Международное право Ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Различным аспектам ислама и мусульманского права посвящено значительное количество работ разных исследователей. И это не удивительно, поскольку проблемы ислама привлекают к себе самое пристальное внимание в контексте его сильного интегрирующего воздействия на все стороны общественно-политического и социально-экономического развития исламских стран в целом. Ведь, влияние религии в частности ислама, в жизни общества неоспорима. Подчеркивая её значение президент Ислам Каримов говорит «…Мы не можем представить нашу нацию в отдельности от этой религии. …Обобщая тысячелетнюю историю нашего народа, сегодняшнюю духовную жизнь, всю нашу религию и веру можно сказать – Аллах в наших сердцах, наших душах»1.

Содержание

Введение.
Основная часть.
Понятие и источники исламского международного права.
Нормы исламской системы, касающиеся международного порядка в мирное время
Нормы регулирующие международные отношения во время войны
Заключение.

Работа содержит 1 файл

ислам международ право.docx

— 51.45 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ  ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Университет мировой экономики  и дипломатии

Кафедра «Государственное строительство  и право»

Реферат

Международное право Ислама

Выполнила: Абдуллажонова  Г.И. 1-4а-2012

Проверил: Ташкулов Д.У.

Ташкент 2013

План:

    1. Введение.
    2. Основная часть.
  1. Понятие и источники исламского международного  права.
  1. Нормы исламской системы, касающиеся международного порядка в мирное время
  2. Нормы регулирующие международные отношения во время войны
    1. Заключение.

 

Введение.

 

Ислам - одна из мировых религий, сыгравшая значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжающая оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира. Около двух миллиардов людей на планете в настоящее время исповедуют ислам.

Считаю, что тема международного права в  исламе наиболее актуальна в наши дни, когда во многих странах мира распространено неправильное понимание  основ и принципов этой религии  и соответственное отношение  к исламу и мусульманам, «благодаря» некоторым бессовестным людям и организациям преследующим свои корыстные цели под маской ислама.

Различным аспектам ислама и мусульманского права  посвящено значительное количество работ разных исследователей. И это  не удивительно, поскольку проблемы ислама привлекают к себе самое пристальное  внимание в контексте его сильного интегрирующего воздействия на все  стороны общественно-политического  и социально-экономического развития исламских стран в целом. Ведь, влияние религии в частности ислама, в жизни общества неоспорима. Подчеркивая её значение президент Ислам Каримов говорит «…Мы не можем представить нашу нацию в отдельности от этой религии. …Обобщая тысячелетнюю историю нашего народа, сегодняшнюю духовную жизнь, всю нашу религию и веру можно сказать – Аллах в наших сердцах, наших душах»1.

 Несмотря на всё вышесказанное, полагаю, что  тема международного права в исламе ёще  недостаточно изучена особенно среди стран СНГ, в частности Узбекистане. Так как конкретных работ, посвященных именно международно-правовому аспекту ислама, исламской теории международных отношений, становления и развития исламских норм, регулирующих эти отношения, интерпретации классической исламской доктрины международных отношений и международного права, ее адаптации к современным реалиям, где бы полномасштабно и всесторонне были раскрыты особенности данного феномена, в отечественной литературе и среди стран СНГ нет и этот аспект ислама практически остается неразработанным. Всё же некоторые аспекты данной проблемы затрагивались в работах ряда ученых в рамках исследования различных аспектов ислама. Зарубежные исследователи большее внимание уделяют этой проблеме. В работах зарубежных авторов более детально анализируется международно-правовой аспект ислама, исламская доктрина международных отношений и международного права.

Целью данной работы является раскрытие сущности исламского международного права, указание наиболее важных принципов и выявление особенностей данной отрасли исламского права.

 

 

Понятие и источники исламского международного  права.

Международное исламское право — понятие, используемое исламскими учеными для обозначения основанных на учении ислама вопросов, касающихся международных отношений. Эти вопросы в прошлом систематизировались, изучались и объединялись под общим названием ас-сийар (мн.ч. от араб, слова сира — образ жизни). Первой книгой, в которой отражены вопросы международного права с позиции ислама, была книга Мухаммада ибн ал-Хасана аш-Шайбани (749—805) Китаб ас-сийар ал-кабир (Большая книга об образе жизни).2

     Начиная с IX в., слово сира приобрело еще два специальных значения: а) историками сира употребляется в значении «жизнеописание Пророка и его сподвижников», б) знатоки права (факихи) этим словом обозначают «действие исламского государства по отношению к другим обществам»[3]. По утверждению известного автора Марселя Буазара, если согласиться, что создание науки о международных отношениях означает изменение во взаимоотношениях между народами, предотвращение агрессии, установление равенства и братства людей, тогда мы должны признать, что пророк ислама Мухаммад является основоположником международного права[4].

     Исламские правоведы не делили  право на национальное и международное в современном их понимании. Тем не менее, описания положений об отношениях исламского общества с другими странами и с другими обществами собирались под общим названием сира (сийар)[5].

Исламское международное  право представляет собой, прежде всего, совокупность правил, вытекающих из деяний Пророка и «праведных» халифов в процессе их взаимоотношений с другими народами и странами. Эта совокупность правил подвергалась обработке и применялась также и в последующие века существования Халифата.

     С учетом установок Корана  и сунны, а также по мере  накопления опыта взаимоотношений с другими народами мусульманские авторы придерживались исламской позиции по многим аспектам международного права.

     Сама монолитность системы исламского  права исключает возможность подразделения правовых источников на внутренние и международные. Конечно, часть правовых актов, объединенных под названием сира, можно встретить в айатах Священного Корана, соответствующих толкованиях, преданиях, а также в предписаниях Пророка, халифов и имамов. Доктор Маджид Хаддури в этой связи пишет: «Взаимное согласие, обычаи, аргументы и соответствующие документы в полемике об исламской доктрине международного права также признаны основой для исследования и критерием для действия. Эти документы включают в себя Коран, хадисы, а также правила и установки, разработанные при заключении договоров и обязательств с немусульманами. Вердикты и судебные интерпретации, заимствованные из текстов древних книг, а также высказывания и убеждения халифов и сподвижников Пророка (ал-асхаб) являются другими основными источниками при толковании законов. Эти книги по ал-фикху и правовые сборники имели большое влияние на развитие международного права»[6].

Отличительной особенностью сийар является то, что  как и в остальных отраслях права ислама в нем первостепенна  роль религиозной санкции. Нормы сийар не правило или  соглашение установленное государством,а часть исламской религии основанной на божественном законе.

 

 

Нормы исламской системы, касающиеся международного порядка в мирное время

По вопросам международного права в мирное время ислам имеет особую позицию. В истории мусульманских стран было немало продолжительных войн, и некоторые авторы, основываясь на этом, называют ислам «религией войны», утверждают, что для исламского международного права война — это обычное явление. Некоторые востоковеды даже заявляют, что мусульмане при завоевании новых земель в одной руке держали Коран, а в другой меч и принудительно распространяли среди покоренных народов свою религию. У исламских исследователей иная точка зрения по этому вопросу, согласно которой ислам разрешает браться за меч лишь тогда, когда мусульманам необходимо защищаться от нападающего. В Коране сказано: «Нет принуждения в Вере» (Коран, 2:256). По мнению этих исследователей, несмотря на то, что мусульмане покорили огромные территории, нет факта, свидетельствующего о принудительном навязывании ислама народам покоренных стран. А если есть какие-либо отступления от данного правила, то это следует ставить в вину отдельным деспотическим правителям, допустившим насилие или другие противоречащие природе ислама действия[7].

Многие  нормы исламской системы могут служить основами для установления внешних связей и международных отношений. Важнейшие из них можно резюмировать следующим образом8.

Человеческое  братство

Мусульмане  следуют воплощенному в Коране водительству Аллаха Все могущего, подтверждающего единство созданий и Создателя, единство рода человеческого и нерушимое братство людей. Аллах Всемогущий – Создатель, а люди – Его создания. Мудростью воли Господней люди созданы разными. У каждого свои умственные способности, свои мнения, мысли, представления и концепции. Люди вольны выбирать то, что в наибольшей степени соответствует их интересам, из божественных откровений, заветов пророков и посланников с древних времен до эры последней Печати Пророков Мухаммада ибн Абдуллы (благословение и мир Аллаха им всем). Воевать можно только для самозащиты, предотвращения несправедливости и отражения агрессии. Людей нельзя калечить, заставлять страдать от голода и жажды, пытать, нельзя жестоко обращаться с ними, нападать на них и разграблять их имущество в нарушение священного принципа человеческого братства за исключением случаев, когда это диктуется необходимостью или требуется для отражения агрессии. Уважение к любому человеческому существу, независимо от его позиции и поведения, защита его жизни и прав рассматриваются в Священном Коране как важнейшие элементы понимания рода человеческого. Аллах говорит: « Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество пред многими, которых создали»9.

Права человека, который был создан Богом и был Им наделен всем, что необходимо для стабильного существования, а именно, правами на жизнь, свободу, равенство, справедливость, выбор и этичное поведение, выступают как обязательные к исполнению основополагающие принципы. Именно на них должны строиться отношения с другими людьми во всех ситуациях, в диалоге и споре, при мирном сосуществовании, в мирное время и во время войны.

Следовательно, Божий закон и религия запрещают  причинять вред человеку из-за его верований. Заставлять его поменять свою религию тоже нельзя. Достоинство человека должно свято соблюдаться, что исключает несовместимые с ним пытки. Недопустимы посягательства на честь и благопристойность. Людей нельзя угнетать и подвергать действиям, несовместимым с моралью и этикой. Таковы основополагающие принципы, которые исповедают мусульмане и благочестивые приверженцы других религий.

Приверженность  нормам этики и морали

Этика –  вместилище религии, столп цивилизации, основа отношений между отдельными людьми и целыми государствами. Ни с одним человеческим существом, народом и государством нельзя вести дела, попирая этические и моральные ценности, особенно критерии добродетели и великодушия. Отсюда вытекает запрещение порабощения, унижения, угнетения и принуждения из каких бы то ни было побуждений. Запрещается разрушать и сносить жилища, изгонять людей из их домов и вообще из родных мест, подвергать профанации священные для людей ценности. В одном из посланий командующему его армиями Саиду ибн Абу Вакасу Омар ибн аль-Хаттаб писал: «Приказываю тебе и тем, кто тебя сопровождает, без нужды не утеснять ваших врагов, ибо грехи армии страшнее неприятеля. Мусульмане побеждают, потому что неприятель ослушался Господа, а иначе нам бы их не побороть, потому что их больше и вооружены они лучше. Если бы мы грешили так же, как неприятель, он был бы сильнее нас. Нам надо показать превосходство наших ценностей и добрых дел, а силой нам его не одолеть. (…) Никогда не говорите, что враг хуже вас, и тогда он никогда нас не победит, даже если мы преступим закон, так как на многих людей совершали нападение и порабощали их те, кто хуже них»10.

Справедливость  и равенство в правах и обязанностях

Справедливость  в отношениях с другими людьми – естественное право и основа сохранения системы правления. Притеснение же ведет к упадку цивилизации, концу благосостояния и распаду системы. И Аллах Всемогущий говорит: «Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние…»11, а это значит, что благодеяние увеличивает справедливость, освобождает от злобы сердца людей и способствует дружбе между ними. Аллах также сказал:

Пророк также  наказывал быть справедливыми: «О мои подданные! Я запретил себе быть несправедливым и запрещаю творить несправедливость среди вас самих. Не поступайте с другими несправедливо!»12.

Равенство в  правах и обязанностях, а также в судебной тяжбе относятся к числу естественных прав, а последнее из них выражает и дополняет право на справедливость. Следовательно, ни одна группа и ниодин человек – будь он даже царь – не может пользоваться привилегиями в ущерб другим. Пророк (мир ему) говорит: «Люди равны между собой как зубья гребня»13 и еще: «Если бы Фатима, дочь Мухаммада [моя дочь], украла, я бы отрубил ей руку»14.

Милосердие  в условиях мира и во время войны

Этика и основополагающие принципы ислама предписывают терпимость, милосердие и прощение в ситуациях насилия. Следует избегать чрезмерной строгости, непримиримости и жестокости в соответствии с самой сутью мусульманского учения, которая выражена в словах Аллаха Всемогущего, обращенных к Пророку: «Я посылаю тебя в качестве милости ко всему сущему». Иными словами, с людьми, животными, джиннами и неодушевленными предметами следует обращаться сообразно этим предписаниям. После завоевания Мекки Пророк (да будетмир над ним) проявил терпимость в отношении курайшитов, которые причинили ему много вреда. Он сказал им: «Сегодня на вас нет вины. Идите, отныне вы свободны».

 

Соблюдение  конвенций и обязательств, пока другая сторона 

выполняет свои обещания

На этом строятся взаимное доверие и уважение. Ислам запрещает вероломство и предательство при любых обстоятельствах. Многие стихи Корана указывают на обязательность соблюдения соглашений, договорных обязательств и обещаний. Например, Аллах Всемогущий говорит: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах»1520 и «Верно выполняйте договор с Аллахом, когда его заключили, и не нарушайте клятв после их закрепления: вы сделали Аллаха поручителем за вас. Поистине, Аллах знает то, что вы творите!»16.

Запрещается помогать подвергающимся гонениям группам, которые просят поддержки у мусульманского сообщества, если это нарушает существующие соглашения. Бог говорит: «А если они попросят у вас помощи в религии, то на вас лежит помощь, если только не против того народа, между которым и вами есть договор (…)»17.

Взаимность, если это не противоречит основополагающим

принципам добродетели и этики

Ислам принял древний принцип взаимности и  руководствуется им в отношениях с другими народами как в условиях мира, так и во время войны, чтобы обеспечить торжество справедливости, установить стандарты добропорядочности и беспристрастности и гарантировать, что неприятель не преступит установленные пределы в своих действиях. Однако и в случае нарушения основополагающих принципов морали мусульманам не следует поступать так же. Мусульманам запрещено надругательство над телами врагов на войне, в том числе отрезание носа, ушей и губ, вспарывание живота, даже если неприятель это практикует. В коротком и ясном хадисе Пророк (мир ему) говорит: «Не калечьте!». В связи с этим необходимо упомянуть хотя бы один чрезвычайно важный стих Корана: «И если вы наказываете, то наказывайте подобным тому, чем вы были наказаны. А если терпите, то это – лучше для терпеливых»18

Информация о работе Международное право Ислама