Страховой рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

Страхование — это стратегический сектор экономики. В условиях рыночной экономики предприниматель получает возможность сосредоточить все свое внимание на проблемах рынка и конкуренции, будучи уверенным при этом, что средства производства и предметы труда материально защищены от любых случайностей.

Именно страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации.

Работа содержит 1 файл

страхование.docx

— 61.76 Кб (Скачать)

В основе деления страхования на отрасли  лежат принципиальные различия в  объектах страхования. Деление страхования  на отрасли не позволяет выявить  те конкретные страховые интересы физических и юридических лиц, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов  выделяют из отраслей страхования подотрасли и виды страхования.

Видом страхования  называют страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой  ответственности по соответствующим  тарифным ставкам. Страховые отношения  между страховщиком и страхователем  осуществляются по видам страхования.

Организация страхования

Принципы организации страхового дела

Главной принципиальной чертой организации  страхового дела в современный период (в отличие от советского периода) является его демонополизация и  развитие конкуренции страховых  организаций. Наряду с государственным  страхованием возникло и развивается  частное страхование. Конкуренция, как правило, относится к добровольному  страхованию.

Конкуренция побуждает страховые организации  разрабатывать и внедрять новые  виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании удобных форм заключения договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, оперативности выплаты страхового возмещения и страхового покрытия. Кроме того, это стимулирует совершенствование самих моделей страхования - в последние годы начала развиваться модель прямого страхования, суть которой состоит в отказе от посредников.

Конкуренция во всех сферах — главное условие  перехода к рыночной экономике. Вместе с тем страхование — особый вид деятельности, призванный обеспечить страховую защиту физических и юридических  лиц. Поэтому важно так организовать страхование, чтобы страховые компании не разорялись, не прекращали своей  деятельности. Это достигается особыми  методами государственного регулирования  страховой деятельности, а также  четкой разработкой юридических  и экономических основ страхования. Отсюда второй принцип — необходимость  государственного регулирования страховой  деятельности, основанного на прочном  юридическом и экономическом  фундаменте.

Соперничество в страховании, присущее конкуренции, нельзя рассматривать как абсолютную категорию. Во многих случаях, особенно при принятии крупных рисков на страхование, необходимо сотрудничество страховщиков. Это сотрудничество осуществляется в форме сострахования и перестрахования. Важным принципом организации страхования  как части международных экономических  отношений является международное  сотрудничество в области страхования, что вызвано объективной необходимостью в условиях углубления и расширения мирохозяйственных связей. Таким  образом, сотрудничество страховых организаций как внутри страны, так и за рубежом является также важным принципом организации страхового дела.

Организационно-правовые формы страхования

Наряду  с государственным страхованием возникло и развивается страхование, производимое частными компаниями различной  организационно-правовой формы (акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью и др.). Законодательство Российской Федерации не устанавливает  каких-либо изъятий по поводу организационно-правовых форм страховых компаний. Единственное требование состоит в том, чтобы  это было юридическое лицо.

Учредителями  страховой компании могут быть как  физические, так и юридические  лица, в том числе иностранные.

В страховании  существует особая форма создания страховой  организации в виде общества взаимного  страхования (ОВС). Уходящие корнями  в историческое прошлое, общества взаимного  страхования в силу специфики  организации, владения активами и управления успешно конкурируют на современном  страховом рынке многих государств с акционерными страховыми компаниями. Общество взаимного страхования  — такая организационная форма  страховой защиты, при которой  каждый страхователь одновременно является членом страхового общества, то есть это  объединение страхователей в  целях обеспечения взаимопомощи. Ему в меньшей степени присуща  коммерческая направленность, чем акционерному или частному страхованию.

 

Одной из форм коммерческого сотрудничества страховых организаций является совместное страхование (сострахование). В развитом виде это приводит к  созданию пулов, страховых союзов, клубов. Цель их создания — оказание методической и организационной помощи своим учредителям, координация их деятельности по проведению различных видов страхования, участие в подготовке законодательных актов, содействие научным разработкам и др.

Меры государственного регулирования  страховой деятельности

Государственное регулирование является необходимым  элементом и принципом организации  страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования  является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

В систему  мер государственного регулирования  входят следующие:

1. Лицензирование  — регистрация страховых организаций  и выдача им лицензий на  проведение определенных видов  страхования. Лицензия на проведение  страховой деятельности выдается  в соответствии с Условиями  лицензирования страховой деятельности  на территории Российской Федерации.  Эти условия определяют:

  • форму лицензии и ее реквизиты;
  • требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования);
  • перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнес-план на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);
  • порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии;
  • порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

За выдачу лицензии взимается плата  в установленном порядке, которая  поступает в бюджет. При выявлении  нарушений в деятельности страховых  организаций государственный орган  по надзору за страховой деятельностью  вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение  о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения  действия могут быть обжалованы в  суде.

2. Контроль за обеспечением финансовой  устойчивости страховщиков. Основные  факторы финансовой устойчивости  страховой компании:

  • достаточный собственный капитал;
  • размер обязательств (включая технические резервы);
  • размещение активов;
  • портфель рисков, переданных в перестрахование;
  • тарифная политика.

3. Разработка  форм и порядка статистической  отчетности и контроль за своевременным  представлением финансовой отчетности  страховых организаций.

4. Налогообложение  страховщиков и страхователей.

5. Другие  меры государственного регулирования  страховой деятельности, включая  ответственность за уклонение  страховщика от возмещения убытков  при наступлении страхового случая. Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ.

Основными функциями этого органа являются:

  • выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
  • ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;
  • ведение реестра страховых брокеров;
  • установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;
  • установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;
  • контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  • установление правил формирования и размещения страховых резервов;
  • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;
  • обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Регламентированные  права ФССН состоят в следующем:

  • получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;
  • проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;
  • ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;
  • обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков.

Страховое дело в России: современное состояние

Коммерческий  страховой рынок Российской Федерации в этом году отмечает свое 23-летие – с момента начала демонополизации в 1998 г. и появления первого страхового кооператива. Сегодня российское страхование можно в полной мере считать сформировавшимся и полноправным элементом рыночной инфраструктуры, устойчивым к возможным временным экономическим трудностям и имеющим потенциал дальнейшего роста.

Институциональная структура рынка 

Страховой рынок современной России за период своего развития претерпевал существенные изменения по составу и качеству представленных на нем операторов. В соответствии с п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.07 г.) субъектами страхового дела в России считаются страховые  организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые  актуарии.

Согласно  отчетам Федеральной службы страхового надзора за 2010 г. в настоящее время в Государственном реестре субъектов страхового дела России зарегистрировано 625 страховщиков, из них 618 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования. Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2010 год составила соответственно 1041,09 и 768,59 млрд. руб. или 106,5 и 104,4% по сравнению с 2009 годом.

Общие сведения о страховых премиях  и выплатах за 2010 год приведены в Таблице.

Следует также обратить внимание на следующее  обстоятельство. На всех финансовых рынках России, и страхование в этом смысле не исключение, с середины 90-х годов  идет сокращение числа операторов с  одновременным повышением капитализации оставшихся и концентрации бизнеса в их руках. Рекордное сокращение числа финансовых институтов можно проследить на примере бирж: до 37 организаций, имеющих лицензию на биржевую деятельность (включая товарные биржи) в настоящее время, с более 1000 в начале 90-х. В банковском секторе динамика численности была не так выражена: число действующих кредитных организаций по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 1012, при том, что на пике в середине 90-х их было около 2,5 тыс. И, наконец, на страховом рынке по состоянию на конец 1995 г. имелось 2745 страховых организаций, к настоящему времени их число сократилось в 3,37 раза; число страховых брокеров на пике составляло свыше 1,3 тыс., к настоящему времени оно уменьшилось почти в 10,5 раза.

Сокращение  числа страховых организаций  являлось следствием стойкого превышения числа отозванных лицензий над числом выданных с 1996 г. При этом среди причин отзыва лицензий – не только нарушения  страхового законодательства, но и  добровольный отказ страховщика  от страховой деятельности или отдельных  ее видов, в том числе и в  результате присоединения к другой страховой организации. Так или  иначе, клиентский портфель ликвидируемых  страховщиков передается их более крупным  конкурентам, за редким исключением, не в порядке его организованной передачи с сохранением действующих  обязательств, а путем заключения нового договора. В отсутствие на страховом  рынке механизма централизованных гарантийных институтов, осуществляющих выплаты клиентам утративших лицензии компаний (за исключением специфического сектора ОСАГО, где подобная функция  возложена на Российский Союз Автостраховщиков), отзыв лицензий компаний-нарушителей  сказывается на страхователях. Клиенты  компаний, присоединяемых в результате слияний и поглощений к другим, более крупным страховщикам, в  этом смысле более защищены, так  как обязательства по их договору в ходе реорганизации, как правило, сохраняются.

Информация о работе Страховой рынок