Европейское право и право Европейского Союза. Понятие общеевропейского правового пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим событием в развитии европейского права стала разработка Конституции Европейского Союза. В 2003 году специально созванный Конвент подготовил проект договора, учреждающего Конституцию для Европы. Серьёзные изменения происходят в европейской системе защиты прав человека. Хартия основных прав Европейского Союза, подготовленная специально созванным в этих целях Конвентом, содержит положения, которые во многом повторяют постановления Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Содержание

Введение………………………………………………….…..3
1. Европейское право.
Понятие и концепция………………………………....4
2. Право Европейского Союза.
Понятие и концепция…………………………….…..21
3. Общеевропейское правовое пространство.
Понятие и концепция………………………….……..25
4. Взаимоотношения……………………………………34
Заключение………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………44

Работа содержит 1 файл

Европейское право и право Европейского союза.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     Весьма  специфично и само содержание правоотношений, основанных на праве ЕС. В самом  общем виде речь идет о правоотношениях, вызванных к жизни развитием и углублением интеграционных процессов. Однако интеграционные образования обладают строго лимитированным кругом ведения. Степень и полнота осуществления переданных им государствами-членами суверенных прав и полномочий определяется учредительными актами (Конституцией), принятыми на их основе актами вторичного права, уточняемыми и толкуемыми Судом ЕС. Все это вполне естественно влияет на содержание и характер регулируемых правом ЕС отношений. Не менее существенно и то, что компетенция ЕС может носить как исключительный, так и смешанный или конкурирующий характер. В последнем случае подлежит применению принцип субсидиарности. В результате правоотношение, порождаемое необходимостью достижения целей ЕС, может возникать на различной правовой основе. Они могут регулироваться как правом ЕС, так и национальным правом государств-членов. В этом случае само правоотношение носит комплексный характер.

     Своеобразие правоотношений, порождаемых правом ЕС, обусловлено не только объемом  полномочий интеграционных образований, определяющих предметную юрисдикцию права ЕС, но и особенностями его применения во времени и пространстве. Парижский договор 1951 г. о создании ЕОУС был заключен сроком на 50 лет. Вполне естественно, что это ставит вопрос о сохранении или прекращении правоотношений, которые возникли на его основе. При решении этой проблемы необходимо было принять во внимание, что в силу определенного правопреемства произошел переход полномочий ЕОУС в руки функционирующих институтов1. Длящиеся правоотношёния, связанные с функционированием общего рынка угля и стали, сохраняют свою легитимность. Большая стабильность присуща отношениям, регулируемым последующими учредительными актами, действие которых не лимитировано во времени. Однако следует принять во внимание, что с введением в действие Конституции ЕС они все прекращают свое действие и замещаются единым актом - Договором, учреждающим Конституцию для Европы. Подробно вопросы правопреемства регулируются как Конституцией, так и Протоколом, определяющим правила переходного периода. Конечно, все это не может не отразиться на эволюции европейского права и характере правоотношений.

     Опыт  применения права ЕС подтверждает, что правоотношения, возникшие в  процессе интеграции, могут носить как временный (срочный) характер, так и постоянный (бессрочный) характер. Это связано со спецификой конкретной правовой нормы, которая носит зачастую программный и лимитированный по срокам действия характер. Примеров тому имеется весьма много.

     Так, учредительными актами были определены этапы и сроки построения общего рынка, единого внутреннего рынка, экономического и валютного союза, создания зоны евро и введения евро в безналичное, а затем и наличное обращение в государствах-членах ЕС и др. Соответственно и акты вторичного права, изданные во исполнение этих предписаний, также существенно различаются. Они могут носить лимитированный во времени характер (например, прекращение действия Протокола об Уставе Европейского валютного института с наступлением третьего этапа ЭВС1) либо сохраняют свое действие и в последующий период (например, регламенты, детализирующие критерии участия в валютном союзе).

     Показательно  также, что Договор о ЕС в части, предусматривающей возможность  наложения санкций на государство-член, нарушающее принципы, закрепленные в п. 1 ст. 6 Договора, особо оговаривает возможные последствия такого решения, единогласно принятого Советом. Согласно ст. 7 в редакции Ниццского договора Совет, принимая решение о санкциях, должен одновременно принять во внимание их возможные последствия «для субъективных прав и обязанностей физических и юридических лиц»1. Кроме того, решение о наложении санкций и, соответственно, ограничение пользования определенными правами данным государством не прекращает действие юридических обязательств, проистекающих из Договора.

     На  характер и содержание конкретных правоотношений оказывает также воздействие  особый статус отдельных территорий в рамках территории Европейского Союза. Отдельные территориальные подразделения  в силу особых причин могут наделяться определенными льготами и привилегиями (например, в сфере торговли), которые должны содействовать экономическому развитию сравнительно отсталых заморских территорий. Перечень таких изъятий и список территорий, на которые они распространяются, приводятся в Договоре, учреждающем Сообщество, и приложении к нему и воспроизводятся Конституцией ЕС.

     В теории права существующие правоотношения принято подразделять на общие и  конкретные. Применительно к праву  ЕС первые основываются преимущественно  на постановлениях учредительных актов (Конституции). Вторые в большинстве случаев - на предписаниях вторичного права. В зависимости от предмета регулирования они служат основой возникновения правоотношений, связанных с предметной дифференциацией норм права ЕС, например, таможенное, налоговое, предпринимательское право, право конкуренции и другие.

     К праву ЕС вполне применимо принятое в конституционном праве деление  возникающих правоотношений на учредительные, правоустановительные и правоохранительные.

     Учредительные отношения определяются как их содержанием, так и природой порождающего их источника права. В праве ЕС большинство такого рода норм, определяющих цели и принципы интеграционного образования, круг его ведения, институциональную структуру, порядок функционирования, содержатся непосредственно в учредительных договорах. Именно их рассматривают как институциональные. В перспективе им на смену должна прийти, как это предусмотрено учредительным договором, Конституция ЕС. Постановления учредительных договоров носят преимущественно рамочный или программный характер. Их реализация в рамках ЕС осуществляется посредством актов вторичного права и решений Суда ЕС.

     Нормативные правовые акты общего характера, такие  как регламент (а в перспективе  законы и рамочные законы ЕС), служат основанием для правоустановительных отношений. Сторонами в этих отношениях могут быть и государства-члены, и институты ЕС, а также частные физические и юридические лица. При наличии регламента (закона) права и обязанности сторон прослеживаются сравнительно отчетливо. Сложнее обстоит дело при применении директив (рамочных законов), которые не содержат детальной регламентации возникающих правоотношений. Они указывают лишь цели, подлежащие достижению, и сроки, в течение которых государства-члены должны осуществить их имплементацию. Такие директивы адресуются, как правило, государствам, за которыми сохраняется свобода выбора средств (но не сроков) имплементации. В течение двух месяцев с момента вступления директивы в силу субъекты права ЕС обладают правом оспаривания легитимности директивы в Суде ЕС. Правоустановительные отношения в полном объеме в сферах, регулируемых директивами, формируются и регламентируются национальными актами имплементации. Эти отношения носят, однако, только «вертикальный» характер. Отношения имеют место (а соответственно, и возможность судебного оспаривания) только по вертикали, т. е. государство, издавшее акт, - частные лица, но не по горизонтали, т. е. отношения между частными лицами. Соответственно, круг прав и обязанностей сторон в возникающем правоотношении носит строго направленный характер. Возможность предъявления иска частным лицом иному частному лицу исключается.

     К числу правоохранительных относят  правоотношения, возникающие в связи  с необходимостью исполнения обязательств, вытекающих из предписаний права ЕС. Эта разновидность правоотношений также весьма специфична.

     Договор о Сообществе содержит специальное  постановление (ст. 10), обязывающее все  государства-члены неукоснительно соблюдать и обеспечивать осуществление  предписаний Договора. Аналогичное  постановление включено и в Конституцию  ЕС. Это обязательство распространяется также и на акты вторичного права, изданные на их основе. На Европейскую комиссию возложено наблюдение за исполнением этих обязательств. Их нарушение может стать основанием для принятия Комиссией рекомендаций по исправлению положения. Отсутствие должной и адекватной реакции служит основанием для возбуждения иска о неисполнении обязательства. Правом возбуждения такого иска пользуются только привилегированные истцы (государства-члены и институты ЕС). Решение Суда ЕС носит обязательный и окончательный характер.

     Правоохранительные  отношения возникают при решении  о наложении санкций, предусмотренных  Договором о ЕС, в связи с  нарушением принципов ЕС. Решение  выносится на основе специальной  процедуры, предусмотренной ст. 7 Договора о ЕС в редакции Ниццского договора1. Аналогичное постановление воспроизводится в тексте Конституции ЕС. Правом наложения санкций в некоторых специальных областях (нарушение правил конкуренции, борьба с демпингом и др.) наделена Европейская комиссия. Решение Комиссии о штрафных санкциях может быть обжаловано в судебном порядке.

     Преобладающей тенденцией в целом в области  применения права ЕС остается - расширение правоохранительных отношений. Это, однако, не привело к созданию собственного аппарата принуждения. В сфере отношений  внутри ЕС исполнение соответствующих функций резервировано за государствами-членами ЕС.

     Правоотношения, порождаемые правом ЕС, можно в  зависимости от их содержания подразделить на материальные и процессуальные. Основной массив норм права ЕС образуют нормы материального права. Они регулируют самые разнообразные отношения, связанные с жизнедеятельностью интеграционных образований. Условия и порядок принятия решений, способы и методы их реализации закрепляются в процессуальных нормах и порождают соответствующие правоотношения. Они могут содержаться в различных по своей юридической природе актах. Так, порядок формирования институтов ЕС, способы принятия решений закрепляются в учредительных актах Конституции. Условия деятельности институтов детализируются в актах, принятых в их развитие и дополнение. Таковы, в частности, Внутренний регламент Совета, Внутренний регламент Комиссии, Регламент Европейского парламента, Устав судебных органов ЕС и процессуальные регламенты судебных инстанций. Изучая процессуальные отношения, следует обратить внимание на то, что осуществление решений судебных инстанций ЕС регулируется процессуальным правом государств-членов ЕС. Рассмотрение судебных исков в национальных судебных учреждениях, предъявляемых в целях защиты прав и интересов, основанных на праве ЕС, также осуществляется на основе национального процессуального права страны суда.

     Помимо  приведенной выше существуют и другие схемы классификации правоотношений. Однако в любом случае необходимо определить их правовое основание, права  и обязанности сторон в правоотношении, способ и порядок их защиты. При этом важно иметь в виду разноуровневый порядок построения этих отношений и участвующих в них субъектов. Процессуальное положение субъектов зависит от их статуса. Процессуальная правосубъектность государств-членов и институтов ЕС (привилегированные истцы) в рамках права ЕС является максимально полной. Процессуальная правосубъектность частных лиц более ограничена, а осуществление ими определенных действий, например, при обращении в судебные органы ЕС, подчинено дополнительным правилам и требованиям.

     Вместе  с тем в решениях Суда ЕС сформулированы некоторые основополагающие принципы, которым обязаны следовать национальные суды государств-членов. К ним отнесены: не дискриминация, равноправие сторон, эффективность и другие. Особо подчеркивается ответственность государств-членов за ущерб, причиненный частным лицам в результате нарушения права ЕС. «Право ЕС подтверждает, - записано в решении Суда по делу Франкович и другие, - преимущественную силу принципа, согласно которому государства-члены обязаны возмещать ущерб, причиненный частным лицам, вменяемый им нарушением права ЕС»1.

     Характеризуя  правоотношения в рамках европейского права, следует иметь в виду, что  учредительные акты ЕС не содержат развернутых правил о защите прав человека. Положение изменится лишь с введением в действие Конституции ЕС.

     Суды  ЕС могут и изучают вопрос о  нарушении прав и свобод человека лишь в связи с рассмотрением  конкретных исковых требований, заявленных в рамках установленной процедуры. Общей компетенцией в сфере судебной защиты прав и свобод обладает Европейский Суд по правам человека. Главное ограничение здесь состоит в том, что он призван осуществлять защиту прав и свобод лишь в пределах, гарантированных Европейской Конвенцией.

 

      Заключение

     Право Европейского Союза волей истории  смогло творчески воспринять достижения разных правовых семей, систем наиболее продвинутых стран Европы, - тех, что впитали в свою культуру столетия эволюции правовых реформ в условиях демократии и правового государства, а также приспособили их к процессам ускоряющейся комплексной интеграции. Ставшей неотъемлемой частью столь неоднозначно и не по делу воспринимаемой глобализации.

     При этом именно право Европейского Союза, ставящее в свою основу приоритет прав человека, принципы правового демократического государства, разрабатывает и испытывает на практике действенные инструменты гармоничного сочетания интересов личности, регионов, стран, национальных и международных образований с задачами неизбежной глобализации, успешно минимизируя их негативные последствия.

     Оно превратилось в своего рода экспериментальную  лабораторию по выработке и применению на практике юридических методов  демократического решения глобальных проблем современности. Именно оно  наиболее адекватно отражает мировую тенденцию конституционализации права и движения к некоему общему идеалу, который призван стать концептуальной основой будущего  Права человечества. Создание Конституции Европейского Союза явилось важным шагом именно в этом напрвлении.

Информация о работе Европейское право и право Европейского Союза. Понятие общеевропейского правового пространства