Беженцы и вынужденные переселенцы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:39, реферат

Описание работы

Рассматривается правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в международном праве.

Содержание

Введение 3
1. Законодательное определение беженца 4
2. Права и обязанности беженцев 9
3. Правовой статус вынужденных переселенцев 14
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25

Работа содержит 1 файл

Беженцы и вынужденные переселенцы (реферат для Института профсоюзов, 25.03.09).doc

— 185.50 Кб (Скачать)
  • если есть необходимость установления личности человека, ищущего убежища (при условии, что его личность до сих пор не определена или вызывает сомнения);
  • если органами государственной власти осуществляются какие-либо действия для определения фактических обстоятельств, на которых основано заявление о предоставлении убежища (это означает, что лицо, ищущее убежище может содержаться под стражей исключительно с целью проведения предварительных собеседований для получения информации о фактах, касающихся причин поиска убежища. Эта формулировка не распространяется на процедуру определения характеристик или каких-либо иных фактов, приведенных в заявлении о предоставлении убежища);
  • если лица, ищущие убежище, уничтожили свои проездные документ и/или документы, удостоверяющие их личность, или же использовали фальшивые документы с целью введения в заблуждения органов государственной власти той страны, в которой они хотят получить убежище (в эту категорию не попадают лица, прибывающие без документов, т.к. не имеют никаких возможностей получить их в стране своего происхождения);
  • если лицо, ищущее убежища, представляет собой угрозу национальной безопасности или общественному порядку.

     Право беженцев на получение проездных  документов для передвижения за пределами страны их законного проживания закреплено в статье 28 Конвенции 1951 г. И развивается в правилах, изложенных в комментариях к Конвенции 1951, являющихся ее неотъемлемой частью. Однако положение иностранца, не пользующегося защитой страны своей гражданской принадлежности, на территории чужого государства ставит его в неравное положение, как с гражданами этой страны, так и с иностранцами, легально пребывающими на его территории. Для предотвращения подобной дискриминации беженцы должны быть обеспечены равными правами и свободами, по крайней мере, в равном объеме с гражданами страны убежища или, по крайней мере, с другими иностранцами, проживающими на территории государства убежища. Отказ от каких-либо форм дискриминации прямо утверждается в статье 3 конвенции 1951 г.

     Важным  принципом в защите беженцев, которым  в гуманитарных целях руководствуется  УВКБ ООН, является всемирная помощь воссоединению семей беженцев6.

     Одним из важнейших прав беженца является возможность свободного обращения  в суды на территории всех стран – участниц Конвенции 1951 г. При этом на территории страны обычного местожительства беженца, при обращении в суд он пользуются тем же положением, что и граждане этой страны. В прочих странах беженцу предоставляется то же положение, что и гражданам страны его обычного места жительства.

     Социальное  попечение является сферой действия национального законодательства, и  поэтому его стандарты не могут  быть регламентированы международными соглашениями. Однако в соответствие с принципом отказа от каких-либо форм дискриминации беженцы, законно проживающие на территории государства, имеют право на социальное попечение в размерах, предусмотренных, как правило, для граждан страны проживания. В частности, глава IV Конвенции 1951 г. определяет, что беженцы имеют право:

  • на применение системы пайков наравне с гражданами страны, где существует система распределения дефицитных продуктов;
  • на решение жилищного вопроса в положении не менее благоприятном, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах;
  • на начальное образование наравне с гражданами страны пребывания и положение не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы в отношении других видов образования;
  • признания иностранных аттестатов, дипломов и степеней; освобождения от платы за право учения и сборов, а также в отношении предоставления стипендий;
  • на то же положение, что и граждане страны проживания в отношении вознаграждения за труд и условий труда (размер оплаты, продолжительность рабочего дня, возраст работающих по найму и т.д.), социального обеспечения с учетом национального законодательства (например, при сочетании солидарной и накопительной пенсионной системы, при котором беженцы будут получать пенсии меньшего размера).

     Конвенция также гарантирует беженцам защиту их авторских и промышленных прав (статья 14) в объеме и порядке, предусмотренном для граждан страны, где им предоставлено убежище. Прочие страны – участник Конвенции, предоставляют такую защиту в соответствие с правом страны обычного местожительства беженца. Уравнение беженцев в правах с другими иностранцами, легально пребывающими на территории государства, определяет наличие у беженца достаточно обширной суммы прав и обязанностей. Их определению посвящена значительная часть Конвенции 1951 года (главы II - V).

     Согласно  статье 12 Конвенции личный статус беженца  определяется законами страны его домициля (страны законного проживания) или, если такового не имеется, законами страны его проживания. При этом ранее  приобретенные беженцем права, связанные  с его личным статусом (в частности связанные с браком) признаются государством убежища, при условии, что они признаются законами этого государства в отношении не беженцев.

     В отношении имущественных прав беженцев, как на движимое, так и недвижимое имущество, включая арендные и иные договора, государства – участники Конвенции 1951 г. обязываются предоставлять беженцам права не менее благоприятное, чем то, каким при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы.

     Беженцы, согласно статье 15 Конвенции, наравне  с иными иностранцами имеют право создания ассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих целей извлечения выгоды (некоммерческих объединений), а также профессиональных союзов.

     Важным  моментом при решении проблем  беженцев является вопрос об их самообеспечении, т.е. вопрос опоиске ими занятий, приносящих им доход – работы по найму или создание собственных  предприятий.

     Беженцы имеют право на самостоятельное  занятие сельским хозяйством, промышленность, ремеслами и торговлей, а также права учреждать торговые и промышленные товарищества в условиях не менее благоприятных, чем те, которыми обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах7.

     В определенных случаях, например, при  массовом притоке беженцев, страны убежища могут ограничивать определенные права, такие как свобода передвижения, свобода в поиске работы или право на должное школьное образование для всех детей. В таких случаях, когда у правительства страны убежища или у других учреждений нет никаких других ресурсов, УВКБ ООН оказывает помощь беженцам и другим лицам, подпадающим под его компетенцию, которые не могут удовлетворить свои основные потребности. Оказываемая помощь может быть в форме финансовых грантов, продовольствия или такого оборудования, как кухонная утварь, инструмент, средства гигиены и крыша над головой. Помощь может оказываться и в виде программ по созданию школ или клиник для беженцев, которые живут в лагере или сосредоточены в сообществах.

     Административные  меры, которые страна убежища может применять в отношении беженцев, законно проживающих на его территории, в основном определяются принципом non-refoulement. Они, прежде всего, касаются отказа стран-участниц Конвенции от принудительного возвращения и высылки беженцев и всех лиц, ищущих убежища в страну, где им угрожает преследование, освобождения беженцев от наказания за незаконный въезд в страну (статьи 31-33 Конвенции 1951 г.), а также выдачи удостоверений личности и проездных документов (статьи 27-28 и комментарии к Конвенции 1951 г.).

     В дополнение к этим правам государства  – участники Конвенции о статусе  беженцев обязуются:

  • оказывать проживающим на их территории беженцам помощь в тех случаях, когда им требуется содействие иностранного государства, к которому они не могут обратиться;
  • предоставлять беженцам право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его территории при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам в тех же обстоятельствах;
  • не облагать беженцев налогами и сборами, кроме и выше тех, которые при аналогичных условиях взимаются и могут взиматься с собственных граждан;
  • разрешить беженцам вывоз имущества, привезенного ими с собой на их территорию, в другую страну, в которую им предоставлено право въезда.

3. Правовой статус  вынужденных переселенцев

 

     В соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ "О  вынужденных переселенцах"8 в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец – это гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

     В соответствии с п.2 ст.1 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, который:

  • вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;
  • вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов РФ и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

     Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства РФ, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам. И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей с состав Советского Союза, получивший статус беженца РФ и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период  действия  статуса  беженца  имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России.

     Пункт 1 статьи 1 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" содержит перечень причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем. К их числу относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.

     Статья 2 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" определяет круг субъектов, которые в силу указанных в ней обстоятельств не могут быть признаны вынужденными переселенцами. Их можно подразделить на три категории.

     К первой из них относятся лица, совершившие  опасные общественные деяния, признаваемые тяжкими преступлениями в соответствии с законодательством РФ.

     Вторую  категорию составляют лица, пропустившие установленный в Законе срок для  обращения в компетентные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами.

     И, наконец, в последнюю категорию  можно включить тех, кто изменил  место своего постоянного жительства по причинам экономического характера, вследствие чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и т.п.

     Решением  вопроса о признании лиц вынужденными переселенцами занимаются органы Федеральной  миграционной службы России на соответствующей  территории: орган миграционной службы республики в составе РФ, края, области, автономной области либо автономного округа, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. В случае отсутствия на территории субъекта Федерации территориального органа миграционной службы ФМС России может возложить исполнение его функций на другой территориальный орган миграционной службы, действующий на сопредельной территории9.

     Для признания лица вынужденным переселенцем оформляется ходатайство на имя  руководителя территориального органа миграционной службы или на имя руководителя соответствующего органа исполнительной власти по форме установленного образца. В ходатайстве указываются личные данные обратившегося, национальность, гражданство, семейное положение и данные о членах его семьи с указанием степени родства прибывших вместе с ходатайствующим, адрес последнего постоянного места жительства и причины, вынудившие его уехать; языки, которыми данное лицо владеет; наличие родственников на территории РФ, место предполагаемого поселения на территории России, а также другие дополнительные сведения, в том числе касающиеся отношения ходатайствующего и членов его семьи к военной службе и др. В ходатайстве, кроме того, указываются время и место поступления ходатайства, наименование органа, рассматривающего ходатайство, а также наименование органа, который будет принимать решение о предоставлении статуса вынужденного переселенца, и делается запись о принятом решении.

Информация о работе Беженцы и вынужденные переселенцы