом сокращается (по сравнению с перестраховочными каналами) число ступеней перераспределения риска и затраты на его организацию, и, следовательно, в конечном итоге уменьшается стоимость услуг для страхователей.

Для эффективного управления риском, имеющим вероятностную природу происхождения, необходимо уметь численно рассчитывать его. Количественное измерение риска достаточно затруднено, оно не может быть однозначным и предопределенным.

Поскольку риск и доходность изменяются пропорционально, в целом количественное измерение риска можно представить в виде показателей доходности с помощью некоторых статистических коэффициентов:

1) Размах вариации (R), равный разности между наибольшей (xmax) и наименьшей (xmin) вариантами признака:

Чем выше значение показателя, тем выше риск.

2) Дисперсия – средний квадрат отклонения значений признака от его средней:

где    xi – варианта признака,

n – количество вариант.

3) Среднее квадратическое отклонение, показывающее среднее отклонение значений варьирующего признака относительно средней арифметической:

4) Коэффициент вариации, представляющий собой стандартное   отклонение, деленное на ожидаемую  норму прибыли.

где    Rпр – ожидаемая норма прибыли,

Ri – i – й возможный результат нормы прибыли,

pi – вероятность  i – го результата.

В соответствии со стандартами МСФО инвестиционный риск рассчитывается следующим образом: оценивается качество инвестиционного портфеля и устанавливается реальная оценка возможного изменения в стоимости, например в случае колебания цен на инвестиционные активы или риска неплатежа. Текущая стоимость предполагаемых убытков устанавливается в форме резерва капитала, который необходим на случай их возникновения.

В заключении отметим, что для успешного функционирования системы риск – менеджмента страховой организации, необходимо учитывать внешние и внутренние ограничения системы управления инвестиционным риском.

Внешними ограничениями, связанными с факторами, на которые  менеджеры компании не могут повлиять, выступают законодательные ограничения  по осуществлению инвестиций страховыми организациями;  ограничения, связанные с обязательствами страхователей и партнеров и обязательствами самого страховщика перед ними; конъюнктурные ограничения, связанные с особенностями макроэкономических процессов и спецификой развития тех или иных рынков.

Среди внутренних ограничений системы управления инвестиционными рисками выделяют институциональные, бюджетные и  информационные ограничения.

Таким образом, управление инвестиционными рисками  должно быть комплексным и не ограничиваться только лишь внедрением систем риск – менеджмента в компании. Причем особая роль у управлении таких рисков, и регулировании участия страховых компаний в инвестиционных процессах должна отводиться государству.

Итак, страховые  организации принимают участие в инвестиционных процессах. Возможности такого участия определяются инвестиционным потенциалом, реализация которого в конкретные инвестиционные проекты означает формирование у страховщика инвестиционного портфеля, включающего два крупных блока активов: активы, связанные с выполнением обязательств перед страхователями и активы, свободные от страховых обязательств. Это разделение обусловлено необходимостью государственного регулирования группы активов, необходимых для покрытия страховых обязательств страховщика.

Информация о работе Инвестиционная деятельность страховщиков