Коллизионные вопросы наследственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности коллизионных вопросов и правового регулирования наследственного права, как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах, также охрана наследственного имущества.
Актуальность изучения коллизионных вопросов, связанных именно с наследованием по закону, объясняется тем, что большинство людей не только в России, но и в других странах не оставляют завещания, и поэтому чаще приходится обращаться к насл

Содержание

Введение
1 Наследственное право Российской Федерации и зарубежных стран
1.1 Понятие и сущность наследственного права
1.2 Регулирование наследственных правоотношений
1.3 Наследование по завещанию
1.4 Наследование по закону
2 Международно-правовое регулирование наследования
2.1 Наследственный статут (lex successionis)
2.2 Коллизионно-правовое регулирование в странах СНГ
2.3 Минская Конвенция, как инструмент правовой
регламентации отношений по наследованию
2.4 Правоотношения наследования иностранца в России.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая МЧП.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Завещание по своему содержанию есть акт распоряжения имущественного характера, хотя допускается включение в завещание распоряжений, не связанных с распределением имущества завещателя между наследниками, в частности: назначение опекуна несовершеннолетнему, назначение исполнителя завещания или личного представителя, о процедуре погребения завещателя. Имущественные распоряжения наследодателя заключаются в указании лиц, которым предназначается наследственное имущество, и в определении доли наследников в завещательном имуществе.

По законам одних государств нельзя в завещании ограничить права какой-либо категории наследников. В других же странах в завещании может быть установлен ряд условий наследникам для получения наследства.

Наследниками по завещанию могут быть и лица, приобретающие наследственное имущество в порядке универсального правопреемства и частичные правопреемники, к которым переходят лишь часть или отдельные имущественные права. В России завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства всех наследников по закону, не указывая причин.

 

1.4 Наследование по закону.

При наследовании по закону в самом законе конкретно предусматривается, кто является наследником и в какой очередности наследники призываются к получению наследственного имущества. Данный способ применятся в тех случаях, когда наследодатель не оставил завещания (или не заключил наследственный договор), либо завещание (или договор) признано недействительным, либо завещание (или договор) не охватывает всего наследственного имущества. Как правило, во всех системах наследственного права наследниками по закону являются кровные родственники наследодателя и переживший его супруг. Призвание к наследству происходит согласно степени родства в соответствии с установленным законом очередности (степеней, класса, группы) наследников по закону.

Так, наследниками первой очереди в России являются дети, переживший супруг (законный) и родители умершего (ст. 1142; 1147 ГК РФ). К категории наследников второй очереди относятся полнородные и неполнородные братья и сестры умершего, бабушки и дедушки. Наследниками третьей очереди являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети) (ст. 1144 ГК РФ). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления. Сначала призываются к наследованию наследники первой очереди. Если таких нет, то призываются наследники второй очереди. Если нет наследников первой, второй, третьей очереди, право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой, пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей (ст. 1145 ГК РФ). К числу наследников по закону относятся также нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти (ст. 1148 ГК РФ). Эти наследники наследуют наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.

В других странах круг наследников может быть более широким (например, наследником признается племянник умершего) или более узким, может не быть деления наследников на очереди и т.д.

Например, во Франции призываются к наследованию по закону группы кровных родственников по разрядам (восходящим и нисходящим линиям родства). К первому разряду относятся: дети и его потомки; ко второму – родители наследодателя, его братья и сестры и их дети; к третьему – братья и сестры родителей; к четвертому – боковые родственники наследодателя до шестой степени родства. При наличии наследников первого разряда переживший супруг получает по своему выбору либо право на пожизненного пользования на все наличное имущество наследодателя, либо право собственности на одну четверть наследства; при наличии наследников второго разряда – половину наследства, другая половина делится между родителями наследодателя.

Наследование по закону в Англии предусматривает привилегированное положение пережившего супруга и определяет правила наследования в зависимости от величины наследства не только в идеальных долях, но и в твердых размерах. Например, если стоимость наследства не превышает 125 000 английских фунтов, то она целиком переходит пережившему супругу. Если все же больше этой суммы, то при наличии детей получает 125 000 английских фунтов стерлингов, а также право на пожизненный доход от половины оставшегося наследства, а вторая половина делится между детьми наследодателя в равных долях.

Если к моменту наследования по закону второго супруга нет в живых, к наследованию призываются родственники наследодателя, объединенные в семь классов: дети наследодателя и их нисходящие по праву представления; родители наследодателя; полнородные братья и сестры и их нисходящие по праву представления; неполнородные  братья и сестры и их нисходящие по праву представления; бабушки и дедушки наследодателя; полнородные братья и сестры родителей наследодателя; неполнородные братья и сестры родителей наследодателя. При этом ни один из наследников последующего класса не наследует, если на момент открытия наследства в живых находится хотя бы один из наследников предшествующего класса. Особенность наследования заключается в том, что все совершеннолетние нисходящие родичи наследодателя и его родители получают имущество в собственность, а все остальные наследники по закону – на праве доверительной собственности.

Аналогичное происходит по закону и в США. Законодательством штатов пережившему супругу предоставлено право на получение определенной фиксированной суммы, размер которой может варьироваться от 15 000 до 200 000 долл. США. Переживший супруг может получить в порядке наследования в собственность от 3/4 до 1/3 оставшейся части наследства либо право собственности на часть движимого  и право пожизненного владения и пользования частью недвижимого имущества. При отсутствии пережившего супруга наследство подлежит разделу между нисходящими наследодателя в равных долях, а при отсутствии таких наследников переходят родителям.

 

2        Международно-правовое регулирование наследования.

2.1 Наследственный статут (lex successionis).

Задача суда или иного компетентного органа в данном случае состоит в том, чтобы определить, какой национальный правопорядок (правопорядки) будет регулировать существо наследственного отношения международного характера, т.е. выступать в качестве его статута (lege causae). Прежде чем перейти к анализу правовых норм, регламентирующих отыскание статута наследования в современном отечественном праве, дадим определение соответствующего понятия: наследственный статут (lex successionis) представляет собой определенный с помощью норм международного частного права правопорядок, к которому наследственные отношения, юридически связанные с несколькими национальными правовыми системами, тяготеют по своей природе и который регулирует их по существу. В сферу действия правопорядка, выступающего в качестве статута наследования, входит разнообразный круг отношений, определяемый каждым законодателем самостоятельно, однако принципиальным при этом является момент перехода имущества умершего к другим лицам.

В мировой практике выработано несколько основных коллизионных принципов определения наследственного статута, что позволяет соответствующим образом классифицировать системы коллизионно-правового регулирования отношений по наследованию. Это прежде всего системы, разделяющие наследственное имущество на две части - движимое и недвижимое и подчиняющие первую из них закону гражданства или домицилия наследодателя на момент его смерти, а вторую - закону места нахождения имущества. К странам, использующим указанный подход, относятся Англия, Армения (§ 10 ГК 1998 г.), Белоруссия (§ 8 ГК 1998 г.), Бельгия (ст. 78 Закона о международном частном праве 2004 г.), Болгария (ч. 1, 2 ст. 89 Кодекса международного частного права 2005 г.), Казахстан (§ 8 ГК 1999 г.), Квебек (ст. 3098 ГК 1991 г.), Киргизия (§ 7 ГК 1998 г.), Китай (ст. 149 Общих положений гражданского права 1986 г.), Мадагаскар (ст. 31 Ордонанса относительно общих положений внутреннего права и международного частного права 1962 г.), Российская Федерация (ст. 1224 ГК), Румыния (ст. 66 Закона применительно к регулированию отношений в сфере международного частного права 1992 г.), США, Таиланд (§ 37 - 38 Закона о конфликте законов 1938 г.), Узбекистан (§ 7 ГК 1996 г.), Украина (ст. 70 - 71 Закона о международном частном праве 2005 г.), Франция (ст. 3 ФГК), Чили (ст. 16, 955 ГК 1855 г.).

Вторая группа правовых систем исходит из начала единства наследственной массы и подчиняет наследственные отношения закону гражданства или местожительства наследодателя на момент смерти. Этого принципа придерживаются Австрия (§ 28 Федерального закона о международном частном праве 1978 г.), Алжир (ст. 16 ГК), Бразилия (ст. 10 Вводного закона к Гражданскому кодексу 1942 г.), Буркина-Фасо (ст. 1043 Кодекса о лицах и семье 1989 г.), Венгрия (§ 36 Указа о международном частном праве 1979 г.), Венесуэла (ст. 34 Закона о международном частном праве 1998 г.), Германия (ст. 25 Вводного закона к Германскому гражданскому уложению 1986 г.), Греция (ст. 28 ГК 1940 г.), Грузия (ст. 55 Закона о международном частном праве 1998 г.), Египет (ст. 17 ГК 1948 г.), Италия (ст. 46 Закона "Реформа итальянской системы международного частного права" 1995 г.), Куба (ст. 15 ГК 1987 г.), Литва (ст. 621 ГК 1964 г.), Лихтенштейн (ст. 29 Закона о международном частном праве 1996 г.), Макао (ст. 59 ГК 1999 г.), Монголия (ст. 436 ГК 1994 г.), ОАЭ (ст. 17 Закона о гражданских сделках 1985 г.), Перу (ст. 2100 ГК 1984 г.), Польша (ст. 34 Закона о международном частном праве 1965 г.), Португалия (ст. 62 ГК 1966 г.), Чехия (§ 17 Закона о международном частном праве и процессе 1963 г.), Эстония (§ 24 Закона о международном частном праве 2002 г.), Южная Корея (ст. 26 Закона о коллизиях законов 1962 г.), Япония (ст. 26 Закона о применении законов 1898 г.), государства - участники Конвенции, содержащей Кодекс Бустаманте (ст. 144 Кодекса).

Как уже указывалось выше, исходным принципом рассматриваемой системы является разделение наследственного имущества на две части: движимое и недвижимое. Для каждой из этих частей используется своя, самостоятельная коллизионная привязка: гражданство или место жительства наследодателя для движимостей и место нахождения имущества - для недвижимостей. Таким образом, каждый из компонентов наследства подчиняется: в одном случае наследственные отношения по поводу движимостей, в другом - того же рода отношения, но касающиеся недвижимых вещей. На практике они могут совпадать (если недвижимость расположена на территории государства, гражданином или домицилированным лицом которого является наследодатель на момент своей смерти), но могут и различаться (если в составе наследства имеется недвижимость, расположенная в государстве ином, нежели таковое гражданства или домицилия наследодателя на момент смерти последнего).

 

2.2 Коллизионно-правовое регулирование наследственных отношений в странах СНГ.

В современной российской литературе отсутствует последовательная классификация коллизионных норм с множественностью привязок. Следует различать множественность в широком и узком смысле слова. Множественность в широком смысле слова (сложные коллизионные нормы с дифференцированным объемом) охватывает несколько различных коллизионных норм, регулирующих тесно связанные аспекты одного правоотношения. Множественность в узком смысле слова применяется для характеристики одной коллизионной нормы с несколькими коллизионными привязками. Кроме того, в современном коллизионном праве встречаются ситуации наложения коллизионных привязок, когда несколько правовых систем регулируют одно и то же правоотношение одновременно.

Рассмотрим коллизионное регулирование указанных вопросов в области наследования по закону на примере некоторых государств - участников СНГ.

В Гражданских кодексах Армении (п. 1 ст. 1292), Белоруссии (ст. 1133), Казахстана (ст. 1122), Киргизии (ст. 1206), Узбекистана (ст. 1197) основным коллизионным принципом, определяющим право, регулирующее наследственные отношения, является применение "права страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства" (в ГК Армении - "последнее место жительства").

Согласно Закону о международном частном праве Азербайджана 2000 г. отношения по наследованию определяются правом страны, где наследодатель постоянно проживал в последнее время, за исключением случаев, когда он в своем завещании выбирает право страны, гражданином которой он является. В отношениях по наследованию, связанных с лицами без гражданства, применяется право страны, где они постоянно проживают в последнее время, а в случае невозможности это установить, применяется право Азербайджана (ст. 29).

Согласно грузинскому Закону "О международном частном праве" коллизионные вопросы наследования решены исходя из применения права страны, к которой принадлежал наследодатель в момент смерти. В отношении лица без гражданства применяется право страны, где лицо имело последнее обычное местонахождение. При отсутствии такового применяется право Грузии (ст. 55).

Россия и Украина представляют собой классические примеры отношения государств к национальному законодательству как к источнику коллизионного права. Если в России коллизионные нормы рассредоточены по отдельным законам и имеют ярко выраженную отраслевую направленность, то Украина пошла по пути создания единого кодифицирующего акта, содержащего весь массив коллизионных норм независимо от их отраслевой характеристики. Это можно определить как основное, кардинальное различие в подходах двух государств к формированию национального коллизионного права.

Существенно отличается украинское коллизионное право от российского в вопросе о выборе подлежащего применению права. Если российское законодательство говорит об автономии воли применительно лишь к договорным отношениям, то ст. 5 Закона Украины "О международном частном праве" (далее - Закон Украины) "Автономия воли" помещена в раздел I "Общие положения". Практически это означает более широкую сферу применения закона автономии воли в украинском коллизионном праве, примером чего может служить ст. 70 Закона Украины: "...наследственные отношения регулируются правом государства, в котором наследодатель имел последнее место жительства, если наследодатель не избрал в завещании право государства, гражданином которого он был"1.

 

2.3. Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, как инструмент правовой регламентации отношений по наследованию.

 

--------------------------------

<1> См.: Закон Украины от 23 июня 2005 г. "О международном частном праве", вступивший в силу 1 сентября 2005 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. 2005. N 32. Ст. 422. Текст Закона на русском языке опубликован в: Журнал международного частного права. 2006. N 1. С. 43 - 67.

 

 

Законы различных государств, касающихся перехода имущественных прав от умершего к его правопреемникам, во многом не совпадают, что, в свою очередь, приводит к возникновению коллизионной нормы. Как было сказано ранее, наиболее распространенная причина коллизии коренится в наличии различных подходов к применению права при наследовании двух видов имущества.

Существенной новеллой в сфере отечественного коллизионно-правового регулирования наследственных отношений является специальная норма, содержащаяся в абзаце втором п. 1 ст. 1224 ГК, посвященная наследованию недвижимого имущества, в том числе того, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации. В первом случае компетентным правопорядком будет правопорядок страны, в которой имущество находится, во втором - российское право. Появление данной нормы в нашем законодательстве позволяет говорить об изменении концепции коллизионно-правового регулирования в отечественном праве, ибо налицо дифференциация регулирования в зависимости от вида (категории) вещей - движимых и недвижимых (равно как и приравненных к последним).

Информация о работе Коллизионные вопросы наследственного права