Международная правосубъектность наций и народов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:53, реферат

Описание работы

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной государственности. Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени.

Работа содержит 1 файл

международная правосубъектность наций и народов.docx

— 16.28 Кб (Скачать)

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной государственности. Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени.

В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др.

Принцип равноправия и  самоопределения народов закреплен  в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация  на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения  между нациями. В порядке имплементации  данного принципа ООН создала  под своим руководством международную  систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одной из основных задач системы опеки  является способствование политическому, экономическому и социальному прогрессу  населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования  и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия  и самоопределения народов был  развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости  колониальным странам и народам, единогласно принятой Генеральной  Ассамблеей ООН на своей XV сессии 14 декабря 1960 г. В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все  народы имеют неотъемлемое право  на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и народам:

1) подчинение народов  иностранному игу и господству  и их эксплуатация являются  отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и  препятствуют развитию сотрудничества  и установлению мира во всем  мире;

2) все народы имеют  право на самоопределение; в  силу этого права они свободно  устанавливают свой политический  статус и осуществляют свое  экономическое, социальное и культурное  развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность  в области образования никогда  не должны использоваться как  предлог для задержки достижения  независимости; 

4) любые военные действия  или репрессивные меры какого  бы то ни было характера,  направленные против зависимых  народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целостность их национальных территорий должна уважаться;

5) в подопечных и несамоуправляющихся  территориях, а также во всех  других территориях, еще не  достигших независимости, должны  быть незамедлительно приняты  меры для передачи всей власти  народам этих территорий в  соответствии со свободно выраженными  ими волей и желанием, без каких  бы то ни было условий или  оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой;

6) всякая попытка, направленная  на то, чтобы частично или полностью  разрушить национальное единство  и территориальную целостность  страны, несовместима с целями  и принципами Устава ООН.

Нормативный характер этого  единогласно принятого документа  четко выражен в ее п. 7, содержащем прямое указание на обязанность государств "строго и добросовестно соблюдать положения... настоящей Декларации"2.

 

Данный принцип конкретизирован  также в Декларации о принципах  международного права 1970 г., во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных  пактах о правах человека 1966 г., Заключительном акте Совещания в Хельсинки 1975 г. и во многих других источниках международного права.

В силу принципа равноправия  и самоопределения народов все  народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано  уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

Каждое государство обязано  содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению  принципа равноправия и самоопределения  народов.

Способами осуществления  народом права на самоопределение  являются создание суверенного и  независимого государства, свободное  присоединение к независимому государству  или объединение с ним, или  установление любого другого политического  статуса, свободно определенного народом.

Каждое государство обязано  воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права  на самоопределение, свободу и независимость.

Территория колонии или  другая несамоуправляющая территория имеет статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею. Такой отдельный и отличный статус может существовать до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит свое право на самоопределение в соответствии с Уставом ООН, особенно с его целями и принципами.

Заключительный акт Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе 1975 г. призывает государства  уважать равноправие и право  народов распоряжаться своей  судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН  и соответствующими нормами международного права. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Следует отметить, что Заключительный акт особо подчеркивает важность исключения любой формы нарушения принципа равноправия и самоопределения народов.

Согласно ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы могут свободно распоряжаться  своими естественными богатствами  и ресурсами. Все государства  -участники Пакта, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление права на самоуправление и уважать это право.

Юридической основой права  наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией своего права на самостоятельное  и независимое существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся  за свое самоопределение, в лице своих  постоянных органов могут заключать  соглашения с государствами и  международными организациями, подписывать  международные договоры (например, Организация освобождения Палестины  подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.

 Нацией считается исторически  сложившаяся общность людей, которая  характеризуется следующими признаками: общностью территории; общностью  экономической жизни; общностью  психологического склада, проявляющегося  в общности культуры. Термином "народ"  называют самые различные формы  национальной и этнической общности  людей. Нередко этим термином  обозначается и такая общность  людей, как племя. 2 Эта резолюция была квалифицирована в 1970 г. Международным судом ООН в его консультативном заключении о Намибии как важная часть обычного права.


Информация о работе Международная правосубъектность наций и народов