Избирательная система США

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

Выборы – один из древнейших институтов конституционного права. В настоящее время выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.

Содержание

1.1 Понятие избирательной системы в США
1.2 Особенности конституционного статуса избирательской системы
2.1 Понятие и принципы избирательного процесса
2.2 Структура и стадии избирательного процесса

Работа содержит 1 файл

КурсоваяМП.docx

— 65.36 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Выборы – один из древнейших институтов конституционного права. В  настоящее время  выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного  суверенитета как одного из основных конституционных принципов.

Соединенные Штаты Америки  – крупнейшая мировая держава  с развитой  демократической  государственностью и прочными правовыми  традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном  уровне выступают Конституция, законы и резолюция Конгресса, нормативные  правовые акты Президента, решения  Верховного  суда и некоторые  обычаи. В этой крупной стране, имеющей, к тому же, федеративное устройство, избирается большое число различных  органов государственной власти – федеральных, штатных и местных.

Декларация независимости 1776 года зафиксировала суть теории демократии, упомянув о «Правительствах, получающих законную власть на основе всеобщего согласия подданных». Спустя 87 лет, во время войны между американскими  штатами, разгоревшейся после того, как 11 из них отказались признать итоги  выборов 1860 года, президент Авраам Линкольн заново сформулировал принцип всеобщего  согласия как «власть народа, волей  народа и для народа».

Определяя мирным путем, кто  именно достоин, управлять государством, и придавая легитимность решениям этих людей, выборы дают ответы на важнейшие  вопросы, с которыми сталкивается любая  политическая система. Эти цели гораздо  легче реализовать, если особенности  избирательной системы благоприятствуют формированию всеобщего убеждения  в том, что выборы являются свободными и справедливыми.

Формированию этого убеждения  способствуют такие факторы, как  установление избирательных прав и  предоставление возможности участия  в голосовании на основе системы, распространяющейся на большинство  населения и предусматривающей  минимум исключений; равенство голосов, при котором ни один голос не обладает большим весом, чем любой другой; определение итогов выборов по заранее  установленным правилам, с наименьшей вероятностью мошенничества и подлога  при подаче и подсчете голосов. На протяжении американской политической истории указанные стандарты  свободных и справедливых выборов  не оставались неизменными. Эволюция стандартов отразила опыт каждого поколения  в их адаптации с учетом прав на участие в политической жизни  общества, допустимого с точки  зрения закона инакомыслия, взглядов на представительство, а также структуры  выборов и их организации.

 

Конституция США в своем  первоначальном виде  вместе с конституциями  штатов создали отнюдь не демократическую  избирательную систему, и только во второй половине ХХ в. эта система  сумела избавиться  от наиболее существенных своих недостатков. Развитие избирательного права сопровождалось приспособлением  к двухпартийной системе (и наоборот), которая постепенно создала сильные  преграды для проникновения в  органы государственной власти представителей других политических партий.

 

 

1.1 Понятие избирательной  системы в США

 

Избирательная система в  каждой стране создается в зависимости  от того, как понимают интересы своей  партии и общества, каковы политические традиции и культура.

В научной литературе термин «избирательная  система»  употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле  избирательная  система  -  это  система  общественных отношений,  связанных  с  выборами  органов  публичной  власти.  Сфера  этих отношений  весьма  широка.  В  нее  входят  вопросы  и   определения   круга избирателей  и избираемых, и инфраструктуры выборов  (создание  избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на  каждой из стадий избирательного процесса вплоть  до  его  завершения.  Регулируется избирательная система  нормами избирательного права, понимаемого  как  система правовых   норм,   представляющая    собой    подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами.  В ее  состав  входят  также отношения,   регулируемые корпоративными нормами (уставами  политических  общественных  объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Избирательная система в  узком смысле - это система непосредственного  распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости  от результатов голосования. Избирательная  система в узком смысле подразделяется на: мажоритарную,   пропорциональную и смешанные системы. В свою очередь  мажоритарная система делится на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему  абсолютного большинства. Пропорциональная система делиться на: пропорциональную и полупропорциональную системы.

В США применяется мажоритарная система относительного большинства. В Америке ее еще называют «системой, по которой победитель получает все».

Мажоритарная система  относительного большинства - это самая  простая система. «По этой системе  победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины». Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего  числа голосов двумя или более  кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий.

  Мажоритарная система относительного большинства весьма универсальна: она используется при выборах как в одномандатных округах, так и в коллегиальных органах. Допускаются различные модификации избирательных округов, а также соперничество и отдельных кандидатов, и партийных списков. Кроме того, данная система наиболее экономична.

Существенной чертой  избирательной системы  США является ее тесная  взаимосвязь с развитием  федеральных органов власти.

Федерализм предполагает систему правления, в которой  политическая власть поделена между  федеральным центром и органами власти на местах так, что каждый уровень  власти юридически самодостаточен и  независим от других в пределах своей  сферы деятельности.(Зарубежное избирательство, с.49)  Другими словами, в США федеральные структуры власти обладают определенными конкретными властными полномочиями, тогда как остальная власть сосредотачивается в штатах.

К числу конституционных  норм, регулирующих активное избирательное  право граждан, относятся:

XV поправка (1870 г.) - запрет расовой дискриминации на выборах;

XIX поправка (1920 г.) - предоставление  избирательного права женщинам;

XXIII поправка (1961 г.) - предоставление права избирать президентских выборщиков жителям округа Колумбия;

XXIV поправка (1964 г.) - запрет ограничения права голоса вследствие неуплаты какого-либо  избирательного или иного налога;

XXVI поправка (1971 г.) - предоставление  права участвовать в голосовании гражданам с 18 лет.

ХХ поправка к Конституции  США указывает на то, что «полномочия, которые не предоставляются Соединенным  Штатам Америки Конституцией, а также  не запрещаются ею для штатов, соответственно передаются штатам или народу».(конституция США)

Федеральное правительство разработало ряд специальных сфер ответственности в избирательной системе США, поручив отдельным федеральным службам и органам осуществлять наблюдение за ними.

В Конституции США указано, что «сроки, место и порядок  проведения выборов устанавливаются  законодательным собранием каждого  штата, но Конгресс может в любое  время установить или изменить эти  правила» (статья I, раздел 4 Конституции  США). Это положение приводит к  тому, что на федеральном уровне существуют лишь пять ведомств:

1. Федеральная избирательная комиссия

В 1975 году для реализации Закона о федеральной избирательной  кампании (Federal Election Campaign Act (FECA)), регулирующего  вопросы финансирования избирательной  кампании на федеральном уровне, создана  Федеральная избирательная комиссия. В обязанности Комиссии как независимого политического ведомства входит:

- раскрытие (опубликование)  информации, связанной с финансированием  избирательных кампаний;

- обеспечение соблюдения  положений выше упомянутого Закона  особенно - относительно запрета определенных видов пожертвований и превышения их максимальных размеров;

- надзор за государственным  финансированием президентских  выборов.

Комиссия состоит из шести членов, назначаемых Президентом  «по совету и с согласия» Сената на шесть лет — срок, превышающий  срок полномочий Президента. Для обеспечения  преемственности Комиссии в работе обновление происходит не полностью, а  на треть каждые два года. К тому же, только половина коллегиального состава  - 3 человека - допускается к назначению из числа представителей одной политической партии. Это делается для того чтобы независимое ведомство не было заподозрено в однопартийном подходе. Для принятия официального решения требуется минимум четыре голоса. Председатель меняется в порядке ротации каждый год с условием невозможности дважды занимать этот пост в течении срока мандата.

2. Отделение избирательных правонарушений Департамента юстиции, которое находится в подчинении Генерального прокурора и занимается, в основном, проведением расследований по совершенным преступлениям.

3. Комиссия по гражданским правам является одним из важнейших независимых политических ведомств и занимается рассмотрением значительных нарушений избирательных прав в административном порядке.

4. Федеральная программа содействия голосованию Министерства обороны  предназначена для оказания содействия военнослужащим и гражданам США, проживающим за границей, в регистрации и заочном голосовании.

5. Бюро переписи населения подведомственно Министерству торговли и проводит в нулевой год пересчетом населения и вычислением числа мандатов от каждого штата в Палату представителей.

На региональном уровне существуют два варианта администрирования  выборов, где главным избирательным  органом может быть:

1. Секретарь штата — выборное должностное лицо штата, срок полномочий которого составляет четыре года. Это наиболее распространенная схема. В его компетенцию обычно входит:

- информационная и техническая  поддержка процесса организации  и проведения выборов избирательным органам местного уровня в варьирующейся степени от штата к штату;

- обучение сотрудников  избирательных органов местного  уровня;

- надзорная функция;

- регистрация кандидатов  и политических партий на федеральных  и региональных (штатных) выборах.

2. Совет штата по выборам, существующий лишь в десятке штатов, состоит из представителей обеих основных политических партий, назначаемых с фиксированным, но перемежающимся сроком полномочий губернатором штата с согласия верхней палаты законодательного собрания штата. В число полномочий Совета входит:

- обеспечение требований  законодательства о финансировании  избирательных кампаний и отчетности  в штате;

- определение форм, процедур  и назначения ответственных лиц  на выборах местного уровня;

- информационная и техническая  поддержка процесса организации  и проведения выборов избирательным  органам местного уровня в  варьирующейся степени от штата  к штату;

- регистрация кандидатов  и политических партий на федеральных  и региональных (штатных) выборах.

Вследствие значительного  разнообразия административные структуры  на местном уровне могут представлять собой одно уполномоченное лицо, коллегиальный  орган, носящий часто название совет, или их комбинация. В обязанности  избирательных органов на местном  уровне включаются:

- предоставление информационной  поддержки выборов (место, время,  характер и порядок проведения  регистрации избирателей и голосования);

- разбивка избирательных  участков;

- назначение сотрудников  участковых избирательных комиссий  на основе списков, представленных  партиями;

- обучение сотрудников  избирательных участков;

- приобретение и установка  оборудования для голосования;

- изготовление избирательных  бюллетеней и подготовка машин  для голосования и подсчета;

- обработка итогов голосования,  поступивших с избирательных  участков и некоторые иные.

Избирательный участок  обслуживается сотрудниками, представляющими  обе ведущие политические партии страны. Они отвечают за организацию  процесса голосования на месте, в  том числе:

- подготовка места для  голосования;

- заверение, что избирательные  урны пусты, а счетчики машин  сброшены на нулевые показатели;

- выдача избирателю бюллетень,  предварительно удостоверившись  в наличии его имени в списках  избирателей и его росписи  напротив своей фамилии;

- пересчет поданных голосов  и утверждение итогов голосования;

- направление таблиц  с итогами голосования в местный  избирательный орган.

Законодательные органы штатов ответственны за формирование избирательных  округов по выборам в них самих  и по выборам делегатов от штатов в Палату представителей США. Наибольшее распространение в США имеют  одномандатные округа (в которых  выбирают одного депутата): то есть, если штат посылает десять представителей в Палату, законодательные органы делят штат на десять округов, в каждом из которых избирается один представитель.

Не смотря на простоту и  эффективность мажоритарная система относительного большинства имеет ряд недостатков:

  1. Система значительно искажает результаты волеизъявления избирателей из-за неучета голосов, отданных за партии, которые проиграли;
  2. Система несправедлива в отношении к невлиятельным политическим партиям;
  3. Система негативно влияет на поведение избирателя (синдром

Информация о работе Избирательная система США