Конституционное право - как отрасль российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление
и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

Содержание

Введение. 3стр.
1.Понятие, предмет и метод Конституционного права Российской
Федерации. Место конституционного права в системе российского
права. 4стр.
2. Система конституционного права России. 13стр.
2.1. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и
объекты. 18стр.
2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и
особенности. 23стр.
3.Источники конституционного права. 28 стр.
3.1.Обзор основных источников конституционного права. 28 стр.
3.2. Конституция Российской Федерации - основный источник
конституционного права. 31 стр.
3.3. Федеральные конституционные законы как источник
конституционного права. 33 стр.
3.4.Федеральный договор как источник конституционного права34 стр.
3.5. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
как источники конституционного права. 36 стр.
Заключение. 37 стр.
Список используемой литературы. 38 стр.

Работа содержит 1 файл

кУрСОВАя по кпр.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

          Конституционные нормы разграничивают  сферы полномочий и компетенцию

          между различными органами власти. Обладая правом на осуществление

          государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

          5.Должостные лица.

          Субъектами конституционного права  являются: Президент РФ,

          Председатели палат парламента - Федерального Собрания; Председатель

          Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др. Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и др.субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторые из подобных и иные конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные

         должностные лица.

          6.К субъектам конституционных  правоотношений со

          специальной правоспособностью относятся избиратели и

          депутаты (различных представительных органов).

          Избиратели участвуют в данных  правоотношениях посредством 

          выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет

      Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.).          

      Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной

      власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов,

      рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и  

      т.д.

          7.Политические партии, иные общественные  объединения. Политические партии  и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных кампаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

         8.Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

          Все физические лица участвуют  в конституционно-правовых 

          отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности. Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков.

          Иностранные граждане и лица  без гражданства могут быть, кроме  того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи

          с приобретением российского гражданства, получением политического убежища.

          Такова система субъектов конституционного  права России, которые, участвуя  в конституционно-правовых отношениях, реализуют свои права и

          свободы, исполняют обязанности, закрепленные в Конституции Российской

          Федерации.

          Необходимо отметить, что понятия  субъект конституционного права  и 

         субъект конституционно-правового отношения - близкие, взаимообусловленные, но нетождественные.

          Субъект конституционно-правового  отношения - это субъект

          конституционного права, вступивший в конкретное правоотношение, а субъект конституционного права - это возможный участник такого правоотношения.

          Конституционно-правовые нормы связывают  права и обязанности 

          субъектов конституционных правоотношений с объектами.

          В общей теории права под  объектом правоотношения понимается  то, на 

          что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.

          В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие

          объекты конституционно-правовых отношений:

          .1 Государственная территория.

          В Конституции Российской Федерации  имеется норма, согласно которой 

      границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены         

      с их взаимного согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают

      конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной

      территории России.

       
 

          . 2 Предметы материального мира (материальные ценности).

          Нормы конституционного права  устанавливают круг объектов  различных 

          форм собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право

          соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих

          норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

          . 3 Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

          Некоторые нормы Конституции  РФ содержат указания на данные  объекты: каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20);достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др.На основе ст.98 Конституции РФ и

          федерального закона " О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской

          Федерации", устанавливающих депутатскую неприкосновенность, могут

          возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата.

          . 4 Поведение и результаты поведения субъектов конституционных

          правоотношений.

          Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения)                  

          конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта.

          5 Подписание

          Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

          Конституционные отношения разнообразны по содержанию, структуре, связаны сложной иерархией и могут быть классифицированы на различные виды. В общей теории права т отраслевой юридической литературе предложено несколько таких оснований, которые характерны и для конституционного права. Ограничимся только их напоминанием. Это: регулятивные и охранительные, абсолютные и относительные, общие и конкретные. Исходя из критерия  времени, конституционно-правовые отношения подразделяются на постоянные, например, нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе;  периодически повторяющиеся, например. формирование Совета Федерации Федерального Собрания России, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Возможны временные конституционно-правовые отношения. Они прекращаются с достижением того результата, ради которого возможны, например, формирование окружных и участковых избирательных комиссий в период избирательной кампании и др. 
    В заключение вопроса отметим, что конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного властвования в обществе. Именно на уровне правового регулирования конституционно-правовые нормы воплощаются в общественную практику, происходит формирование целенаправленности общественных отношений.
     

         2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности.

   
Конституционно-правовые отношения, составляющие предмет конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых норм. 
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. 
Поскольку нормы конституционного права являются основной частью системы права, то им присущи черты, общие для всех юридических норм: они исходят от государства; являются общеобязательными правилами поведения, охраняемыми государством; закреплены в правовых актах государства. 
Однако, у норм конституционного права есть особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права. 
Прежде всего, они отличаются по своему непосредственному целевому назначению. 
Все юридические нормы имеют в качестве общей цели - регулирование общественных отношений, Но непосредственные цели регулирования неодинаковы у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права - закрепление основ конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса личности, федеративного устройства, механизма осуществления государственной власти и местного самоуправления.

  Существует общая группа конституционных норм, которые регулируют важнейшие общественные отношения путем закрепления конституционных принципов и целей, обеспечивающих и направляющих развитие всего правотворчества. Они не являются представительно-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правилами и обязанностями. 
Особенностью конституционных норм является своеобразие их структуры, часто проявляющиеся в отсутствии трехэлементной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции), свойственной большинству других норм права. Это обусловлено тем обстоятельством, что большинство конституционных норм регулируют общественные отношения путем указания наиболее общих установок, которые в юридической литературе называются исходящими (учредительными,  отправными) юридическими нормами. 
Исходящие юридические нормы законодательно закрепляют (учреждают) какое- либо положение материального или процессуального характера. Делается это путем словесного обозначения или указания на существенные признаки. 
Примером может быть ст.1 Конституции РФ: "Российская федерация - Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления"; ст.17 Конституции РФ:"Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" и др. 
В российском конституционном праве имеется значительное количество норм, состоящих из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Например, в ч.2 ст.36 
Конституции РФ они выражены в следующей форме: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно (диспозиция), если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (гипотеза); в ч.3ст.46 Конституции РФ:"Каждый в праве в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (диспозиция), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (гипотеза). 
Для большинства конституционных норм характерно отсутствие санкции. Однако, иногда санкции за нарушение ном конституционного права содержатся в какой- либо отдельной норме, или даже вообще в нормах не конституционного, а договорного или административного права. Например, ч.3 ст.41 Конституции 
РФ: "Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом". 
Для более глубокого раскрытия содержания конституционно-правовых норм, правильного их понимания и применения, проводится классификация, т.е. подразделение их на виды. 
Классификация норм конституционного права России может проводится по следующим основаниям: 
1.По содержанию ( по кругу регулируемых общественных отношений ). 
Нормы закрепляющие: 
1)основы конституционного строя Российской Федерации; 
2)основы правового статуса личности в Российской Федерации; 
3)федеративное устройство России; 
4)систему органов государственной власти и местного самоуправления. 
2.По характеру имеющихся в нормах предписаний(по способу воздействия на субъекты права). 
1)управомочивающие,пример:ч.1 ст.22 Конституции РФ:"Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность";ч.1 ст.36 Конституции РФ:"Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю;"и др. 
2)обязывающие,например:ст.57 Конституции РФ:"Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы";ст.58 Конституции РФ:"Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду..." и др. 
3)запрещающие,например:ч.4 ст.3 Конституции РФ:"Никто не может присваивать власть в Российской Федерации";ч.2 ст.30 Конституции РФ:"Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём" и др. 
3.По территории действия. 
1)действующие на территории всей Российской Федерации; например: нормы 
Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, в 
Указах Президента РФ и т.д. 
2)действующие на территории конкретных субъектов Российской Федерации, например: нормы Конституций республик, Уставов законов и т.д. 
3)действующие в пределах административно-территориальных единиц (в районе, городе, в районах города и т.д.), например: нормы устава о местном самоуправлении, в постановлении главы местной администрации и т.д. 
4.По юридической силе. 
Нормы, закреплённые в: 
1)Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законах; 
2)Указах Президента РФ, постановлениях Совета Федерации и Государственной 
Думы, постановлениях Правительства РФ, постановлениях Конституционного СудаРФ; 
3)Конституциях республик в составе Российской Федерации, Уставах краёв, областей, городов федерального значения, и т.д.; законах субъектов РФ и др. 
4)отдельных актах органов местного самоуправления. 
5.По степени определённости содержащихся в них предписаний. 
1)императивные, то есть такие, которые не допускают никаких отступлений от сформулированного в них правил. Например:ч.3 ст.49 Конституции 
РФ:"Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого";ч.1 ст.50 Конституции РФ:"Никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление " и др. 
2)диспозитивные, то есть такие, которые допускают возможность выбора соответствующего варианта поведения в зависимости от конкретных условий. 
Например, ст.33 Конституции РФ:"Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления" и др. 
В юридической литературе указываются и иные основания классификации конституционных норм. Например, по функциональной направленности: нормы регулятивные и охранительные; по характеру регулируемых общественных отношений: нормы материальные и процессуальные; по действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные.

  Нормы российского конституционного права  группируются по институтам. 
Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. 
Существуют и другие варианты определений рассматриваемой категории, например, конституционный институт - это обусловленная сущностью регулируемых общественных отношений, значительно обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных конституционных норм. 
Для конституционного института характерны два признака: 
- наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм; 
- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования. 
В конституционном праве выделяются три разновидности конституционных институтов: головные, сложные и одноэлементные(простые).

  > Головные конституционные институты. 
Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др.Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксироваться как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права(федеральных конституционных законах, федеральных законах и т.д.).Например, не все институты и нормы, объединённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. 
Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.

  > Сложные конституционные институты. 
Сложные конституционные институты могут входить в состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов(простые).К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

  > Одноэлементные(простые)конституционные  институты. 
Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт 
Конституционного Суда и др. Эти правовые институты могут возникать(или наоборот, утрачиваться) в зависимости от социально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.

Информация о работе Конституционное право - как отрасль российского права