Международные нормы, доктрины, конвенции МОТ, регулирующие систему социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:48, реферат

Описание работы

Понятие МОТ, История создания, развития и задачи МОТ, Структура МОТ и ее основополагающие документы, Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, Проблемы реальной защиты прав человека, Международные трудовые нормы, Основные конвенции МОТ, Значение конвенций и рекомендаций МОТ.

Содержание

1. Понятие МОТ
2. История создания, развития и задачи МОТ
3. Структура МОТ и ее основополагающие документы
4. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда
5. Проблемы реальной защиты прав человека
6. Международные трудовые нормы
7. Основные конвенции МОТ10
8. Значение конвенций и рекомендаций МОТ

Работа содержит 1 файл

Международная организация труда.docx

— 39.05 Кб (Скачать)

     \ 
 

      1. Основные  конвенции МОТ
 

     № 29 Конвенция о принудительном или  обязательном труде, 1930 года. Требует  запрещения принудительного или  обязательного труда во всех формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах, таких как военные действия, при  пожаре, землетрясениях...

     № 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948 года. Устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание и  вступление в организацию по своему выбору без получения предварительного разрешения и устанавливает ряд  гарантий свободы их деятельности без  вмешательства органов государственной  власти.

     № 98 Конвенция о праве на организацию  и на ведение коллективных переговоров, 1949 года. Предусматривает защиту от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также  меры по содействию коллективным переговорам.

     № 100 Конвенция о равном вознаграждении, 1951 года. Призывает устанавливать  равную оплату для мужчин и женщин за труд равной ценности.

     № 105 Конвенция об упразднении принудительного  труда, 1957 года. Запрещает использование  любой формы принудительного  или обязательного труда в  качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение  политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или  дискриминации.

     № 111 Конвенция о дискриминации  в области труда и занятий, 1958 года. Призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при  найме, профессиональной подготовке, в  отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному  происхождению, на содействие равенству  возможностей и обращения.

     № 138 Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, 1973 года. Имеет  целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для  приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

     Конвенция № 171 и Рекомендация № 178 «О ночном труде»… 

     
      1. Значение  конвенций и рекомендаций МОТ

     Значение  конвенций и рекомендаций МОТ в правовом регулировании социального обеспечения в международном и внутригосударственном масштабе можно оценивать с различных сторон. Во-первых, в них содержатся социальные стандарты, уровню которых должны в идеале соответствовать законодательства всех стран. Во-вторых, конвенции и рекомендации МОТ способствуют унификации (интернационализации) законодательства о социальном обеспечении,

     Решения конференции МОТ по различным  трудовым и социальным вопросам выступают  в форме конвенций и рекомендаций. Конвенции по своей правовой природе  являются, по мнению большинства исследователей, разновидностью международных договоров , и после ратификации государством становятся обязательными для исполнения. Рекомендации конкретизируют содержание конвенций или носят самостоятельный характер, но содержащиеся в них нормы могут использоваться в национальном законодательстве по усмотрению государства. Рекомендации часто представляют собой более высокий уровень развития международных стандартов в сфере социального обеспечения, и поэтому с их учетом национальное законодательство может прогрессировать по сравнению с соответствующими конвенциями.

     Все конвенции и рекомендации МОТ  о социальном обеспечении можно  условно разделить на две группы. Первую группу составляют акты универсального значения. Прежде всего следует назвать  Конвенцию N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952). Этот документ содержит основополагающие нормы  о видах, размерах и условиях предоставления социального обеспечения. В Конвенции  перечисляются все виды социального обеспечения: медицинская помощь, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С учетом разнообразия условий в различных странах Конвенция предполагает установление минимального уровня обеспечения во всех перечисленных случаях, определяет круг лиц, подлежащих обеспечению, и минимальные размеры выплат для различных субъектов.

     Конвенция N 117 "Об основных целях  и нормах социальной политики" (1962) имеет большое значение для достижения такого уровня социального обеспечения, который мог бы обеспечить реальные жизненные потребности людей. Она содержит обязательства государств предоставить независимым производителям и наемным работникам условия для повышения своего жизненного уровня, а также поддерживать установленный путем официальных обследований прожиточный минимум. Данное положение является актуальным в настоящее время, тем более, что в Конституции РФ аналогичной нормы не содержится (несмотря на то, что п. 2 ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. устанавливает, что пенсии, пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума). Сохраняет свое значение до настоящего времени и Рекомендация N 67 "Об обеспечении дохода" (1994). В ней речь идет об уменьшении нуждаемости людей путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности или по другим причинам. Обеспечение дохода должно осуществляться на основе обязательного социального страхования, а для категорий, не охваченных социальным страхованием, - на основе социальной помощи. Рекомендация перечисляет и характеризует все случаи, в которых человек должен получать материальное обеспечение от государства, определяет условия и приблизительные размеры обеспечения. Очевидно, что данные положения актуальны в условиях перехода России к рыночной экономике и могут оказать помощь в разработке законов, иных нормативных правовых актов [2].

     Конвенция N 118 ``О равноправии  в области социального  обеспечения'' (1962 ) предусматривает предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства равных прав с гражданами страны в сфере социального обеспечения. Для этого возможно суммирование периодов страхования, работы по найму или проживания с целью сохранения приобретенных прав.

     Особое  место среди документов МОТ занимает Рекомендация N 167 "Об установлении международной системы прав в области социального обеспечения" (1983). Ее цель - содействие заключению дву- и многосторонних соглашений о социальном обеспечении между государствами-членами МОТ на принципах равноправия в предоставлении социального обеспечения, сохранения или восстановления прав на социальное обеспечение, координации в правовом регулировании данных вопросов национальными законодательствами.

     Вторую  группу документов МОТ составляют конвенции  и рекомендации, касающиеся отдельных  субъектов и видов социального  обеспечения. Конвенция N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (1967) регулирует условия предоставления пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, а также размер их в процентном соотношении к заработку. Положения о предоставлении медицинской помощи и об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности содержатся в Конвенции N 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" (1969). Нормы об обеспечении пособиями в случаях трудовых увечий, профессиональных заболеваний, а также безработицы включают в себя Конвенция N 121 "О пособиях в случае производственного травматизма" (1964) и Конвенция N 44 "О пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам" (1934).

     Проблемам обеспечения трудовых прав и социальной защиты пожилых людей посвящена  Рекомендация МОТ N 162 "О пожилых трудящихся" (1980). Особое значение придается положению безработных из числа пожилых трудящихся, в интересах которых рекомендуется предоставлять им пособие по безработице до назначения пенсии, а выход на пенсию осуществлять, по возможности, с использованием гибкого пенсионного возраста и с предоставлением досрочной пенсии.

     Следует назвать также Конвенцию N 103 "Об охране материнства" (1952), в которой содержатся положения о защите прав женщин-матерей и об обязанности государства предоставить им гарантии в виде отпуска на период беременности и родов, послеродового отпуска и денежного пособия, рекомендуемый размер которого - не менее двух третей предшествующего заработка женщины. Специальный характер имеет Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983), которая затрагивает очень важный аспект в осуществлении инвалидами права на социальную и профессиональную реабилитацию, содержит гарантии занятости инвалидов.

     Две последние конвенции - единственные из 43 конвенций МОТ, действующих  в России, касающиеся вопросов социального  обеспечения. Существенные трудности  в приведении действующего законодательства в соответствие с международными стандартами создает тот факт, что Россией не ратифицирована ни одна из конвенций, содержащих универсальные  положения о гарантиях социального  обеспечения. Однако п. 4 ст. 15 Конституции  РФ прямо предусматривает действие на территории России общепризнанных принципов и норм международного права. Отсутствие акта признания конкретных норм не делает невозможным их включение  в федеральные законы или конституции, уставы, другие законы субъектов РФ. Таким образом, конвенции и рекомендации МОТ являются важным и перспективным  источником права социального обеспечения  Российской Федерации.

     Конвенция МОТ № 157 и Рекомендация МОТ № 167 были приняты соответственно в 1982 и 1983 годах с целью установления международной системы сохранения прав в области социального обеспечения. 
 
 

Заключение.

       В настоящее время перед МОТ  стоят качественно иные цели и  задачи, чем те, которые стояли перед  ней какие-нибудь 15-20 лет тому назад. Это связано прежде всего с  глобализацией мировой экономики  отрицательные последствия которой  сказываются на трудящихся всех стран, которые вынуждены работать в  условиях ужесточения конкуренции, ускорения технологических перемен, роста социального неравенства  и сокращения возможностей правительств.

       Одно  из последствий глобализации — рост спроса на квалифицированную рабочую  силу в ущерб трудящимся с низкой квалификацией. отмечается в докладе  со ссылкой на исследование, проведенное  МБТ. Оно также выявило "почти  повсеместное снижение налогообложения  высоких доходов". что означает сокращение доли национального дохода, перераспределяемой в пользу менее  обеспеченных слоев. В период с 1986 по 1998 г. такое снижение налогообложения  было зарегистрировано в 67 из 69 обследованных  стран. Если эта тенденция сохранится, "правительства скоро лишатся  важного механизма, с помощью  которого можно корректировать растущее неравенство доходов".

       Глобализация  также выявила и усугубила  слабость позиций развивающихся  стран с их узкой экспортной базой, поскольку возросла их зависимость  от колебаний цен на всемирном  рынке. Они стали гораздо более  уязвимы к всплескам и спадам финансовых потоков, стихийно и беспрепят­ственно  перемещающихся на глобальном рынке. Существует опасность того. что эти краткосрочные  колебания, не вызванные в своей  основе глубинными экономическими причинами, "будут определять обменные курсы  и, следовательно, производство и занятость. Поэтому перед МОТ сейчас стоят  четыре стратегические задачи: это  продвижение и проведение в жизнь  основополагающих принципов и прав в сфере труда; создание более  широких возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода; расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех; укрепление трипартизма  и социального диалога. 

         Помимо ориентации технических  программ МОТ на достижение  четырех стратегических целей  и проведения восьми приоритетных  программ "In focus", затрагивающих  такие области, как охрана и  гигиена труда на производстве, содействие малым и средним  предприятиям, устранение дискриминации  и тендерного неравенства, содействие  выполнению положений Декларации  МОТ об основополагающих принципах  и правах в сфере труда и  устранение детского труда, начато  также ра­дикальное реформирование  контрольного механизма МОТ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

    1. Конституция Российской Федерации.
    2. Конвенция Международной Организации Труда N 168 о содействии занятости и защите от безработицы (Женева, 1 июня 1988 г.).
    3. Конвенция Международной Организации Труда N 117 об основных целях и нормах социальной политики (Женева, 6 июня 1962 г.).
    4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).
    5. Право социального обеспечения: Пособие для подготовки к экзамену/ [Сост. А. В. Желудков].- М.: Юрайт, 2000.- 208 с.
    6. Иванов С.В. Кассирова Е.П. США: кризис социальной политики. (Государство и социальное обеспечение). - М.: Мысль, 2008. - 251 с. // Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения: [Учеб. пособие для вузов по спец. "Юриспруденция"].- М.: Норма-Инфра-М, 2007.- 240 с.
    7. Валентина СОРОКИНА. Пособия по безработице и при потере трудоспособности. // Журнал общественно-политических исследований. Современная Европа. С 12-22.
    8. И.И. Шамонаева. Конвенции и рекомендации МОТ как источники права социального обеспечения. М 2001.

Информация о работе Международные нормы, доктрины, конвенции МОТ, регулирующие систему социального страхования