Система социального страхования

Автор: m*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цели: рассмотреть социальное страховании РФ , его особенности и перспективы развития.
Задачи: - изучить фонд социального развития в РФ;
- изучить основные направления развития Фонда Социального Страхования;
- изучить перспективы развития и направления реализации социального страхования.

Содержание

Введение
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ.
1.1. Формирование, цели, виды, структура и управление Фонда социального страхования РФ.
1.2. Экономическая сущность социального страхования.
1.3. Государственное регулирование страховой деятельности. Функции социального страхования.
2. Страховые фонды в системе социального страхования.
2.1. Государственные фонды социального страхования.
2.2. Негосударственные фонды социального страхования.
2.3. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ.
3. Система социального страхования.
3.1. Организация деятельности социальных фондов и их взаимодействие между собой.
3.2. Основные направления развития Фонда Социального Страхования.
3.3. Перспективы развития и направления реализации социального страхования.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 63.61 Кб (Скачать)

       Контроль  за страховой деятельностью осуществляет департамент страхового надзора, который  входит в состав Министерства финансов, также территориальные органы страхового надзора и инспекции.

       Основные  функции органов страхового надзора:

       - регистрация и лицензирование  страховых компаний

       - нормотворческие, т.е. создание  подзаконных актов

       - контрольные (финансовый контроль, контроль за соблюдением прав  страхователей) 
 

       2. СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ  В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ

       2.1 Государственные  фонды социального  страхования

       Согласно  Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.

       Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также представительные государственные  органы субъектов Федерации и  местного самоуправления.

       Расходы и доходы (бюджет) государственных  внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме  закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном  федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды  находятся в собственности государства, но являются автономными.

       Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации), внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь  самостоятельным элементом российской финансовой системы . С принятием  БК РФ федеральные внебюджетные фонды  были включены в первый уровень бюджетной  системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время  принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами  регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных  внебюджетных фондов, составления и  утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

       Контроль  за рациональным и целевым расходованием  средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

       При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались  с большим напряжением. В настоящее  время в государственные социальные внебюджетные фонды входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования.

       Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

       - запланированы органами власти  и управления и имеют строгую  целевую направленность;

       - денежные средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

       - формируются в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

       - страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу,  тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

       - на отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  в фонды. Распространено большинство  норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы  РФ";

       - денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

       - расходование средств из фондов  осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного на то органа (Правление фонда).

       Фонд  социального страхования:

       В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования и  с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации  Фонд стал самостоятельным специализированным финансово-кредитным учреждением. Фонд, выступая гарантом социальной защищенности трудящихся, обеспечивает граждан пособиями  по временной нетрудоспособности, страхует от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдает пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком, предоставляет  санаторно-курортное лечение работникам и членам их семей, оплачивает содержание детей в оздоровительных лагерях, заботится об инвалидах, ветеранах  Великой Отечественной войны  и пострадавших от радиации.

       Созданный при Правительстве Российской Федерации, Фонд представляет собой финансово-кредитную  систему. Денежные средства и имущество  находятся в оперативном управлении Фонда и являются Федеральной  собственностью.

       Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других Фондов и изъятию не подлежат.

       Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждается Федеральным законом. В соответствии с Порядком регистрации  страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования  Российской Федерации, утвержденным постановлением Фонда социального страхования  РФ от 4 декабря 2000 г. № 119, юридические  лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, одновременно с регистрацией в качестве страхователей  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  учитываются исполнительными органами Фонда в качестве страхователей по государственному социальному страхованию (п. 1.9. Порядка). Страховое свидетельство установленной формы подтверждает регистрацию юридического лица (либо индивидуального предпринимателя) в Фонде социального страхования РФ, как страхователя по государственному социальному страхованию и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

       2.2 Негосударственные  фонды социального  страхования

       Нельзя  не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются  негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают  договоры медицинского страхования.

       С введением в государственную  систему пенсионного обеспечения  так называемых социальных пенсий и  провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой пенсионной системы.

       В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии.

       В связи с трудным экономическим  положением создание дополнительных профессиональных пенсионных систем для работников всех организаций на современном этапе  не представляется возможным. Поэтому  их формирование будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных  организаций и их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать  у себя такие системы, а также  возможности государства предоставить соответствующие льготы.

       После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы  она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению  ее учредителей.

       Негосударственные пенсионные фонды - особая форма некоммерческой организации, созданная для проведения операций по негосударственному пенсионному обеспечению. Некоммерческие организации отличаются тем, что они не распределяют среди учредителей свой доход. Учредители НПФ заинтересованы исключительно в наращивании объемов привлеченных фондами пенсионных средств как долговременного ивестиционнного ресурса. Выдача НПФ лицензий, контроль за размещением страховых резервов, за операциями страховщиков, их платежеспособностью осуществляется инспекцией НПФ при Минтруда России. Отчеты об операциях по НПО и о размещении пенсионных резервов предоставляются фондами в инспекцию НПФ и ФКЦБ. Развитие негосударственных пенсионных систем должно осуществляться под государственным контролем. Пенсионное законодательство не будет определять конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов необходимо оставить на рассмотрение тех структур, которые создают негосударственные пенсионные системы. Вместе с тем законодательство об этих системах должно установить определенные ограничения в отношении характера допустимой деятельности таких структур в области пенсионного обеспечения.

       Без защиты прав пенсионеров не повысится  доверие к негосударственной  пенсионной системе, она не станет солидным участником рынка.

       НПФ является некоммерческой организацией, его главная цель - сбор средств  для выплаты дополнительной пенсии. Узаконено важнейшее правило  о том, что фонды обязаны инвестировать  пенсионные резервы исключительно  с целью их сохранения и прироста в интересах участников (будущих  пенсионеров). НПФ разрешено самостоятельно вкладывать пенсионные резервы только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации  и помещать на банковские депозиты, а в рисковые активы (корпоративные  ценные бумаги и т.п.) - обязательно  через управляющую компанию. Она  несет ответственность перед  фондом и участниками за надлежащее управление активами, но не за обязательства фонда.

       Требования  к составу и структуре пенсионных резервов определяет государственный  уполномоченный орган в соответствии с правилами размещения этих резервов, которые утверждает правительство. Оно же определяет порядок размещения резервов и контроль за его соблюдением. Пенсионные взносы и накопления согласно закону являются собственностью фонда, а не вкладчика или участника (будущего пенсионера). Перед вкладчиками и участниками пенсионный фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. При ликвидации фонда пенсионные резервы направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников, а средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, - на удовлетворение требований всех кредиторов в соответствии с очередностью.

       Поскольку Пенсионный фонд с трудом справляется  с существующими выплатами государственных  пенсий, ему в помощь потребуются  новые институты - НПФ.

       Независимые (или свободные) НПФ по-прежнему будут  занимать незначительное место, предоставляя всем желающим - гражданам, отдельным  работодателям и предприятиям - возможность  воспользоваться услугами негосударственного пенсионного обеспечения. Пока доля территориальных НПФ мала, их территориальность  условна и определяется в основном согласием местных администраций  участвовать в формальном учредительстве. Тем не менее, специалисты именно с выходом на территории связывают  перспективы НПФ.

       Негосударственное медицинское страхование: по организационной  структуре фонды ОМС являются юридическими лицами, то есть их средства отделены от средств государственного бюджета . Фонды обязательного медицинского страхования построены по принципу публично-правового учреждения, то есть руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

       Состав  правления Федерального фонда ОМС  утверждается органом законодательной  власти Российской Федерации.

       Состав  правления территориального фонда  ОМС утверждается органом представительной власти территории.

       Председатель  правления избирается членами правления  Федерального (территориальных) фонда  обязательного медицинского страхования.

       Правление фонда обязательного медицинского страхования работает на общественных началах. Страхователи в составе правления фонда участвуют в определении направлений развития обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ и контролируют правильность использования средств ОМС.

       Договор медицинского страхования заключается  между страхователем и страховой  медицинской организацией (страховщиком).

       Договор составляется на основе типового договора обязательного медицинского страхования  и утверждается органом государственного управления территории.

       Договор заключается в интересах граждан  и предусматривает обязательства  страховой медицинской организации (страховщика) по организации и финансированию медицинского помощи. Виды и объем  медицинской помощи, за организацию  и финансирование которой несет  ответственность страховщик, определяются территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Система социального страхования