Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Международно-правовая ответственность - это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба.

Содержание

1. Понятие, основания, виды и формы международно-правовой ответственности ………………………………………………………….. 3

2. Ответственность за правомерную деятельность как особый вид международной ответственности ……………………………………….. 6

3. Обстоятельства, исключающие ответственность государств и других субъектов международного права ………………………………………. 22

4. Задача ……………. …………………………………………………….. 26

5. Список литературы …………………………………………………….. 30

Работа содержит 1 файл

Контрольная. МПП.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

      Государства договорились также признавать обязательность возмещения материального ущерба, нанесенного судами с ядерной энергетической установкой, возникшего не в связи с каким-либо международным правонарушением, а исключительно в силу самого факта причинения такого ущерба (ответственность без вины или абсолютная ответственность).

      В международном праве все международные  правонарушения можно  разделить  на три большие группы в зависимости  от степени их опасности для государств и международного сообщества в целом, масштабов правонарушений и последствий: международные преступления; уголовные преступления международного характера; другие международные правонарушения - деликты.

      Международное преступление - это особо опасное  международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие основные принципы международного права, представляющее угрозу международному миру и безопасности и всему человечеству.

      В проекте статей об ответственности  государств, подготовленном Комиссией международного права ООН, подчеркивается, что международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление. К числу таких международных преступлений относятся: агрессия, геноцид, апартеид, колониализм, военные преступления, преступления против мира и человечности.

      Поскольку такие преступления затрагивают  практически все международное сообщество, государства в соответствии с Уставом ООН вправе принимать коллективные меры по их пресечению. Примерами этому могут служить использование войск ООН в Корее (1950-1953 гг.) для пресечения агрессии КНДР против Южной Кореи и использование многонациональных сил антииракской коалиции согласно Резолюции Совета Безопасности ООН № 678 для подавления Ирака силой и освобождения в феврале 1991 г. Кувейта, захваченного войсками Ирака в августе 1990 г.

      Уголовное преступление международного характера - это деяние, имеющее международно-общественную опасность, посягающее на интересы нескольких, многих или всех государств. К их числу, в частности, относятся такие наиболее опасные, как международный терроризм, взятие заложников, угон воздушных судов, незаконное производство и распространение наркотических и. психотропных веществ, нападения на дипломатические представительства и дипломатов и др. Вполне понятно, что такие действия совершаются не от имени государства и не должностными лицами государства, однако государство во многих подобных случаях могло и должно было пресечь такие преступные действия, не допустить их совершения при надлежащем правопорядке и эффективной деятельности государственных органов. Вот почему за некоторые уголовные преступления международного характера, совершенные физическими лицами, государство может нести материальную или политическую ответственность (возместить ущерб, принести извинения и др.).

      Другие  международные правонарушения (международные  деликты) - это противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству или ограниченному кругу субъектов международного права. В этом случае отношения ответственности возникают между государством-правонарушителем и государством, непосредственно пострадавшим, а само правонарушение весьма малозначимо и не затрагивает основ существования государств и наций, не относится к правонарушениям первых двух групп.

      К таким правонарушениям относятся, например, попустительство (бездействие) государственных органов, не пресекающих противоправную деятельность против дипломатических представительств зарубежных государств (битье стекол посольства, срыв государственного флага иностранного государства и т.п.), нарушение торговых обязательств и др. При отсутствии явного умысла или намерения нанести ущерб противоправным действием правонарушение может и не повлечь за собой международно-правовой ответственности в силу своей малозначимости.

      Существуют  два вида международно-правовой ответственности  государств - политическая и материальная.

      Политическая  ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

      Санкции - это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применены международными организациями (универсальными и региональными), например, ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

      Санкции за посягательство на международный  мир и безопасность предусмотрены  ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. Практически все виды санкций, перечисленных выше, были применены к Германии/Италии и Японии после второй мировой войны. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

      В соответствии с Декларацией от 5 июня 1945 г. союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществили разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали и запретили нацистские организации, провели денацификацию Германии, т.е. удалили со всех государственных и общественных постов функционеров НСДАП, без привлечения к уголовной ответственности рядовых ее членов и т.д.

      Санкции как форма принуждения применяются  только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо, по существу, санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Например, в 90-х годах были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак обязан был отвести свои войска от территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное и химическое оружие; на территории Ирака международные инспекции наблюдают за ликвидацией ракетного оружия Ирака, за передвижением его войск и вооружений и т.д. Вполне понятно, что такие санкции могут вводиться и осуществляться по решению Совета Безопасности ООН в рамках ст. 41 и 42 Устава ООН, включая экономические и иные санкции, вплоть до полной экономической блокады, перерыва экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений4.

      Реторсиями  считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства и т.д.

      В 1995 г. Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства. В августе 1987 г. Канада выслала и объявила персоной нон фата 19 советских граждан. Те же меры были приняты СССР в отношении 13 канадских дипломатов.

      Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

      Репрессалии могут выражаться в приостановлении  или разрыве дипломатических отношений, введения эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

      Так, в 1994 г. президент США подписал билль  об ужесточении санкций против Кубы в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов антикастровской эмигрантской организации, в результате которой погибли 4 летчика. В числе санкций - приостановление чартерных авиарейсов между США и Кубой, новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дела с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе, запрет ввозить в США продукты, произведенные с использованием кубинского сахара.

      Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

      Сатисфакция (удовлетворение) - это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем, оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т.д. Например, в октябре 1994 г. на Восточном вокзале Варшавы российские граждане подверглись ограблению рэкетирами, а полиция в ответ на жалобы избила ограбленных и травила их газом. Во время визита в Москву министр внутренних дел Польши принес официальные извинения^ премьер-министру и министру внутренних дел России. По этому поводу было принято совместное коммюнике, где польская сторона признала вину полицейских, а российская сторона сочла инцидент исчерпанным.

      Ресторация  как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

      Материальная  ответственность  наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции.

      Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд. долл., что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывало США лишь внести "свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая" (ст. 21). Необходимо отметить, что правительство ФРГ (после включения в ее состав ГДР) приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, угнанным в Германию во время второй мировой войны.

      По  решению Международного суда ООН правительство СЩА в 1996 г. выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долл. за сбитый американскими военными в 1988 г. иранский пассажирский самолет с корабля ВМС США.

      Реституции  - это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть "в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций".

      Объектом  реституции может быть также возвращение  неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т.е. вне связи с военными действиями.

      Субституция - разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

      Особой  формой политической ответственности  государств является приостановление  прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера - исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному договору между СССР и Финляндией о ненападении СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"