Конституционное право - как отрасль российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление
и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

Содержание

Введение. 3стр.
1.Понятие, предмет и метод Конституционного права Российской
Федерации. Место конституционного права в системе российского
права. 4стр.
2. Система конституционного права России. 13стр.
2.1. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и
объекты. 18стр.
2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и
особенности. 23стр.
3.Источники конституционного права. 28 стр.
3.1.Обзор основных источников конституционного права. 28 стр.
3.2. Конституция Российской Федерации - основный источник
конституционного права. 31 стр.
3.3. Федеральные конституционные законы как источник
конституционного права. 33 стр.
3.4.Федеральный договор как источник конституционного права34 стр.
3.5. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
как источники конституционного права. 36 стр.
Заключение. 37 стр.
Список используемой литературы. 38 стр.

Работа содержит 1 файл

кУрСОВАя по кпр.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

          в свою очередь другие объединения, составляющие вторичные структуры.

          Надо сказать, что сложность  системы конституционного права 

          является показателем высокой  степени его совершенства, его регулирующих

          возможностей и социальной ценности.

          Система конституционного права  предопределяется объективными  факторами, в качестве которых  выступают реальные связи, существующие  в 

          сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений.

          На систему конституционного  права определяющее влияние оказывают 

          также особенности экономического, социально-политического и духовного 

          развития страны. Свойственный российскому  обществу тип экономических

          отношений, политический режим,  а также характер самого права,  зависящий от степени реализации  в стране принципов правового государства, проявляются и в системе конституционного права. Однако определяющее влияние все эти факторы оказывают не непосредственно, а через конституцию как основной источник конституционного права.

          В юридической литературе высказаны  различные взгляды на соотношение 

          системы конституционного (государственного) права и системы конституции.  Так, С.С.Кравчук полагал, что основой системы государственного права является система конституции, поскольку Конституция является основным источником государственного права, и государственно-правовые нормы, содержащиеся в ней, научно сгруппированы и даны в строгой последовательности4.

    Иной  позиции придерживался А.И. Лепешкин, полагая, что было бы

    неправильно полностью отождествлять систему  государственного права с 

    конституции, поскольку они не совпадают и не могут падать ввиду различного назначения этих правовых институтов.  
     

Он обосновывал  свою позицию еще и тем, что  не все нормы конституции по своему содержанию могут быть нормами государственного права, а множество других норм, незакрепленных в конституции, по своему содержанию относятся к государственному праву.

    Оценивая эти точки зрения, следует сказать, что полностью

      отождествлять систему конституционного права с системой конституции        было бы, конечно, неправильно по следующим причинам. Во-первых, система

      конституционного права охватывает  все конституционно-правовые нормы, тогда как система конституции — только часть из них. Поэтому система конституции не может, да и не должна обязательно включать все элементы системы конституционного права. Известно, Например, что одним из элементов системы конституционного права обычно принято считать избирательное право. Однако в системе действующей Конституции РФ оно отсутствует.

      Во-вторых, известно, что система  конституционного права, как и 

      система конституции, создана  посредством группировки правовых норм на

      основе единства их содержания  и специфики регулируемых общественных 

      отношений.

      Однако, как указывает Е.И. Козлова,  для системы конституционного 

      права характерен более высокий,  чем для системы конституции, 

      уровень обобществления правовых норм по их предметному содержанию.

      Наконец, как известно, система  конституционного права может  складываться 

      и развиваться в условиях, когда  писаная конституция отсутствует  (например, в Великобритании).

      Вместе с тем несомненно и другое. Система конституционного права, как

      и система конституции, выявляется  и формируется путем 

      теоретических исследований, следовательно,  при их создании на строго 

      научной основе и с учетом  объективных связей, существующих в сфере

      регулируемых конституционно-правовыми  нормами общественных отношений, 

      главенствующую роль играет субъективный  фактор. Однако если система 

      конституционного права является  субъективной категорией постоянно,  то 

      система конституции, утвержденной в установленном порядке, приобретает

      нормативный характер на время  ее действия.

      Это, разумеется, не означает, что  конституция устанавливает систему  конституционного права, как полагают  некоторые исследователи. 

      Однако она оказывает определяющее  влияние на структуру системы 

      конституционного права, является  основой этой системы. В этом  нетрудно 

      убедиться, сравнив предлагаемые  в литературе варианты системы 

      конституционного (государственного) права с системой действующих в нашей стране в разное время конституций.

      Система конституционного права,  как и система конституции,  не 

      остаются неизменными. Они развиваются,  поскольку должны обеспечивать 

      необходимый уровень правового воздействия на общественные отношения в

  соответствии с потребностями социальной реальности. При этом система

  конституционного права является более подвижной, более подверженной

  изменениям с учетом этих потребностей.

     Наиболее существенные изменения система конституционного права

    претерпевает в условиях, когда вносятся существенные, подчас коренные

   изменения в систему конституции. Например, после принятия в 1993 г.

      Конституции РФ, которая определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела новые правовые институты, существенные изменения претерпела и система конституционного права России.

          Соотношение системы конституционного  права с системой конституции 

          является частью более общей  проблемы — соотношения системы темы права и системы законодательства.

          Анализ системы конституционного  права требует выявления не  только 

          ее главных составных частей, но и места каждой из них в данной

          системе основанного на их  соотношении, с учетом того, что  нормы одного 

          института создают предпосылки  для действия норм другого,  определяя их 

          направленность и содержание.

          В этом смысле первое место в системе конституционного права занимают

          нормы института, закрепляющего  основы конституционного строя,  поскольку они содержат начала  правового регулирования, которое  осуществляется  нормами других  институтов конституционного права. Входящие в этот институт нормы регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества (суверенитет государства, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации).

          Наряду с основами функционирования  политической системы общества 

          нормы конституционного права,  содержащиеся в рассматриваемом 

          институте, закрепляют основы  экономической системы посредством 

          установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности,

          гарантий защиты прав собственников,  способов хозяйственной деятельности,

          охраны труда, провозглашения  системы обеспечения социальных  потребностей членов общества  в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.д. Следующее место занимает институт гражданства, объединяющий правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с гражданством. Обладание гражданством является предпосылкой распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством как внутри страны, так и за ее пределами. Нормами конституционного права, входящими в институт гражданства, регулируются основания, по которым то или иное лицо признается гражданином России, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов, компетенция государственных органов, уполномоченных решать вопросы гражданства. За институтом гражданства следует институт, определяющий основы  правового статуса человека и гражданина. Его место обусловлено им, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.  
     

         Нормы конституционного права, входящие в этот институт, определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

          Именно эти отношения являются базовыми, определяют положение

          человека во всех его общественно  значимых связях.

          Важное место в системе конституционного  права принадлежит 

          институту федеративного устройства  государства. Его нормы устанавливают 

          существующие в России субъекты Федерации, в соответствии с которыми

          строится система органов государства.  Именно поэтому институт федеративного устройства предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти.

          Названный институт составляют нормы, регулирующие широкую юру

          общественных отношений, складывающихся  между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих отношений  — важное условие обеспечение  целостности и единства государства.

          Институту, закрепляющему систему органов государственной

          власти, предшествует и институт  избирательного права, который 

          регулирует общественные отношения,  складывающиеся при выборах Президента  РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, при выборах в исполнительные орты власти и органы местного самоуправления, а также при реализации принципов проведения выборов, при  регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, образовании избирательных округов и избирательных участков, при образовании и деятельности избирательных комиссий, при выдвижении, регистрации кандидатов, при реализации их статуса, при проведении предвыборной агитации, при голосовании, подсчете голосов избирателей, установлении результатов выборов и их опубликовании; отношения, связанные с финансированием выборов и с ответственностью за нарушение избирательных прав граждан.

        Завершают систему конституционного права институт, нормы которого закрепляют систему государственной власти, а также институт местного самоуправления.

Информация о работе Конституционное право - как отрасль российского права