Юридическая характеристика международных налоговых отношений как предмет международного налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стало изучение правовых аспектов международного налогообложения, как одного из эффективных средств, применяемых государствами, являющиеся выражением их суверенитета в сфере политики и экономики. Именно налоги, взимаемые странами с иностранных компаний, обеспечили первоначальные средства для финансирования мер, проводимых государством в целях ускорения экономического развития, дали возможность национализировать часть иностранной собственности, приступить к осуществлению некоторых социальных преобразований и т. д.
К настоящему времени в ряде государств доходная база их бюджетов на 40 — 50 процентов зависит от налогов, взимаемых с иностранных компаний и капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Общее положения о международном налоговом праве 6
§1.История развития международного налогового права 6
§2.Понятие и место международного налогового права в системе международного финансового права 22
§3.Система международного налогового права 29
Глава 2. Юридическая характеристика международных налоговых отношений как предмет международного налогового права 40
§ 1. Международные налоговые отношения об избежании двойного налогообложения и освобождения от международного налогообложения 40
§2. Международные правовые аспекты администрирования налогов и
налоговых расследований 48
§3. Правовая регламентация отношений в сфере международного
налогового правосудия 58
Заключение 64
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 70

Работа содержит 1 файл

диплом №4 .doc

— 401.00 Кб (Скачать)

Международное разделение труда и взаимодействие национальных экономик влекут изменения  в механизме осуществления государством налоговой юрисдикции. Данный механизм, также подвергаясь воздействию интернационализации, утрачивает в некоторой степени самодостаточный характер. Международный вектор в развитии национального правового механизма регулирования налогообложения проявляет себя необходимостью учета следующих факторов:

– многократное (двойного) налогообложение международной   экономической деятельности (т.е. налоговые интересы других стран в отношении такой деятельности);

– интересы хозяйствующих  субъектов, осуществляющих международную  экономическую деятельность;

– международное  экономическое сотрудничество и  привлечение инвестиций;

– налоговый  имидж страны;

– обеспечение  защиты «своих» налогоплательщиков перед лицом иностранных налоговых  юрисдикций;

– международный  обмен налоговой информацией;

– оказание правовой и административной помощи на международном  уровне по налоговым вопросам.

Конкурентное  взаимодействие национальных налоговых юрисдикций в рамках международного налогообложения развивается по следующим направлениям:

а) борьба за право (первенство) обложения налогом;

б) соперничество  за привлечение иностранных инвестиций (засоздание наиболее приемлемых условий ведения иных направлений деловой активности, ведущих к созданию промышленных и финансовых центров, подъему национальной экономики, увеличению рабочих мест и т.д.) путем установления соответствующего режима налогообложения;

в) поиск компромиссов в реализации своих фискальных интересов и международное налоговое сотрудничество.

Конкуренция и  взаимодействие между различными национальными  налоговыми юрисдикциями может:

а) носить характер конфликта и противостояния;

б) облекаться в  согласованные в той или иной степени формы. Закономерно, что на практике чаще обнаруживается сочетание данных направлений. Это, в частности объясняется тем, что спектр налоговых проблем слишком широк, а процесс поиска и оформления их взаимоприемлемых решений значительно уступает в динамике развитию международных экономических отношений.

в) поиск компромиссов в реализации своих фискальных интересов  и международное налоговое сотрудничество.

Международное налогообложение порождает комплекс проблем, которые условно можно  разделить на три типа. Во-первых, повторное (многократное) взимание налогов с одного объекта (источника) в государствах, с территорией которых он связан. Во-вторых, избежание исполнения налоговых обязанностей (несанкционированное освобождение от уплаты налогов) участниками международной экономической деятельности вследствие использования ими несогласованности (противоречий) законодательств различных государств. В-третьих, использование государствами налоговых факторов для воздействия на конкурентную экономическую среду и для привлечения ресурсов других стран (недобросовестная налоговая конкуренция).

Конкуренция и  взаимодействие между различными национальными  налоговыми юрисдикциями может:

а) носить характер конфликта и противостояния;

б) облекаться в  согласованные в той или иной степени формы.

Закономерно, что  на практике чаще обнаруживается сочетание  данных направлений. Это, в частности  объясняется тем, что спектр налоговых  проблем слишком широк, а процесс  поиска и оформления их взаимоприемлемых решений значительно уступает в динамике развитию международных экономических отношений.

К настоящему времени  накоплен значительный массив позитивного  правового материала и сложились  его источники, аккумулирующие нормы  внутригосударственного и международного права, которые составляют правовую основу международного налогообложения. В этой связи, видимо, можно говорить о международном налоговом праве как специфической и относительно обособленной системе правовых норм, регулирующих взаимодействие налоговых юрисдикций (государств в налоговой сфере) и налоговые отношения, которые возникают в связи с осуществлением международной экономической деятельности или, другими словами, налоговые отношения с участием иностранного элемента. Данная система стала складываться относительно недавно, однако она, как представляется, сформировалась в своих основных элементах, позволяющих рассматривать ее в качестве правового института.

Учитывая возрастающую значимость проблемы совершенствования  налогообложения международных  экономических операций, международное налоговое право вполне закономерно становится важным объектом теоретических исследований, а также все активнее находит себя в качестве предмета научно-педагогической деятельности. Вместе с тем, в исследованиях международных аспектов налогообложения не только отсутствует единое понимание международного налогового права и предлагаются различные определения и толкования данного понятия, но и сама возможность признания наличия данного явления вызывает дискуссию и нередко признается спорной.

Международное налоговое право пока не имеет  ни нормативного определения, ни однозначной  дефиниции в доктрине. Для раскрытия  содержания данной категории возможно использовать различные подходы, показывающие ее особенности в зависимости  от избранной точки зрения35.

Во-первых, содержание международного налогового права как  нормативной системы можно попытаться раскрыть, ставя во главу угла определение  «международное», понимаемое в широком  значении, как «общемировое». С такой  точки зрения международное налоговое право предстает в идеальном виде в качестве совокупности норм, составляющих правовую основу функционирования мировой налоговой системы, не имеющей специфических «национальных» особенностей. В действительности пока такой системы нет, а налогообложение в различных странах, несмотря на значительный прогресс в развитии международно-правового сотрудничества в налоговой сфере, остается, в принципе, государственной прерогативой. Поэтому в предложенном понимании рассматриваемая категория пока еще слишком умозрительна и гипотетична.

Во-вторых, учитывая национальные особенности налогообложения, международное налоговое право  можно определить, в противоположность  первому подходу, как совокупность положений национальных налоговых  законодательств всех стран мира. В таком понимании, видимо, более точным будет применение термина «налоговое право стран мира». Данная позиция, безусловно, имеет, в отличие от первой точки зрения, реальную практическую основу. Симптоматично, что эта позиция не осталось незамеченной и в доктринальных исследованиях36. Вместе с тем, в рассматриваемом значении категория «международное налоговое право» представляется сугубо научной и чрезмерно обширной и, скорее, более пригодна для проведения общих сравнительно-правовых исследований. Задачи юридического исследования международных аспектов налогообложения в рамках правового регулирования отдельных государств, в контексте «привязки» к конкретным национальным налоговым юрисдикциям по необходимости требуют более узкого, концентрированного определения содержания и предмета международного налогового права.

Поэтому, и это  – в-третьих, возможен уточненный вариант  последнего определения: международное  налоговое право – совокупность положений национального (внутреннего) налогового законодательства отдельной  страны, регулирующих отношения с иностранным элементом. Такое понимание международного налогового права как самостоятельного и достаточно специфического явления используется, как и предыдущее, в доктринальных исследованиях37. В рассматриваемом значении для выделения этого явления также применяют, ориентируясь на терминологию международного частного права, понятие «международная часть национального налогового права»38.

Предметом международного налогового права в данном понимании  будут выступать отношения, которые  регулируются нормами национального законодательства и которые «отягощены» иностранным элементом, т.е. возникают между государством (в лице его уполномоченных органов) и физическими и юридическими лицами в связи с осуществлением ими международной экономической деятельности и возникновением у них вследствие этого налоговых обязательств перед данным государством. Рассматриваемые отношения основаны на власти и подчинении и существуют между неравными субъектами. Основным методом правового регулирования таких отношений является императивный метод.

В доктрине международного налогового права зарубежных стран  также используется представленный подход определения его предмета, согласно которому последний охватывает налоговые отношения, осложненные  иностранным элементом39. Например, французские авторы Ж. Тиксье и Г. Жест отметили: «Вспоминается знаменитое определение международного частного права, данное Этьеном Бартеном: «Это проекция внутреннего права на международную сферу». В нашем случае речь идет о вопросах налогового права, которые включают в себя иностранный элемент».

В международном  налоговом праве в рассматриваемом  значении собственно международно-правовые нормы в изначальной своей  форме отходят на второй план и  выступают в правовом механизме  налогообложения международной экономической деятельности после имплементации как часть национального законодательства. Представляется, что такой подход дает несколько искаженную картину источников и элементов данного механизма регулирования. Впрочем, как и обратный, ориентированный исключительно на международно-правовой компонент.

Таким образом, в-четвертых, международное налоговое  право, принимая во внимание значительный массив международных соглашений и  документов, являющихся результатом сотрудничества государств по налоговым вопросам, можно рассматривать и исключительно как совокупность принципов и норм международного публичного права. Предметом международного налогового права в рассматриваемом значении будут отношения, возникающие между государствами в налоговой сфере. Субъектами таких отношений являются государства (в определенных случаях – международные организации). Указанные отношения формализуются в заключенных государствами международных договорах, устанавливающих порядок их взаимодействия по решению налоговых проблем (распределение прав налоговых юрисдикций на взимание налогов с определенных доходов, правила их налогообложения, устранение двойного налогообложения, административно-правовое сотрудничество национальных налоговых служб по оказанию правовой помощи при осуществлении налогового контроля и взимании налогов1), а также в рекомендациях и иных документах по представляющим общий интерес аспектам налогообложения, которые разрабатываются созданными государствами международными организациями, их специальными органами и иными институтами.

И, наконец, в-пятых, при определении содержания категории  «международное налоговое право» представляется и теоретически, и практически  для комплексного охвата явления  при рассмотрении налоговоправового  регулирования конкретной страны ни противопоставлять, ни изолировать национальное право, регулирующее отношения с иностранным элементом, и международное публичное право, устанавливающего порядок взаимодействия государств по вопросам налогообложения в налоговой сфере.

 

 

Глава 2. Юридическая характеристика международных налоговых отношений как предмет международного налогового права

§ 1. Международные  налоговые отношения об избежании  двойного налогообложения и освобождения от международного налогообложения

Двойным налогообложением принято называть ситуации, когда в отношении одного и того же объекта налогообложения более одного раза возникает обязанность по уплате одного и того же налога. Формально более точно было бы использовать определение «неоднократное», или «многократное», налогообложение. Широкое использование понятия «двойное налогообложение» как родового применительно к ситуациям обложения одного и того же объекта одним и тем же налогом более одного раза справедливо в контексте взаимоотношений двух стран и представляется условным в более общем масштабе40.

Многократное налогообложение  может возникнуть как в пределах одного государства (например, налогообложение одного и того же объекта на местном и общегосударственном уровнях), так в международных отношениях. В пределах своей юрисдикции государство, как правило, старается устранить такие ситуации. Более сложным является случай, когда один и тот же объект налогообложения признается в качестве такового в двух юрисдикциях (государствах).

Международное налогообложение  как юридическая проблема возникает вследствие взаимодействия (согласованного либо конфликтного) двух и более национальных налоговых систем по поводу уплаты налогов, имеющих одинаковые (схожие) элементы и одновременно относящиеся к юрисдикции данных систем. Безусловно, в связи с этим закономерно возникает вопрос о возможности устранения многократного налогообложения и построения справедливого международного налогообложения. Это, в свою очередь, заставляет обратиться к проблеме резидентства и источника дохода. Обращение к этой проблеме обусловлено отказом от концепции тотального привлечения государством всех находящихся на его фискальной территории лиц к исполнению налоговой обязанности в отношении полученных такими лицами доходов, имеющегося у них имущества и т. д.

Согласно теории экономической связи субъекта (налогообязанного лица) с фискальной территорией такая экономическая связь лица и государства признается существующей, если данному лицу предоставляются некие блага (товары, услуги, доходы) от этого государства (публичного сектора экономики), оно получает определенную выгоду на его территории, реализуя, потребляя полученные блага, право на них и т.д. Вследствие наличия такой связи это государство правомерно может претендовать на получение с указанного лица определенных сумм в качестве налогов, а у данного лица возникает соответствующая обязанность по их уплате. В настоящее время наиболее важными критериями для установления экономической привязанности лица к фискальной территории и, следовательно, определения налоговой обязанности лица, осуществляющего международную экономическую деятельность (главным образом в отношении доходов), являются место нахождения (резидентство) и источник получения дохода (территориальность дохода).

Информация о работе Юридическая характеристика международных налоговых отношений как предмет международного налогового права