Европейское право и право Европейского Союза. Понятие общеевропейского правового пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим событием в развитии европейского права стала разработка Конституции Европейского Союза. В 2003 году специально созванный Конвент подготовил проект договора, учреждающего Конституцию для Европы. Серьёзные изменения происходят в европейской системе защиты прав человека. Хартия основных прав Европейского Союза, подготовленная специально созванным в этих целях Конвентом, содержит положения, которые во многом повторяют постановления Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Содержание

Введение………………………………………………….…..3
1. Европейское право.
Понятие и концепция………………………………....4
2. Право Европейского Союза.
Понятие и концепция…………………………….…..21
3. Общеевропейское правовое пространство.
Понятие и концепция………………………….……..25
4. Взаимоотношения……………………………………34
Заключение………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………44

Работа содержит 1 файл

Европейское право и право Европейского союза.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     Европейскую конвенцию трудно описать только в категориях традиционного международного права, хотя она отражает многие черты своего исторического предшественника - Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Европейская конвенция не только закрепила основные права и свободы человека в соответствии с Всеобщей декларацией нрав человека, но и пошла в этом направлении значительно дальше. Путем дополнительных протоколов перечень основных прав и свобод был заметно расширен. А самое важное состояло в том, что Европейская конвенция предусмотрела международный механизм, который предназначен для защиты прав и свобод человека. До этого международное право не знало ничего подобного.

     Участники Европейской конвенции учредили Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека - два института, составивших организационную основу международного механизма. И Комиссия, и Суд были наделены правом рассмотрения жалоб, как государств, так и индивидуумов. Согласно Конвенции, «любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Комиссию через Генерального секретаря Совета Европы вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции другой Высокой Договаривающейся Стороной» (ст. 24). Далее устанавливалось, что Комиссия может получать петиции, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения одной из сторон их прав, изложенных в настоящей Конвенции, при условии, что договаривающаяся сторона, на которую подана жалоба, заявила, что она признает компетенцию Комиссии получать такие петиции. Те из договаривающихся сторон, которые сделали такое заявление, обязуются никоим образом не препятствовать осуществлению этого права (ст. 25).

     Механизм  обеспечения Европейской конвенции  постепенно укреплялся и становился все более действенным. Страны - участницы  Конвенции распространили полномочия Комиссии по правам человека на Суд. В  последние годы был принят ряд  дополнительных актов, расширивших компетенцию последнего. Среди них следует выделить Протокол № II к Конвенции (1994), согласно которому индивидуум, неправительственные организации и группы лиц получили право обращаться с петициями непосредственно в Суд. Роль Суда особенно возрастает в связи с тем, что Комиссия должна быть упразднена. Соответственно увеличивается нагрузка на Суд, структура которого приспосабливается к новым условиям. Протокол вступит в силу через год после того, как он будет ратифицирован всеми участниками Конвенции.

     Участие в Совете Европы дает стране возможность  широко использовать опыт, традиции и  стандарты, выработанные коллективными  усилиями стран-участниц, органами Совета Европы. Правовые реформы будут развиваться  в значительной мере в рамках общеевропейского правового пространства.

     Позитивное  значение имело некоторое оживление  деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), возникшей на базе Заключительного  акта, подписанного в Хельсинки в 1975 г.

     История развивается далеко не просто. И все же можно сказать, что будущее у общеевропейского права, безусловно, есть. Более того, такое будущее уже сегодня представляется многообещающим. Основания для такого вывода дают главные, определяющие тенденции развития интеграционных процессов не только в рамках Европейского союза, но и во всем мире. Эти тенденции говорят об усилении объединяющих начал, которые отражают расширение и углубление экономических, социальных, политических, культурных и прочих связей между странами и народами.

     Интеграционные процессы развиваются, разумеется, не в абстрактном, а в реальном мире, не свободном от обстоятельств, их сдерживающих, а нередко и искажающих. Современная история знает немало случаев, когда, казалось, вопреки объективным тенденциям, обострялись межгосударственные и региональные противоречия, серьезно ослаблявшие интеграцию. Отсюда срывы, задержки, отступления и другие зигзаги, без которых, как известно, не обошлось развитие даже «показательного» участка интеграции - европейских сообществ и Европейского союза. Но если измерять время мерками истории, нельзя не признать, что все «минусы» представляют собой преходящие обстоятельства, отнюдь не способные решающим образом повлиять на общий ход интеграции и тем более отменить или даже приостановить действие определяющих ее объективных закономерностей1.

     Европейское право - это феномен, характерный  не только для сегодняшнего дня, но и для будущего. Его развитие несет  на себе отпечаток времени. Во-первых, геополитические реальности еще  далеки от того, чтобы видеть в Европе целостный во всех отношениях организм. Во-вторых, предметом регулирования были и остаются в первую очередь экономические отношения, хотя к ним и добавляются права человека и многое другое. В-третьих, наднациональный характер европейского права проявляется далеко не повсеместно; многие институты европейского права по-прежнему определяются нормами международного права. В-четвертых, европейское право все еще недостаточно обращено непосредственно к человеку, в том числе к человеку как к субъекту экономических и социальных отношений. Со временем европейское право охватит новые сферы отношений, новые страны и регионы. Оно может стать символом новой Европы, объединенной на базе общих интересов, достижений интеграции. Это, несомненно, потребует немалых усилий государств, народов, миллионов и миллионов простых людей. Интеграция станет успешной, прежде всего тогда, когда в центре ее внимания окажется человек, а сама она будет осуществляться на демократических основах. Что же касается ее форм и методов, то они наиболее эффективны при условии, что соответствуют ее принципам.

 

      2 Право Европейского Союза

     Право Европейского Союза (EU law; European Union law) –  уникальный правовой феномен, сложившийся  в ходе развития европейской интеграции в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза, результат реализации наднациональной компетенции институтов Европейского Союза. Право Европейского союза представляет собой специфический правопорядок, правовую систему, сложившуюся на стыке международного права и внутригосударственного права государств-членов Европейского Союза, обладающую самостоятельными источниками и принципами. Автономность Права Европейского Союза подтверждена рядом решений Суда Европейских сообществ.

     Термин  «право Европейского Союза» употребляется  с начала 1990-х гг. с появлением Европейского Союза, до этого сложившийся правовой массив обозначался как «право Европейских сообществ», «право Европейского сообщества», хотя последние понятия не равнозначны понятию «право Европейского Союза». Некоторые ученые рассматривают понятие «право Европейского Союза» как синоним более широкого понятия «Европейское право», используемого в узком смысле.

     Центральным звеном, ядром права Европейского Союза и права Европейских  сообществ является право Европейского Сообщества (право ЕС). Стержнем же, несущей конструкцией права ЕС являются принципы права ЕС – исходные положения наиболее общего характера, определяющие смысл, содержание, реализацию и развитие всех остальных норм права ЕС.

     Принципы  права ЕС разделяются на функциональные и общие принципы права ЕС. К функциональным принципам относятся принцип верховенства права ЕС и принцип прямого действия права ЕС. Принцип верховенства права ЕС означает приоритет норм права ЕС над нормами национального законодательства государств-членов, нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС. Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов, действие норм права Сообщества без какой-либо трансформации в правопорядок государства-члена. Данные принципы были выработаны практикой Суда путём толкования учредительных документов организации. К числу общих принципов права ЕС относятся принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип не дискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.

     Право Европейского Союза обладает оригинальной системой источников. Формы (источники) права Европейского Союза образуют целостную систему источников с присущей для такой системы иерархией актов. Система источников права Европейского Союза включает в себя две группы актов – акты первичного права и акты вторичного права.

     К актам первичного права относятся  все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.

     Особенностью Европейского Союза является то, что в его основе лежат несколько международных договоров, учредительного характера. В первую очередь это Парижский договор об учреждении ЕОУС 1951 г., Римский договор, учреждающий ЕС 1957 г., Римский договор, учреждающий Евратом 1957 г., Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 г., так называемые «учредительные договоры в узком смысле». Данные договоры носят «конституирующий» характер для Европейского Союза. К «учредительным договорам в широком смысле» обычно относят все перечисленные выше акты, а также международные договоры изменяющие и дополняющие их: Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный договор 1970 г., Бюджетный договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ними актов 1997 г. На Конференции государств-членов, завершившейся11 декабря 2000 г. в г. Ницца, были одобрены очередные изменения в учредительные договоры Союза (Ниццкий договор 2001 г.). Эти изменения были окончательно оформлены 14 февраля 2001 г.

     К актам вторичного права относятся  акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. В определении источников вторичного права мы наблюдаем столкновение подходов к пониманию источников в континентальной и англо-саксонской правовых семьях (признание в качестве источников юрисдикционных актов), а также влияние концепции источников в международном праве.

     Вторичное право Европейского Союза имеет  своими источниками различные категории правотворческих форм. Первая категория актов вторичного права – это нормативные акты, к ним относятся регламенты, директивы, рамочные решения, общие решения ЕОУС, рекомендации ЕОУС. Вторая категория – это индивидуальные акты, к ним относятся решения (кроме общих решений ЕОУС). Третья категория – это рекомендательные акты, к которым относятся рекомендации (кроме рекомендаций ЕОУС) и заключения. Следующей категорией актов вторичного права являются акты о координации Общей внешней политики и политики безопасности, а также Сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. К данной категории актов относятся принципы и общие ориентиры, общая позиция, совместная акция, общая стратегия. Отдельную категорию актов составляют юрисдикционные акты – решения Суда. К источникам вторичного права относятся акты sui generis – «неофициальные» формы права, не предусмотренные учредительными договорами акты, издаваемые органами Союза (обычно выражаются, как решение конкретного органа или резолюция). Последнюю категорию источников вторичного права можно обозначить как международные акты, в неё входят решения и акты представителей государств-членов, конвенции между государствами-членами заключенные на основе учредительных договоров, международные договоры Европейского Союза.

     Своеобразие Европейского Союза предопределяет и структурные особенности права  Европейского Союза. Структуру права  Европейского Союза составляют несколько  взаимосвязанных друг с другом элементов. Элементами данной структуры являются учредительные договоры Европейского Союза, положения о правах и основных свободах человека, нормы, принятые по ОВПБ и СПСО, а также право Европейских сообществ.

     В праве Европейского Союза сегодня  наблюдаются тенденции кодификации  и совершенствования (Enforcement). Лаакенская декларация 2001 г., принятая на саммите глав государств/правительств государств-членов в рамках Европейского совета подчёркивает необходимость реформы источников первичного и вторичного права Европейского Союза, упрощения правовых форм и создания на основе учредительных договоров Европейского Союза и Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. полноценной Конституции Европейского Союза. (См. также: Европейский Союз).

 

      3. Общеевропейское  правовое пространство

     Согласно  своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и реализации предписаний международного права в решающей степени зависят от их международной правосубъектности, регулируемой и осуществляемой на основе права ЕС.

     Среди интеграционных образований, играющих решающую роль в формировании и эволюции европейского права, формально только Сообщества (до введения в действие Конституции ЕС) наделены международной правосубъектностью. Соответственно, они обладают всеми правами, которыми их наделяет международное право, и несут обязанности, им налагаемые.

     В перспективе с введением в  действие Конституции ЕС статусом юридического лица будет наделен Европейский Союз. Сама Конституция в юридическом плане сменит и заменит действующие учредительные договоры, а Европейский Союз станет правопреемником международных прав и обязанностей, которыми наделены и которыми обладают Европейские сообщества.

     Степень участия ЕС в международном общении  и его активность в осуществлении  внешних связей в решающей степени  связаны с природой и пределами  интеграции. Сами Сообщества и Союз созданы на основе принципа делегирования  полномочий (principe d'attributi) суверенными государствами. Правила и пределы делегирования суверенных правомочий определяются необходимостью достижения общих целей и решения задач, стоящих перед Сообществами и Союзом. В сфере внешних сношений к ним отнесены утверждение идей мира, продвижение и защита ценностей и интересов, отстаиваемых ЕС. К числу важнейших задач ЕС отнесены, в частности, строгое следование международному праву и особенно соблюдение принципов Устава ООН. Одновременно к числу важнейших задач отнесено утверждение самобытности ЕС на международной арене. Согласно планам, заявленным Европейской комиссией, ЕС, опираясь на свой потенциал, должен играть все большую роль на международной арене и взять на себя осуществление функций великой державы.

Информация о работе Европейское право и право Европейского Союза. Понятие общеевропейского правового пространства