Компетенция, полномочия и функции международной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Понятие, классификация международных организаций и порядок их создания

Работа содержит 1 файл

контр. международное право.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кубанский социально-экономический институт 
 
 
 
 

Специальность: Юриспруденция

Предмет: Международное право

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

              Студентки 3- го курса

              Юридического факультета

              Згурской Анны Александровны

              Преподаватель Стронский Д.Д.

 

Краснодар 2010 

     Вариант 3

     Компетенция, полномочия и функции  международной организации 

     Понятие, классификация международных  организаций и  порядок их создания.

     Международная межправительственная организация – это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

     Любая международная организация обладает следующими шестью признаками.

     1. Создание в соответствии с международным правом.

     Если  международная организация создана  неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный  акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок.

     Международный договор или любое из его постановлений недействительны, если их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

     2. Учреждение на основе международного  договора. Как правило, международные  организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации.

     Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский Союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

     Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

     3. Осуществление сотрудничества в  конкретных областях деятельности.

     Международные организации создаются для координации  усилий государств в той или иной области.

     Международные организации призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская  организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ).

     Международные организации становятся посредниками между государствами – членами.

     4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества, Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы.

     Административный  аппарат возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный директор). Все  организации имеют постоянные или  временные исполнительные органы с  различным правовым статусом и компетенцией.

     5. Наличие прав и обязанностей  организации. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С») Устава МАГАТЭ запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

     6. Самостоятельные международные  права и обязанности организации. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю.

     Неправительственные организации (non-governmental organizations – NGO) –  это учреждаемые физическими  или юридическими лицами из разных государств объединения для осуществления  международной деятельности некоммерческого  характера в целях достижения определенных общих для объединения целей и интересов. Международные неправительственные (иначе: негосударственные) организации, обычно по месту их нахождения, имеют статус юридического лица, но не обладают международной правосубъектностью.

     В доктрине можно встретить и мнение, что неправительственные организации, поскольку они, например, могут участвовать с консультативным статусом в заседаниях органов межправительственных организаций (в том числе ООН), делать при этом свои представления и т.п., – могут, не будучи субъектами международного права, рассматриваться как обладающие ограниченной международной правосубъектностью. С таким подходом нельзя согласиться. Отечественная доктрина (С. И. Братусь, Г. М. Вельяминов, А. В. Венедиктов, Г. И. Тункин) в основном исходит из того, что термин «правосубъектность» не является понятием, отдельным от понятия «субъект права», правосубъектность есть способность, возможность быть субъектом права.

     Наглядной аналогией во внутринациональном праве  может служить правосубъектность гражданина. Практически в любой стране иностранцам предоставляются некоторые права, сопряженные и с определенными обязанностями. Но это есть особая правосубъектность именно иностранца, а не гражданственная правосубъектность, то есть не способность быть субъектом права – гражданином данного государства. Субъект права не только правосубъектен, но и обладатель конкретных, субъективных прав и обязанностей. Если же встать на точку зрения наделения правосубъектностью также не субъектов права, возникает вопрос: в чем же вообще тогда смысл института субъекта права?

     Взвешенной  представляется точка зрения профессора Колумбийского университета США  О. Шахтера, считающего что международное  право едва ли признает неправительственные  организации, «их юридический статус и права продолжают регулироваться национальным правом, то есть государственной властью. Только при редких и специальных обстоятельствах им предоставляются привилегии и иммунитеты подобно публичным органам», это – так называемый «консультативный статус» (ст. 71 Устава ООН).

     Неправительственные организации по своей предметной функциональности могут быть объединениями  профессионального, спортивного, клерикального, профсоюзного и т.д. характера, но также  и по отдельным отраслям экономики, и тогда они рассматриваются в качестве международных экономических неправительственных организаций. Таковые поддерживают отношения и с субъектами международного права.

     В частности, в функции ЭКОСОС специально входит поддержание координационных  связей с неправительственными организациями экономического и социального направлений. Они могут выполнять исследовательские и тому подобные работы в целях оказания воздействия, лоббирования определенных международных и внутригосударственных мероприятий. Наиболее внушительным примером неправительственной организации, имеющей важнейшее значение для процесса международного нормотворчества в сфере международных экономических отношений, может служить Международная торговая палата. 
 
 
 

     Компетенция, полномочия и функции  международной организации 

     Международная организация, создаваемая государствами  для выполнения конкретных целей  и задач, наделяется ими зафиксированной  в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства  юристов, компетенция международной  организации это объект или сфера ее предметной деятельности.

     Однако  недостаточно характеризовать понятие  компетенции международной организации  только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более  полного определения этого понятия  необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач. Следовательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого

полномочия.

    Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента: а) правоспособность, способность иметь права и обязанности; б) дееспособность, способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои действия.

    Одним из главных атрибутов правосубъектности  международных организаций является наличие у них собственной  воли. Источником воли международной  организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.

    Наиболее  важными чертами правосубъектности  международных организаций являются следующие качества.

    1. Признание качества международной  личности со стороны субъектов  международного права. Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом учредительным актам все межправительственные организации являются юридическими лицами.

    Государства-члены  наделяют их правом и дееспособностью  в таком объеме, в каком это  необходимо для выполнения их функций.

    2. Наличие обособленных прав и  обязанностей. Этот критерий правосубъектности  межправительственных организаций  означает, что организации обладают  такими правами и обязанностями  которые отличны от прав и  обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности организации: а) способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний.

    3. Право на свободное выполнение  своих функций. Каждая межправительственная  организация имеет свой учредительный  акт (в форме конвенций, уставов  или резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право организации. Чаще всего при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные правоотношения с государствами– нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

    4. Право на заключение договоров.  Договорную правоспособность международных  организаций можно отнести к  числу главных критериев международной  правосубъектности, так как одну из характерных черт субъекта международного права составляет его способность к выработке норм международного права.

Информация о работе Компетенция, полномочия и функции международной организации