Страховой рынок РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структура; разобрано современное состояние российского страхового рынка, проанализированы проблемы и рассмотрены перспективы развития страхования в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВОГО РЫНКА 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СТРАХОВОГО РЫНКА 5
1.2. СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА 9
1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ 22
2.1. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ 22
2.2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ 34
Заключение 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.36 Кб (Скачать)

     Обязательное  страхование должно основываться на принципе формирования страховых резервов для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и  иным выгодоприобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйственности организаций за счет средств страхователей. Принятие законодательных актов должно осуществляться на основе предварительной финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения проблем страховой защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях. Развитие обязательного страхования предполагает как усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования, в том числе обязательного страхования, так и введение видов обязательного страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф (страхование ответственности владельцев транспортных средств, страхование производственных объектов от аварий техногенного характера, страхование имущества от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в результате крупных аварий при перемещении опасных грузов).

     В целях обеспечения страховых  выплат по обязательному страхованию  могут создаваться централизованные гарантийные фонды (страховые резервы).

     В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным  видам страхования страховщики  могут объединяться в простые  товарищества. Развитие страхования  жизни ведет не только к специализации  страховщиков, но и к созданию института  актуариев и необходимости законодательного установления основ актуарной деятельности, связанной с расчетами страховых  тарифов, страховых резервов, анализом и прогнозированием инвестиционных программ.

     Дальнейшее  развитие добровольного медицинского страхования требует формирования правовых основ, учитывающих специфику  данного вида страхования, способствующих совершенствованию норм, регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования, отражающих особенности  налогообложения операций по медицинскому страхованию.

     Важное  направление развития страхования  – совершенствование системы  обязательного медицинского страхования  граждан в Российской Федерации. В первую очередь необходимо перейти  к страховому принципу в осуществлении  данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих социальную направленность и дополняющих системы  обязательного социального страхования  и социального обеспечения.

     Участие страховщиков наряду с негосударственными пенсионными фондами в обязательном пенсионном страховании с учетом специфики правового регулирования  страхования предполагает соблюдение установленных законодательством единых принципов деятельности субъектов данной системы страхования.

     Стимулировать развитие страхования и перестрахования  следует путем создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в  международных системах перестрахования  и договорах сострахования, формирования гарантийных фондов и применения иных экономически оправданных мер, направленных на повышение потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг.

     Необходимо  продолжить дальнейшее совершенствование  налогообложения страховых операций. Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен стать стимулом для формирования физическими и юридическими лицами эффективной защиты от наиболее значимых рисков. Эти вопросы следует рассматривать  в русле анализа практики применения Налогового кодекса Российской Федерации  и положений бухгалтерского учета  в условиях перехода на международные  стандарты бухгалтерского учета  и финансовой отчетности.

     Целесообразно расширить перечень расходов организаций  по различным видам страхования  ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

     Порядок размещения средств, полученных в результате осуществления обязательных видов  страхования, а также личного  страхования граждан, должен минимизировать риски их инвестирования. Проблемы развития страхового рынка должны стать  объектом внимания органов, осуществляющих контроль за страховой деятельностью  на рынке страховых услуг и  антимонопольное регулирование.

     Важное  условие конкуренции на рынках финансовых услуг – исключение государственного участия в уставных капиталах  страховщиков.

     Развитие  рынка страховых услуг должно базироваться на принятии решений, предусматривающих, прежде всего повышение качества функционирования национальной страховой  системы при конкуренции со страховщиками, капитал которых сформирован  с участием иностранных инвесторов. Процесс либерализации рынка  страховых услуг в среднесрочной  перспективе должен основываться на том, что страхование является важнейшим  инструментом формирования долгосрочных, наиболее важных для развития российской экономики внутренних инвестиционных ресурсов.

     Либерализация рынка страховых услуг должна быть нацелена на интеграцию российской страховой системы в мировую  страховую систему и создание механизмов, препятствующих оттоку национальных капиталов.

     Основополагающим  принципом интеграции России в международные  финансовые и торговые организации  является поэтапная либерализация  рынка страховых услуг в соответствии с приоритетами и уровнем развития отдельных секторов данного рынка. В этих целях, прежде всего, необходимо обеспечить:

  • формирование адекватной международным требованиям нормативной правовой базы;
  • приведение положений бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с международными стандартами;
  • финансовую устойчивость компаний, работающих на национальном рынке страховых услуг;
  • создание инфраструктуры рынка страховых услуг по обслуживанию страхователей, застрахованных и иных заинтересованных лиц, включая защиту их прав;

     создание  благоприятных макроэкономических условий, характеризующихся невысоким  и относительно стабильным уровнем  инфляции, снижением уровня экономической  преступности и т.д.

     По  мере формирования условий для развития рынка страховых услуг, использования  рыночных механизмов страхования в  пенсионной реформе и внедрения  системы гарантий при осуществлении  пенсионного страхования и страхования  жизни будут приниматься решения  о целесообразности допуска страховых  компаний с участием иностранного капитала к осуществлению страхования  жизни и добровольного пенсионного  страхования.

     Государственный надзор за страховой деятельностью  в Российской Федерации осуществляется на принципах законности, гласности, организационного единства надзора  и обеспечивает проведение единой государственной  политики в области страхования. В сферу государственного надзора  за страховой деятельностью должны входить разработка планов развития страхового бизнеса, анализ финансового  положения учредителей (акционеров, участников, аффилированных лиц) и их долей в уставном капитале страховой организации, порядок реорганизации и ликвидации страховых организаций, их платежеспособность и финансовая устойчивость. Указанные положения в полной мере отвечают международному опыту и стандартам страхового надзора.

     Совершенствование государственного страхового надзора  за деятельностью страховых организаций  и иных профессиональных участников рынка страховых услуг, а также  защита прав и интересов его субъектов  предполагают:

  •    повышение надежности системы страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в международной практике;
  •    установление правил, нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;
  •    финансовое оздоровление страховой компании, включая обязательное увеличение капитала и применение принудительных мер по управлению ее активами;
  •    установление для профессиональных участников страхования требований о наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.

     Федеральный орган государственного страхового надзора осуществляет функции контроля и надзора за страховым делом  в Российской Федерации. В этих целях  целесообразно закрепить за федеральным  органом государственного страхового надзора функции по межведомственной координации и межотраслевому регулированию  вопросов страхования.

     Для решения задач развития рынка  страховых услуг в первоочередном порядке необходимо разработать  и осуществить меры по совершенствованию  и развитию законодательства, регулирующего  страхование, и, в частности, обеспечить:

  • создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;
  • совершенствование законодательства о налогах и сборах;
  • установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов;
  • совершенствование осуществления государственного надзора за страховой деятельностью на территории Российской Федерации.

     Решение указанных задач позволит продолжить работу по модификации основ законодательного регулирования страхования, которое  должно отвечать возрастающему уровню развития страхового дела, и потребует  в среднесрочной перспективе  осуществления кодификации законодательства в области страхования.

     Реализация  подобных мероприятий позволит:

  • повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных групп рисков, поднять качество и расширить спектр предлагаемых страховых услуг;
  • привлечь в российскую экономику значительные инвестиционные ресурсы;

     решить  первоочередные задачи в области  развития страхования в Российской Федерации и укрепления системы  государственного надзора за страховой  деятельностью;

  • создать структурные основы для развития добровольного страхования;
  • сформировать систему правовых основ страховой защиты имущественных интересов населения, организаций и государства, соблюдения прав и гарантий имущественной безопасности отдельной личности и сферы предпринимательства.

     В связи с осуществлением мер по совершенствованию налогообложения  страховых операций, развитием долгосрочного  страхования жизни и пенсионного  страхования и введением новых  видов обязательного страхования  произойдет дальнейший рост числа договоров  страхования, размеров страховых выплат и, как следствие, рост объема финансовых средств в системе страхования  и предоставление более широкому кругу граждан и юридических  лиц страховой защиты. Осуществление  мер по развитию страхования и  совершенствованию регулирования отношений в этой сфере будут способствовать увеличению общего объема страховых премий и объема страховых выплат. Рост объема страховых премий позволит страховщикам аккумулировать дополнительные финансовые средства, которые послужат источником инвестирования финансовых средств в экономику страны.

       Заключение

     Страховой рынок представляет собой составную часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты, а потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка.

     Как ни в какой другой отрасли предпринимательской  деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование  и ведет государственный надзор в области страхования. Государственное  воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности. Страховой рынок — составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты.

Информация о работе Страховой рынок РФ