- Признаки,
характеризующие
собственный юридический
аспект НП
- Нормативность.
В Законе № 173-ФЗ определены следующие
его регулятивные свойства: установлены
принципы и правовые основы валютного
регулирования и валютного контроля, законодательно
определены права и обязанности органов
валютного контроля и агентов валютного
контроля, определены права и обязанности
резидентов и нерезидентов в отношении
владения, пользования и распоряжения
валютными ценностями, права и обязанности
нерезидентов в отношении владения, пользования
и распоряжения валютой РФ и внутренними
ценными бумагами, а также особенности
и порядок вступления ФЗ-173 в силу.
- Полнота.
Что касается гипотезы, диспозиции и санкции,
то в ФЗ-173 описаны права и обязанности
субъектов валютного контроля, введено
разграничение валютных операций в зависимости
от состава их участников на валютные
операции между резидентами, между резидентами
и нерезидентами и между нерезидентами.
Благодаря избранному в ФЗ-173 подходу обеспечивается:
- более адресное
и конкретное воздействие регулирующих
норм на отдельные виды операций и их субъектов;
- устранение
возможных противоречий между международными
обязательствами РФ по неограничению
текущих операций и необходимостью контроля
за использованием на территории РФ иностранной
валюты в расчетах между резидентами и
валюты РФ - между нерезидентами.
В
Статье 25 обозначена ответственность
за нарушение актов валютного
законодательства Российской Федерации
и актов органов валютного
регулирования.
- Конкретность.
ФЗ-173 действует в сфере валютного регулирования
и валютного контроля. Содержит в себе
5 глав: Общие положения (ст.ст.1-4). Валютное
регулирование (ст.ст. 5-18). Репатриация
резидентами иностранной валюты и валюты
РФ и обязательная продажа части валютной
выручки (ст.ст. 19-21). Валютный контроль
(ст.ст. 22-25). Заключительные положения
(ст.ст. 26-28).
- Признаки,
присущие языковой форме
- Точность.
Я считаю, что формулировка текста обеспечивает
понимание смысла всеми заинтересованными
лицами. Терминология не представляет
собой чего-то сложного и двусмысленного.
- Ясность.
В данном ФЗ используются термины, понятия,
предлоги, доступные для понимания лицам,
которым этот акт адресован.
- Простота.
Отсутствуют сложные языковые конструкции,
фразы доступны для понимания.
- Краткость.
Отсутствует детальное описание предметов
и процессов. Некоторые выражения могут
повторяться, но это связано с их незаменимостью
в данном случае.
- Признаки,
характеризующие логический
аспект права
В
тексте Закона обеспечивается последовательное
развитие темы, а именно, сначала описываются
основные положения права, затем конкретизируются
отдельные аспекты и понятия, и завершается
все заключительными положениями. Что
касается противоречий между нормами
данного Закона, то об этом в последней
главе.
3
Уяснение качества
ФЗ, выявление ее
несовершенства
В
новом Федеральном законе содержится
целый ряд положений, которые
устанавливают нормы прямого
действия в отношении порядка
проведения отдельных видов валютных
операций, что на практике не позволяет
проводить их в порядке, отличном
от того, который установлен и предписан
законодателем. При отсутствии в действующем
валютном законодательстве такого инструмента
регулирования, как разрешение органа
валютного контроля (за исключением разрешений
на открытие счетов резидентам — юридическим
лицам в иностранных банках, а также разрешений,
которые были выданы до вступления в силу
Федерального закона и остаются действующими
до истечения срока их действия согласно
ст. 28), подобные нормы носят жесткий ограничительный
характер.
Примером
таких ограничений является часть
8 статьи 8 Закона № 173-ФЗ, в соответствии
с которой денежные расчеты между
резидентами и нерезидентами
по операциям с внутренними ценными
бумагами осуществляются в валюте РФ,
если иное не установлено ЦБ РФ в
целом или применительно к
отдельным видам внутренних ценных
бумаг (до настоящего времени иной порядок
не был установлен Банком России). В
ходе практического применения данного
положения уполномоченные банки и их клиенты
столкнулись с проблемой идентификации
валютных операций как попадающих под
действие части 8 статьи 8 Закона. Например,
на первом этапе возникли вопросы об отнесении
операций, связанных с переводом процентов,
дивидендов по внутренним ценным бумагам
от резидентов нерезидентам — владельцам
акций российских предприятий, к категории
операций с внутренними ценными бумагами,
и, как следствие, возник вопрос о возможности
осуществления данных валютных операций
в иностранной валюте. Впоследствии в
отдельных разъяснениях Банка России
в адрес российских предприятий, акциями
которых владеют нерезиденты, было сказано,
что операции по переводу процентов, дивидендов
по внутренним ценным бумагам не относятся
к операциям с внутренними ценными бумагами,
а являются валютными операциями, связанными
с переводом средств, возникших в результате
распределения доходов от инвестиций,
и могут осуществляться в иностранной
валюте.
Некоторые
валютные операции между резидентами,
перечисленные в статье 9, не были
четко регламентированы в предыдущем
валютном законодательстве, и порядок
их проведения вызывал много вопросов
и проблем. Это относится к таким видам
валютных операций между резидентами
и уполномоченными банками, как валютные
операции в иностранной валюте, связанные
с банковскими гарантиями, а также исполнением
резидентами обязательств по договорам
поручительств и залога; уплатой уполномоченным
банкам комиссионного вознаграждения
и др. Практика показала, что для уполномоченных
банков существенную положительную роль
сыграло внесение в перечень разрешенных
перечисленных видов валютных операций.
С
другой стороны, нельзя не остановиться
на некоторых проблемах, возникших
в практике проведения валютных операций
резидентами в соответствии с
положениями статьи 9 Закона № 173-ФЗ.
Речь идет, прежде всего, о некоторых валютных
операциях неторгового характера, которые
в соответствии с подпунктом «г» пункта
9 статьи 1 предыдущей редакции Закона
относились к категории текущих валютных
операций и проводились без ограничений
(данная норма была установлена путем
внесения изменений в Закон № 3615-1 Федеральным
законом от 31.12.2002 № 187-ФЗ, вступившим в
силу с 31 января 2003 г.). С первых дней практического
применения нового валютного законодательства
многие российские организации столкнулись
с серьезной проблемой запрета переводов
в безналичной форме валютных средств
заработной платы, командировочных, представительских
расходов своим сотрудникам, находящимся
на территории иностранных государств
в длительной командировке.
Кроме
перечисленных проблем, возникших
в ходе применения нового валютного
законодательства, имеет место прямое
противоречие между двумя нормами
Закона № 173-ФЗ, а именно: в соответствии
с положением, содержащимся в пункте
2 части 1 статьи 9, валютные операции в
иностранной валюте между резидентами,
связанные с расчетами в магазинах
беспошлинной торговли, разрешены, тогда
как в соответствии с положением,
содержащимся в части 3 статьи 14, расчеты
при осуществлении валютных операций
производятся физическими лицами-резидентами
через банковские счета в уполномоченных
банках. Исключение составляет ряд валютных
операций, которые прямо перечислены в
пунктах 1–6 данной части. При этом в пунктах
1–6 валютная операция, связанная с расчетами
в магазинах беспошлинной торговли, не
упоминается. Полагаю, что возникшее противоречие
требует скорейшего законодательного
решения.