Система социального страхования

Автор: m*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цели: рассмотреть социальное страховании РФ , его особенности и перспективы развития.
Задачи: - изучить фонд социального развития в РФ;
- изучить основные направления развития Фонда Социального Страхования;
- изучить перспективы развития и направления реализации социального страхования.

Содержание

Введение
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ.
1.1. Формирование, цели, виды, структура и управление Фонда социального страхования РФ.
1.2. Экономическая сущность социального страхования.
1.3. Государственное регулирование страховой деятельности. Функции социального страхования.
2. Страховые фонды в системе социального страхования.
2.1. Государственные фонды социального страхования.
2.2. Негосударственные фонды социального страхования.
2.3. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ.
3. Система социального страхования.
3.1. Организация деятельности социальных фондов и их взаимодействие между собой.
3.2. Основные направления развития Фонда Социального Страхования.
3.3. Перспективы развития и направления реализации социального страхования.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 63.61 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сущность и  особенности функционирования Фонда  социального страхования РФ.

1.1. Формирование, цели, виды, структура и управление Фонда социального страхования РФ.

1.2. Экономическая сущность социального страхования.

1.3. Государственное регулирование страховой деятельности. Функции социального страхования.

2. Страховые фонды в системе социального страхования.

2.1. Государственные фонды социального страхования.

2.2. Негосударственные фонды социального страхования.

2.3. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ.

3. Система социального страхования.

3.1. Организация деятельности социальных фондов и их взаимодействие между собой.

3.2. Основные  направления развития Фонда Социального  Страхования.

3.3. Перспективы развития и направления реализации социального страхования.

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 

                                                             ВВЕДЕНИЕ :

       Одной из основных задач любого государства  является оказание социальной поддержки  своим гражданам. Особенно актуальным это является для современной России в период перехода к рыночной экономике. Одна из основных черт рыночных отношений - наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также формирующейся законодательной базы.

       В государствах с социально ориентированной  экономикой развиты системы социальной защиты граждан, двумя основными  составляющими которыми являются социальная помощь и социальное страхование. Программы  социальной помощи предназначены для  адресной, избирательной поддержки  наиболее социально уязвимых групп  населения. Такие программы финансируются  преимущественно за счет бюджетных  средств различных уровней и  носят компенсационный характер. Как правило, система социальной помощи является институтом попечительства и вытекающими отсюда особенностями  прямого государственного управления.

       Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого  собственника имущества и товаро-производителя  за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки  между заинтересованными владельцами  имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.

       Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном  характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения  ущерба. Было замечено, что число  заинтересованных хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных  опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными  хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей.

       При этом чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходиться  на долю одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка  ущерба.

       Актуальность  работы заключается в том ,что страхование является одной из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни

       Объект: Социальное страхование.

       Цели: рассмотреть социальное страховании РФ , его особенности и перспективы развития.

       Задачи: - изучить фонд социального развития в РФ;

                     - изучить основные направления развития Фонда Социального Страхования;

                     - изучить перспективы развития и направления реализации социального страхования.

         1. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ

       1.1. Формирование, цели, структура и управление фонда социального страхования РФ 

       Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами  Президента Российской Федерации, Постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, а также настоящим  Положением.

       Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.

       Денежные  средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью.

       Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

       В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования на территории субъектов  Российской Федерации; центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными отраслевыми  отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

       Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

       Для обеспечения деятельности Фонда  создается центральный аппарат  Фонда, а в региональных и центральных  отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

       При Фонде образуется правление, а при  региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

       Средства  Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей, страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.

       Средства  Фонда используются только на целевое  финансирование мероприятий, указанных  в настоящем Положении. Не допускается  зачисление средств социального  страхования на личные счета застрахованных.

       Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального  страхования Российской Федерации.

       Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а  в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда - управляющий  и главный бухгалтер отделения  Фонда.

       Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

       Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной  выплатой пособий по социальному  страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового  коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

       Комиссии  или уполномоченные по социальному  страхованию решают вопросы о  расходовании средств социального  страхования, рассматривают спорные  вопросы по обеспечению пособиями  по социальному страхованию.

       Управление  Фондом осуществляет председатель Фонда  и его заместители, которые  назначаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого.

       Председатель  Фонда руководит деятельностью  Фонда и несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на него задач.

                   Виды социального страхования.

       В настоящее время в России существует 5 видов государственных пенсий:

       4 трудовых:

       -   по старости

       -   по инвалидности

       -   по случаю потери кормильца

       -   пенсия за выслугу лет 

       и социальная пенсия - лицам, не имеющим  права на получение трудовой пенсии.

       По  старости: Лица, достигшие пенсионного возраста (ж-55, м-60 лет) и имеющие трудовой стаж (ж-20, м-25 лет) получают пенсии по старости. В размере 55% от размера заработной платы, принимаемого для исчисления пенсии + 1% за каждый год трудового стажа (превышающего требуемый), но не более 75% заработка.

       По  инвалидности: Пенсии по инвалидности выплачивается инвалидам I и II группы в размере 75% заработной платы, получаемой до пенсии, III группы - 30%. Существует min и max размеры пенсий. Для I и II min размер равен min размеру пенсии по старости. Мax для I и II группы = max размеру пенсии по старости. Для III группы min = 2/3 min пенсии по старости, max = min пенсии по старости. Инвалиды должны проходить освидетельствование каждые 2 года.

       По  случаю потери кормильца: Пенсии по потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на его иждивении (дети, жена, родители). Размер равен 30% заработной платы кормильца на каждого иждивенца (до 18 лет). Существует max предел пенсии, он равен min пенсии по старости на каждого иждивенца.

       Пенсия  за выслугу лет: Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические работники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.

       Социальные  пенсии: Социальные пенсии получают инвалиды с детства и престарелые граждане, не имеющие право на получение трудовых пенсий. Инвалиды с детства получают пенсию в размере минимальной пенсии по старости. Не работавшие имеют право получать 2/3 минимальной пенсии по старости по достижении ими 60-65 лет.

       Для большинства пенсионеров потеряна связь пенсии с трудовым заработком. Пенсионное обеспечение лежит на плечах предприятий, работодателей.

       Сейчас  планируется переход на новую  систему пенсионного обеспечения, включающую три уровня:

       1.     Социальная пенсия (нижний уровень). Должна выплачиваться за счет средств государства, предприятий.

       2.     Трудовые пенсии, которые будут зарабатываться трудящимися в процессе трудовой деятельности и будут формироваться за счет взносов предприятий по данному работнику (заводится лицевой счет на каждого работника на котором содержатся средства, перечисляемые как страховые взносы). Это дает возможность контроля застрахованного над страхователем.

Информация о работе Система социального страхования