Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

В Российской Федерации продолжаются начатые экономические преобразования. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой. Решающую роль в управлении экономикой страны играют финансы. В нынешнее время резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система страны, состоящая из государственного федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Боле подробно рассмотрим местные бюджеты.
Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований – районов, городских округов, городских и сельских поселений. Бюджет каждого муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ И ИХ РОЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ 5
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА В СОВЕРШЕННЫХ УСЛОВИЯХ 8
2.1 Общие положения ………………………………………………………………. 8
2.2 Доходы и расходы местного бюджета ……………………………………………………. 11
2.3 Исполнение и контроль за исполнением местного бюджета ……………………… 13
Заключение ……………………………………………………………………………… 17
Библиографический список ………………………………….. 19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по МПР.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

На современном этапе  в Российской Федерации повышается роль органов местного самоуправления в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории.

Для выполнения возложенных  на органы местного самоуправления функций они наделены соответствующими правами, имущественной базой, материальными и финансовыми ресурсами.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с действующим законодательством2, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Наличие у каждого  из них бюджета укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать общественную инфраструктуру на подведомственной территории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге все это расширяет возможности органов местного самоуправления в наиболее полном и всестороннем удовлетворении нужд населения.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в  соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно  предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Таким образом, в систему местных  бюджетов входят бюджеты поселений, муниципальных районов, городских  округов (либо внутригородских территорий города федерального значения).

Местные бюджеты являются составной  частью бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому их функционирование базируется на следующих основных принципах бюджетной системы РФ:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных  бюджетов и соблюдение установленных  федеральными законами требований к  регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются  доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его  исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета  и о численности муниципальных  служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание, подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям  поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

В целях объединения  финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

 

2.2. Доходы и расходы местного бюджета

Социально-экономическое развитие муниципальных образований, в первую очередь, зависит от наличия в местных бюджетах финансовых ресурсов, за счет которых органы местного самоуправления могут эффективно решать вопросы местного значения.

Согласно ст. 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации и состоят из собственных доходов местных бюджетов и субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для выполнения возложенных на органы местного самоуправления вопросов местного значения они наделяются соответствующими финансовыми ресурсами, составляющими собственные доходы местного бюджета.

К собственным доходам  местных бюджетов относятся:

  • средства самообложения граждан (ст. 56);
  • доходы от местных налогов и сборов (ст. 57);
  • доходы от региональных налогов и сборов (ст. 58);
  • доходы от федеральных налогов и сборов (ст. 59);
  • все виды финансовой помощи (ст. 60, 61, 62)3;
  • доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (неналоговые доходы);
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и осуществления иных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов;
  • штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  • добровольные пожертвования;
  • иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской федерации и решениями органов местного самоуправления.

Состав собственных  доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения (ст. 14-16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Общие принципы формирования доходов бюджетов всех уровней определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

При формировании и исполнении местных бюджетов по доходам органы местного самоуправления муниципальных  образований всех типов обязаны  руководствоваться классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 № 152-Н «Об утверждении Указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации».

Расходы местных бюджетов связаны, прежде всего, с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.

 

2.3. Исполнение  местных бюджетов и контроль за их исполнением

Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

Исполнение местного бюджета является самостоятельной  стадией бюджетного процесса муниципального образования. Исполнение местного бюджета производится в соответствии с БК РФ.

БК РФ (ст. 218) предусматривает следующие операции по исполнению местного бюджета по доходам:

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;
  • возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
  • зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

Информация о работе Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения