Система социального страхования

Автор: m*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цели: рассмотреть социальное страховании РФ , его особенности и перспективы развития.
Задачи: - изучить фонд социального развития в РФ;
- изучить основные направления развития Фонда Социального Страхования;
- изучить перспективы развития и направления реализации социального страхования.

Содержание

Введение
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ.
1.1. Формирование, цели, виды, структура и управление Фонда социального страхования РФ.
1.2. Экономическая сущность социального страхования.
1.3. Государственное регулирование страховой деятельности. Функции социального страхования.
2. Страховые фонды в системе социального страхования.
2.1. Государственные фонды социального страхования.
2.2. Негосударственные фонды социального страхования.
2.3. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ.
3. Система социального страхования.
3.1. Организация деятельности социальных фондов и их взаимодействие между собой.
3.2. Основные направления развития Фонда Социального Страхования.
3.3. Перспективы развития и направления реализации социального страхования.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 63.61 Кб (Скачать)

       3.Уровень,  может получить любой гражданин, заключивший договор страхования с негосударственной страховой компанией и уплачивающий взносы за счет своих средств.

       Государственные пособия.

       В настоящее время сложилась определенная система государственных пособий (на федеральном уровне). Эти пособия  выплачиваются по линии социального  страхования и по линии социального  обеспечения за счет средств бюджета.

       Пособие по временной нетрудоспособности: Основание для выплаты пособия - больничный лист, который получают больные и родители больных детей. Размер пособия зависят от стажа: при стаже до 5 лет пособие составляет 60% от заработной платы, 5-8 лет -80%; свыше 8 лет - 100%. 

       Пособия, связанные с материнством и рождением  детей: Пособие по беременности и родам. Выплачивается женщине в полном размере заработка.

       Пособие беременным при своевременной регистрации (до 12 недель) в размере 100% min заработной платы. Единовременная выплата.

       Пособие по рождению ребенка равно 15 min заработанным платам: Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Равно 2 min оклада, выплачивается ежемесячно. Пособие по уходу за ребенком до 3 лет без сохранения оплаты отпуска. Равно 50% min оклада. Ежемесячные пособия на ребенка до 16 лет (а учащимся в общеобразовательных школах - до окончания учебного заведения). 70% min оплаты труда.

       Пособие на погребение: 10 min заработных плат.

       Пособие по безработице: Выплачивается в течение 12 месяцев: первые 3 месяца - 75% средней заработной платы на последней работе; следующие 4 месяца - 60%; последние 5 месяцев - 45%.

       Минимальный размер равен минимальной оплате труда, максимальный равен средней  заработной плате в данном регионе. Если в течение года человек не нашел работу, то платится ежемесячно 1 минимальная заработная плата.

       Пособие беженцам и вынужденным переселенцам: На каждого члена семьи беженцам в городе выплачивается 1 min заработная плата, в селе - 2.

       Необходимо  совершенствовать систему государственных  пособий: Отвязать от минимальной заработной платы. Надо увязать получение пособий с материальным положением семьи. Необходимо ввести социальную помощь малоимущим.

                   1.2 Экономическая сущность социального страхования.

       Государственное социальное страхование - объективная  необходимость. На определенном этапе  развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых  причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

       Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

                  Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

       В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования;

       В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют  принципам формирования и использования  страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность  отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

       Создание  внебюджетных фондов необходимо государству  для более эффективного использования  своих финансовых ресурсов.

       Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

       В своей курсовой работе я раскрываю  сущность государственной системы  социальной защиты населения, как и  каким образом, государство берет  под свою опеку лиц, которые в  силу некоторых причин не могут трудиться  и получать оплату за труд.

       Государственное обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

       К основным принципам обязательного  соц. страхования относятся:

       -устойчивость  обязательного социального страхования,  поддерживаемая на основе эквивалентности  страхового обеспечения и страховых  взносов;

       -всеобщий  обязательный характер социального  страхования, доступность для  застрахованных лиц реализации  страховых гарантий;

       -государственная  гарантия соблюдения прав застрахованных  лиц на защиту от социальных  страховых, рисков и исполнение  обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

       -государственное  регулирование системы обязательного  социального страхования;

       -паритетность  участия представителей субъекта  обязательного социального страхования  в органах управления системы  обязательного социального страхования;

       -обязательность  уплаты страхователями страховых  взносов в бюджеты фондов конкретных  видов обязательного социального  страхования;

       -ответственность  за целевое использование средств  обязательного социального страхования; 

       -обеспечение  надзора и общественного контроля;

       -автономность  финансовой системы обязательного  социального страхования.

       Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

       Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые  должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными  платежами. Страхователями выступают  также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые  взносы.

       Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые  для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному  страхованию при наступление  страховых случаев.

       Застрахованные  лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

       Отношения по обязательному социальному страхованию  возникают:

       - у страхователя-работодателя - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

       - у страховщика - с момента регистрации страхователя;

       - у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

       - у лиц, самостоятельно обеспечивающих  себя работой, и иных категорий  граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

       Бюджеты фондов конкретных видов обязательного  социального страхования на очередной  финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального  страхования изъятию не подлежат.

                   1.3 Государственное регулирование страховой деятельности. Функции социального страхования.

       В современных условиях рыночных отношений  снимается монополия государства  на осуществление социального страхования. Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно  остается одним из участников системы  социального страхования.

       Его основными функциями становятся:

       - формирование экономических и  правовых предпосылок, условий  для становления и развития  социального страхования, включая  содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы  социального страхования, определение  обязательных его видов, а также  размеров страховых взносов, пособий  и услуг;

       - гарантирование социальной защиты  в области социального страхования,  контроль за исполнением законов  и за уровнем обеспечения социальной  защищенности трудящихся;

       - посредничество в области трудовых  отношений с целью согласования  интересов субъектов этих отношений;

       - оказание необходимой целевой  помощи наиболее социально-уязвимым  категориям населения в рамках  социальной помощи, а также финансовое  участие в некоторых видах  социального страхования, предполагающих  долю ответственности государства.

       - проведение налоговой политики  в страховой сфере

       - содействие тому, чтобы на страховом  рынке укреплялись лишь стабильные  в финансовом плане компании, также государство предупреждает  возможности сговора компаний

       В настоящее время экономическая  политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг.

       Вместе  с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса  мероприятий, позволяющих увеличить  платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень  доходов граждан.

       Что касается совершенствования механизма  налогового администрирования в  части платежей в государственные  социальные внебюджетные фонды, то ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации  и внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации  о налогах. Кроме того, Федеральный закон № 118-ФЗ установил, что в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы:

       - проводят все предусмотренные  мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм  недоимки, пеней и штрафов по  платежам в государственные социальные  внебюджетные фонды;

       - осуществляют зачет (возврат)  излишне уплаченных сумм единого  социального налога (взноса);

       Статьей 9 Федерального закона № 118-ФЗ особо  отмечено, что порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в  вышеуказанные фонды, а также  иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством  Российской Федерации об обязательном социальном страховании, то есть за фондами  остаются функции расходования средств  по государственному пенсионному, социальному  и медицинскому страхованию.

       Следует особо отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому  социальному налогу налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма, в  соответствии с которой за налогоплательщиками  также закреплена обязанность представлять сведения в: ПФР - в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования; ФСС - о суммах, использованных на выплаты по государственному социальному страхованию.

       Необходимость представления данных сведений в  ФСС продиктована тем, что по ФСС  в законодательстве заложен «остаточный» принцип зачисления части суммы  социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд.

Информация о работе Система социального страхования