Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Международно-правовая ответственность - это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба.

Содержание

1. Понятие, основания, виды и формы международно-правовой ответственности ………………………………………………………….. 3

2. Ответственность за правомерную деятельность как особый вид международной ответственности ……………………………………….. 6

3. Обстоятельства, исключающие ответственность государств и других субъектов международного права ………………………………………. 22

4. Задача ……………. …………………………………………………….. 26

5. Список литературы …………………………………………………….. 30

Работа содержит 1 файл

Контрольная. МПП.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

      Ответственность международных организаций основывается на их правосубъектности и непосредственно  вытекает из нее. Эта ответственность носит специфический характер. Объем и пределы ответственности международных организаций неодинаковы, они зависят от объема правосубъектности и природы международных организаций.

      В настоящее время в ряде договоров  содержатся положения об ответственности международных организаций. Так, например, ст. 57 Устава ООН предусматривает ответственность специализированных учреждений ООН в соответствующих областях (экономической, социальной, культуры и т.д.). В соответствии с Договором о космосе 1967 г. международная организация несет ответственность за выполнение положений данного Договора, если она осуществляет соответствующую деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела (ст. VI). Согласно ст. V и XII Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., международная организация, осуществляющая или организующая запуск космического объекта, несет ответственность за любой причиненный этим объектом ущерб. Несут ответственность и участвующие в такой организации государства.

      Ответственность международной организации наступает  при правонарушении независимо от того, нарушена ею (ее органами) норма международного права, норма внутреннего права организации или норма внутригосударственного права.

      Международные организации могут выступать  субъектами ответственности по международному публичному и международному частному праву. Чтобы международная организация несла ответственность, необходимы наличие ее вины и нарушение обязательства, предусмотренного международно-правовой нормой, а также причинение ущерба или вреда.

      Международные организации могут нести как  политическую, так и материальную ответственность. Например, политическая ответственность  может наступить  в случае принятия международной организацией дискриминационных решений, ущемляющих суверенные права государства (группы государств) или затрагивающих их суверенитет; за нарушение соглашения о штаб-квартире с государством пребывания или соглашений о сотрудничестве с другими субъектами международного права.

      Материальная  ответственность международной  организации может наступить  за нанесение ею ущерба в процессе деятельности (например, деятельности в космическом пространстве), за невыполнение международных обязательств, где стороной является эта организация; за нанесение ущерба источником повышенной опасности (например, автомобилем или судном ООН); за нарушение контрактов; несоблюдение санитарных норм и др. Но при этом формы ответственности, действующие в отношении государств, нельзя механически переносить на международные организации, так как они имеют специфические особенности: не получили развития конкретные формы политической и материальной ответственности; при Наступлении материальной ответственности наряду с международной организацией, как правило, несут ответственность государства - члены этой организации.

      Международная организация может быть привлечена к международной ответственности за нарушение законодательства страны пребывания ее штаб-квартиры. Правительства многих стран приняли законодательные акты о статусе международных организаций, находящихся на их территории, и их служащих, за нарушение которых международные организации могут быть привлечены к материальной ответственности.

      Международная организация несет ответственность за противоправные действия своих исполнительных органов и персонала. Например, в 1957-1965 гг. ООН заключила соглашения с Бельгией, Грецией, Италией, Люксембургом и Швейцарией о возмещении ущерба, причиненного гражданам этих стран и имуществу этих граждан вследствие операций Вооруженных Сил ООН в Конго.

      Физические  лица (граждане государств и лица без  гражданства), совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которых они являются   или   на   территории   которого   они   постоянно   проживают. За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна. Например, в 1990 г. группа советских граждан угнала в Карачи рейсовый самолет Аэрофлота. Террористы сдались местному спецназу и были осуждены к пожизненному заключению.

      К физическим лицам применимы положения  Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества' 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений (например, за угон воздушного судна), конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам. Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение, особенно за международные преступления, затрагивающие жизненно важные интересы большинства государств или всего международного сообщества.

      В середине 90-х годов в целях  привлечения физических лиц к  уголовной ответственности созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств. Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.

      Международная конференция 17 июля 1998 г. в Риме приняла  Устав Международного уголовного суда ООН.

 

       3. Обстоятельства, исключающие  ответственность  государств и других субъектов международного права 

      Как правило, всякое противоправное деяние государства влечет международную ответственность этого государства. Однако в действительности могут иметь место обстоятельства, которые препятствуют на данном этапе выполнению государством своих обязательств, в том числе выполнению их в срок. Эти обстоятельства могут исключить международно-правовую ответственность государств. Наряду с такими обстоятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие ответственность государства за невыполнение своих обязательств.

      Комиссия  международного права ООН при  разработке Проекта статей об ответственности, государств разработала в 1980 г. статьи об обстоятельствах, исключающих ответственность государств. Эта ответственность исключается, по ее мнению, при следующих определенных условиях:

      1.    В   случае  достижения   государствами   взаимного  согласия   относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим нормам международного права. Например, ввод иностранных войск на территорию государства обычно рассматривается как серьезное нарушение суверенитета государства, а зачастую как акт агрессии. Однако подобная акция не может быть признана таковой, если она осуществляется по просьбе или с согласия государства (например, ввод индийских войск на территорию Шри-Ланки в 1987 г. по взаимному договору для борьбы против боевиков ТОТИ).

      Исключение  ответственности государства в  данном случае наступает при наличии  следующих условий: согласие государства должно быть международно-правомерным; согласие должно быть ясно выраженным (а не подразумеваемым); согласие должно предшествовать совершению действий. Согласие может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния только в тех пределах, которые имеет в виду государство, дающее такое согласие (речь идет о сфере действия и сроках). Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права (например, согласие на использование территории для совершения агрессии в отношении третьего государства).

      2.  В случае, если действия государства  вызваны противоправными действиями  другого государства и являются  правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства-правонарушителя, или, иными словами, когда имеется вина самой потерпевшей стороны. Такие меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организацией (например, ООН, соответствующей региональной организацией).

      3.  Если деятельность государства  была вызвана непреодолимой силой  или неподдающимися контролю  непредвиденными внешними событиями.  Причем предполагается, что оба  указанных события не позволили  государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его проведение не соответствует этому обязательству. В частности, речь может идти о ситуациях, вызванных явлениями природы (наводнение, землетрясение, эпидемия и т.п.) или дея-тельностью людей, и обозначаются они терминами "форс-мажор" или "непредвиденный", "непреодолимый" случай. Форс-мажор как основание для освобождения государства от ответственности предусмотрен, например, в ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., в ст. 18 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

      4.  Если субъект поведения, представляющий  данное государство, в ситуации  крайнего" бедствия не имел  иной возможности спасти жизни  или жизнь вверенных ему людей.  Например, капитан судна, терпящего  бедствие, пытается укрыться от шторма в иностранном порту, не имея на то разрешения, или пилот летательного аппарата совершает без разрешения вынужденную посадку на иностранной территории, с тем чтобы избежать неминуемой катастрофы и спасти пассажиров, или, наконец, капитан судна отказывается от спасания человека в воде, поскольку это может быть связано с реальной гибелью собственного судна и вверенных ему пассажиров. Во всех этих случаях формально имеет место нарушение границ другого государства и обязанности оказывать помощь в море всем терпящим бедствие, однако эти действия произошли в силу исключительных обстоятельств.

      Бедствие  как обстоятельство, исключающее  ответственность государства, предусмотрено, например, в ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., в ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.5

      Государство несет ответственность, если оно  само содействовало возникновению ситуации крайнего бедствия или если поведение, о котором идет речь, могло вызвать более тяжкое бедствие. Например, подводная лодка с ядерной силовой установкой, потерпевшая серьезную аварию, может вызвать ядерный взрыв в порту, в котором она пытается укрыться и произвести необходимый ремонт. В этом случае будет поставлена под угрозу жизнь гораздо большего числа людей, и государство, чей флаг несет подводная лодка, не может освобождаться от ответственности.

      5.   Если государство было вынуждено  нарушить принятые на себя  обязательства при наличии крайней  необходимости. Однако ссылка  на крайнюю необходимость правомерна  лишь при наличии ряда одновременно действующих условий, в частности абсолютно исключительного характера ситуации, на которое ссылается государство; неизбежности характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения; невозможности устранить такую опасность другими средствами; непременно временный характер действия, ограниченный рамками периода опасности.

      Государство не может ссылаться на состояние  крайней необходимости еще, по крайней мере, в следующих двух случаях:

      если  международное обязательство, которому не соответствует деяние этого государства, установлено договором, в котором прямо или косвенно исключается возможность ссылки на состояние крайней необходимости в отношении этого обязательства;  624если государство, о котором идет речь, само способствовало возникновению состояния крайней необходимости, которое и не позволило ему выполнить свои международные обязательства.

      6. Если государство, наносящее ущерб  другому государству вопреки  действующим нормам международного  права, действует в целях самообороны от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, совершаемой этим другим государством. 

 

      Задача 

      В  декабре 2002г власти Дании заявили, что отказываются экстрадировать  в Россию эмиссара Аслана Масхадова  Ахмеда Закаева. Генеральная прокуратура России не согласилась с этим решением Копенгагена и заявила, что она предпримет все необходимые меры для реализации принципа неотвратимости наказания. Закаев обвиняется по трем статьям УК РФ : вооруженный мятеж в Чечне, организация незаконных вооруженых формирований и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов. Все документы, доказывающие противоправные действия Закаева, были представлены министерство юстиции Дании.Представитель же Датского посольства в Москве мотивировал решение своего правительства "недостаточностью представленных доказательств причастности Закаева к преступлениям на территории России"

      Основательна  ли позиция, занятая  датскими властями  по вопросу об  экстрадиции А.Закаева, в свете применимых  принципов и норм международного уголовного права?

      Обоснуйте свою позицию со ссылками на международные договоры.

      Решение задачи

      Ордер на арест Ахмеда Закаева с целью  экстрадиции в Россию был распространен  во всех странах, где действует Интерпол. В документе сказано, что Ахмед Закаев предположительно уехал из России. Далее было сказано, что он находился в розыске за организацию незаконных вооруженных формирований и покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов.

      31 октября 2002 г. российские власти  потребовали экстрадиции Ахмеда Закаева с целью проведения судебного процесса в России. Требование было выдвинуто согласно Европейской Конвенции об экстрадиции от 13 декабря 1957 г. Согласно требованию и приложенному решению о задержании и аресте Ахмеда Закаева, датированному 20 сентября 2001 г., Закаеву было выдвинуто обвинение в организации незаконных вооруженных формирований, организации или участии в вооруженном мятеже и покушении на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Все обвинения, предъявленные в требовании об экстрадиции, касались фактов, произошедших в период с 1996 по 1999 г.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"