Страховой рынок РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структура; разобрано современное состояние российского страхового рынка, проанализированы проблемы и рассмотрены перспективы развития страхования в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВОГО РЫНКА 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СТРАХОВОГО РЫНКА 5
1.2. СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА 9
1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ 22
2.1. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ 22
2.2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ 34
Заключение 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.36 Кб (Скачать)

          Страховой надзор в настоящее  время осуществляет департамент  страхового надзора Министерства  финансов РФ. Основные функции  надзора определены в ст. 30 Закона  РФ «Об организации страхового  дела в РФ»: 

          а) выдача страховщиками лицензий  на осуществление страховой деятельности;

          б) ведение единого Государственного  реестра страховщиков и объединений  страховщиков, а также реестра  страховых брокеров;

          в) контроль за обоснованностью  страховых тарифов и обеспечением  платежеспособности страховщиков;

          г) установление правил формирования  и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых  операций и отчетности о страховой  деятельности;

          д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

          е) обобщение практики страховой  деятельности, разработка и представление  в установленном порядке предложений  по развитию и совершенствованию  законодательства Российской Федерации  о страховании.

     Высокая доля ответственности страховщика  за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме  этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика  и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика  для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом.

     Страховой рынок как часть финансово-кредитной  системы является объектом государственного регулирования и контроля в целях  его развития на основе баланса экономических  интересов страховщиков, их клиентов (страхователей) и государства. Государство  регулирует страховой рынок в  комплексе, как единую систему. Формы  и методы государственного регулирования  страхования делятся на две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные), причем преобладающими для  современной страховой системы  являются административные методы. Система  административного регулирования  базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное звено - орган страхового надзора. Экономические регуляторы - это меры косвенного воздействия  на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной  системы (налогообложение, политику Центрального банка и др.).

     Регулирующая  роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью  которых обеспечивается надежная защита страхователей:

     1. Регистрация и лицензирование

     2. Обеспечение гласности

     3. Поддержание правопорядка в отрасли

     Государственное регулирование начинается на этапе  допуска страховых компаний на рынок. Средством регулирования выступают  процедуры регистрации и лицензирования страховщиков. Регистрация страховых  организаций принципиально отличается от обычной процедуры регистрации  юридических лиц. Она проходит в  два этапа. Сначала страховая  копания проходит регистрацию как  предпринимательская структура. Затем  она должна пройти регистрацию и  быть внесена в реестр в органах  страхового надзора, где параллельно  с регистрацией производиться лицензирование.

     Лицензирование  деятельности страховых компаний - это процедура получения ими  государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

     Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой  организации полностью оплаченного  до начала деятельности уставного капитала.

     При обращении страховой организации  в Департамент страхового надзора  за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал  и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования  и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования. Минимальный размер уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом  документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных  размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования. До 1 января 1999 г. все страховые компании, действующие в РФ, обязаны довести размеры своих уставных капиталов до указанных минимальных уровней. Верхняя граница уставного капитала для страховых компаний в РФ остается неограниченной. Страховые компании, не выполнившие предъявляемые требования в части минимального размера оплаченного уставного капитала, лишаются лицензии на осуществление страховой деятельности с 1 января 1999 г.

     Действующим порядком предусмотрено, что для  получения лицензии страховщик, прошедший  государственную регистрацию (в  регистрационной палате), должен представить  Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ следующие документы:

     • программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность  по индивидуальному риску, условия  организации перестраховочной защиты;

     • правила или условия страхования  по видам операций; справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного капитала, запасных или аналогичных фондов;

     • статистическое обоснование применяемой  системы тарифов, ставок и резервов.

     Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения  всех необходимых документов или, в  случае отказа в выдаче лицензии, в  течение того же срока сообщить страховой  организации о причинах отказа,

     В случае не обеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент  страхового надзора может потребовать  от страховой организации повышения  размера этих фондов в рублях и  валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При  принятии решений об отказе, приостановлении  действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением  экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика  взимается специальный сбор.

     Для осуществления возложенных задач  Департамент страхового надзора  имеет право:

     • проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;

     • получать от страховых организаций  необходимые сведения, справки и  иную информацию, подтверждающую достоверность  получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;

     • осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями  обязательствами и имеющимися у  них средствами;

     • контролировать размещение страховыми организациями временно свободных  средств с целью определения  степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций. В случае выявления нарушений  по результатам проверок отдельных  сторон финансово-хозяйственной деятельности Департамент страхового надзора  имеет право давать предписание  страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования.

     Если  страховая организация не выполняет  выданных предписаний и не устраняет  вскрытые проверками нарушения, Департамент  страхового надзора имеет право  временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение  о полном прекращении деятельности страховой организации

     Следующая функция — обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую  и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип  гласности проводится через положение  законодательных актов о страховой  деятельности.

     Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько  достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

     Третья  функция — поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в  отношении тех, кто действует  вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган  государственного страхового надзора  наделен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков.

     Элементом государственного регулирования страховой  деятельности является предотвращение сговора, а также действий страховых  компаний по разделу рынка страховых услуг с целью ограничения конкуренции, исключения или ограничения доступа на рынок других участников. Считается недопустимым использование средств и методов недобросовестной конкуренции: искусственное завышение или занижение страховых тарифов, попытка ввести страхователя в заблуждение в результате необъективного информирования об условиях данного вида страхования или условиях страхования своих конкурентов.

       2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  СТРАХОВОГО РЫНКА  РФ

2.1. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ СТРАХОВОГО  РЫНКА В РОССИИ

         

     Трудноразрешимая  проблема для страхового рынка, экономики  и общества в целом – недострахование, или страхование имущества не на полную стоимость. При таком положении наличие страхового полиса не гарантирует реального возмещения, понесенного страхователем убытка. Проблема недострахования объектов народнохозяйственного комплекса вызывает еще большую озабоченность. Страховая сумма по договору страхования имущества юридических лиц в настоящее время не превышает 4,3% полной восстановительной стоимости основных средств.

     Несмотря  на свою историю развития страхования, страховой рынок не мог преодолеть и еще один барьер на пути предоставления гражданам и предпринимателям действенной  страховой защиты. В большинстве  своем весьма многочисленные национальные страховщики не обладают необходимым  финансовым потенциалом, позволяющим  взять на свою ответственность крупные  риски.

     Было  бы наивно предполагать, что формирование российского страхового рынка не будет испытывать тех сложностей, которые присутствуют на рынках развитых стран. Не нова, к сожалению, и проблема мошенничества в страховании. Образование  большого числа страховщиков, предлагающих разнообразные виды страховых услуг, сопровождается и проявлением такого факта, как мошенничество. Со стороны  страхователей это выражается главным  образом в предоставлении фиктивных  документов о характеристике предпринимаемого риска и в искажении информации о страховых случаях. Существуют и факты мошенничества со стороны  страховых компаний. Обычно это выражалось в выдаче страхователям недействующих страховых полисов, опубликовании недобросовестной рекламы, обмане клиентов.

     Недостаточны  собственные финансовые ресурсы  национальных страховщиков, прежде всего  из-за недостаточных требований к  начальным размерам уставного капитала. Увеличение собственных средств  и страховых резервов страховщиков сдерживается низким развитием страховых  операций, что, в свою очередь, зависит  не только от общего состояния экономики, но и от совершенствования законодательства в части развития обязательных видов  страхования, долгосрочного страхования  жизни и пенсий, налогообложения. Недостаточная финансовая емкость  страхового рынка не позволяет покрывать  крупные хозяйственные убытки, что  порождает дополнительные бюджетные  затраты на компенсацию последствий  стихийных бедствий и техногенных  аварий.

Информация о работе Страховой рынок РФ