Система социального страхования

Автор: m*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цели: рассмотреть социальное страховании РФ , его особенности и перспективы развития.
Задачи: - изучить фонд социального развития в РФ;
- изучить основные направления развития Фонда Социального Страхования;
- изучить перспективы развития и направления реализации социального страхования.

Содержание

Введение
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ.
1.1. Формирование, цели, виды, структура и управление Фонда социального страхования РФ.
1.2. Экономическая сущность социального страхования.
1.3. Государственное регулирование страховой деятельности. Функции социального страхования.
2. Страховые фонды в системе социального страхования.
2.1. Государственные фонды социального страхования.
2.2. Негосударственные фонды социального страхования.
2.3. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ.
3. Система социального страхования.
3.1. Организация деятельности социальных фондов и их взаимодействие между собой.
3.2. Основные направления развития Фонда Социального Страхования.
3.3. Перспективы развития и направления реализации социального страхования.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 63.61 Кб (Скачать)

       Ст. 9 Закона «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» предусматривает право выбора страхователем  страховой медицинской организации. Страхователю следует прежде всего  проверить, имеет ли страховая медицинская  организация государственную лицензию на право осуществления страховой  деятельности по обязательному медицинскому страхованию на данной территории, а также показатели ее финансового состояния и платежеспособность.

       Если  страхователь удовлетворен степенью надежности выбранной им страховой медицинской  организации, то он вправе принимать  самостоятельное решение по заключению договоров обязательного медицинского страхования.  

       2.3 Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ 

       Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда.

       В бюджет Фонда социального страхования  подлежат зачислению следующие доходы:

       налоговые доходы:

       - единый социальный налог –  по ставке, установленной НК РФ  в части, зачисляемой в Фонд  социального страхования РФ

       - доходы, распределяемые органами  Федерального казначейства между  бюджетами бюджетной системы  РФ, поступающие от уплаты следующих  налогов, предусмотренных специальными  налоговыми режимами: налога, взимаемого  в связи с применением упрощенной  системы налогообложения, - по нормативу  5%; налога, взимаемого в виде стоимости  патента в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального  налога, взимаемого в связи с  применением упрощенной системы  налогообложения, - по нормативу  20%; единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности – по нормативу  5%; единого  сельскохозяйственного налога – по нормативу 6,4%;

       Неналоговые доходы:

       - страховые взносы на обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

       - недоимки, пени, штрафы по взносам  в Фонд социального страхования  РФ;

       - доходы от размещения временно  свободных средств Фонда социального  страхования РФ;

       - штрафы, санкции, суммы, поступающие  в результате возмещения ущерба;

       - безвозмездные поступления;

       - межбюджетные трансферты из федерального  бюджета, передаваемые фонду социального  страхования РФ;

       - прочие поступления.

       Расходы бюджета Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального  страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами субъектов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   3.СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

       3.1 Организация деятельности  социальных фондов  и их взаимодействие  между собой

       В РФ соц. внебюджетные фонды стали  создаваться после принятия закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время  действуют: ПФРФ,ФОМС,ФСС. Каждый фонд имеет особенности при формировании и использовании средств, но есть общие черты для всех фондов:

       1. гос. регулирование системы страхования;

       2. гос. гарантии соблюдения прав  застрахованных лиц, т.е. выполнения  страховщиком своих обязательств, независимо от его финансового  положения;

       3. внебюджетные фонды являются  общедоступными и охватывают  всех граждан, независимо от  пола, национальности и мест проживания;

       4. единый механизм формирования  фондов из относительно надежной  облагаемой базы фонда оплаты  труда, что создает возможность  самоиндексации доходов фонда;

       5. отчисления в фонды осуществляют  работодатели от всех сумм  оплаты труда, выплаченных работникам, тем самым работодатели страхуют  своих работников;

       6. все фонды по экономической  природе являются страховыми, т.е.  все внесенные суммы являются  возвратными. Решение об образовании  государственных внебюджетных фондов  принимает Федеральное Собрание  РФ, а также представительные  органы субъектов Федерации и  местного самоуправления.

       Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных фондов.

       Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета  определенных расходов, имеющих особо  важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. В этом случае по предложению  правительства законодательный  орган принимает специальное  решение об образовании данного  внебюджетного фонда. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

       Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные  средства. Внебюджетные социальные фонды  тесно увязаны с бюджетом и между собой. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

       При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими  средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными  фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так  фонды социального страхования  образуются не только за счет страховых  взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии  активного сальдо они приобретают  государственные ценные бумаги и  становятся кредитором бюджета. При  многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.     

       3.2. Основные направления  развития Фонда  Социального Страхования.

       На  состояние экономики влияют значительные расходы, которые связаны с ликвидацией  последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и покрываются  за счет бюджетных средств и средств  граждан и юридических лиц. Из-за недостатка средств компенсация  убытков зачастую происходит избирательно, в результате чего имущественные  интересы граждан и юридических  лиц в большей части ущемляются. Возрастают также потери от предпринимательских  рисков. Не в полной мере отвечают потребностям граждан накопительные виды долгосрочного  личного страхования.  
     В связи с этим основными целями развития страхового дела остаются разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства.  
     Основными задачами по развитию страхового дела являются:  
     - формирование законодательной базы рынка страховых услуг;  
     - развитие обязательного и добровольного видов страхования;  
     - создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;  
     - стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;  
     - поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

               При существующем уровне платежеспособного спроса на услуги добровольного страхования приоритетным является обязательное страхование, которое позволит создать страховую защиту для потенциально рисковых групп населения, юридических лиц, а также значительно снизить затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф.  
     В целях прекращения практики принятия нормативных правовых актов, содержащих декларативные нормы об обязательности страхования, необходимо создать законодательную основу обязательного страхования на территории Российской Федерации.  
     Основными направлениями развития обязательного страхования являются:  
     - усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования, в том числе обязательного страхования;  
     - введение видов обязательного страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф (страхование ответственности владельцев транспортных средств, страхование производственных объектов от аварий техногенного характера, страхование имущества от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в результате крупных аварий при перемещении опасных грузов).  
     В целях обеспечения страховых выплат по обязательному страхованию могут создаваться централизованные гарантийные фонды (страховые резервы).  
     Основой рынка страховых услуг и резервом его развития является добровольное страхование.  
     Приоритетными направлениями в развитии добровольного личного страхования должны стать страхование жизни и пенсионное страхование.  
     Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики.  
     Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения старших возрастных групп, и переход на накопительную систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых компаний в осуществлении пенсионного страхования.  
     Стимулом для развития долгосрочного страхования жизни должно стать создание системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам страхования.  
     Помимо ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости страховщиков должна быть введена специализация страховых организаций, исключающая осуществление одним страховщиком личного страхования (страхования жизни и пенсий) и имущественного страхования. В этих целях должна быть разработана классификация видов страховой деятельности, должны быть определены особенности организации и осуществления страхования жизни и пенсий.  
     В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования страховщики могут объединяться в простые товарищества.  
     Развитие страхования жизни ведет не только к специализации страховщиков, но и к созданию института актуариев и необходимости законодательного установления основ актуарной деятельности, связанной с расчетами страховых тарифов, страховых резервов, анализом и прогнозированием инвестиционных программ.  
     Дальнейшее развитие добровольного медицинского страхования требует формирования правовых основ с учетом специфики данного вида страхования и совершенствования норм, регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования, особенности налогообложения операций по медицинскому страхованию.  
     Важным направлением развития страхования является совершенствование системы обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации. В первую очередь необходимо перейти к страховому принципу в осуществлении данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих социальную направленность и дополняющих системы обязательного социального страхования и социального обеспечения.  
     Страхование будет играть существенную роль в пенсионной реформе.  
     В перспективе предстоит сформировать законодательную основу деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы обязательного пенсионного страхования.  
     Участие страховщиков наряду с негосударственными пенсионными фондами в обязательном пенсионном страховании с учетом специфики правового регулирования страхования предполагает соблюдение установленных законодательством единых принципов деятельности субъектов данной системы страхования.

       Реализация  мероприятий, предусмотренных в  развитии Фонда социального страхования, позволит:  
     - повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных групп рисков, повысить качество и расширить спектр предлагаемых страховых услуг;  
     - привлечь в российскую экономику значительные инвестиционные ресурсы;  
     - решить первоочередные задачи в области развития страхования в Российской Федерации и укрепления системы государственного надзора за страховой деятельностью;  
     - создать структурные основы для развития добровольного страхования;  
     - создать систему правовых основ страховой защиты имущественных интересов населения, организаций и государства, соблюдения прав и  
     - гарантий имущественной безопасности отдельной личности и сферы предпринимательства.  
     В связи с осуществлением мер по совершенствованию налогообложения страховых операций, развитием долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования и введением новых видов обязательного страхования произойдет дальнейший рост числа договоров страхования, размеров страховых выплат и, как следствие, рост объема финансовых средств в системе страхования и предоставление более широкому кругу граждан и юридических лиц страховой защиты.  
     Осуществление мер по развитию страхования и совершенствованию регулирования отношений в этой сфере позволит увеличить общий объем страховых премий и объем страховых выплат. Доля совокупной страховой премии во внутреннем валовом продукте предположительно составит около 5 процентов.  
     Рост объема страховых премий позволит страховщикам аккумулировать дополнительные финансовые средства, которые послужат источником инвестирования финансовых средств в экономику страны.  
           3.3 Перспективы развития и направления реализации социального страхования в РФ.

       Социальному страхованию уделяется особое внимание. Созданы все предпосылки к  тому, чтобы оно стало реально  действующим механизмом. Ведь процент  отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что далеко не все выплаты заработной платы  проходят через кассу предприятия. Но не смотря на это страховой рынок  в современной России развивается  быстрыми темпами. Начиная с 2004г. ощущаются  последствия серьезных изменений  в страховом законодательстве. Впервые  за последние годы возросла в совокупных страховых взносах доля обязательного  страхования. Рост страховых взносов  по сравнению с предыдущим периодом объясняется в основном восстановлением  динамики рынка страхования жизни. Но при этом надежда некоторых  страховых компаний на моментальное увеличение количества договоров с  физическими лицами по добровольным видам страхования не реализовалась. Существуют и иные проблемы, сдерживающие развитие страхового рынка России. Вполне традиционны ссылки на неплатежеспособность потенциальных страхователей, а так же несовершенство нормативно-правового регулирования страховой деятельности. Многих страховщиков, занимающихся работой в регионах, беспокоят вопросы конкурентной борьбы и тесно связанного с ними монополизма крупных страховых компаний. В настоящее время у многих граждан России есть страховые интересы и финансовые ресурсы, остающиеся практически недоступными для страховых компаний. Представители так называемого российского среднего класса еще только должны будут появиться на страховом рынке, а в дальнейшем потребуется актуализировать под этих клиентов системы предоставления и продвижения страховых услуг.

Информация о работе Система социального страхования