Международное право Ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Различным аспектам ислама и мусульманского права посвящено значительное количество работ разных исследователей. И это не удивительно, поскольку проблемы ислама привлекают к себе самое пристальное внимание в контексте его сильного интегрирующего воздействия на все стороны общественно-политического и социально-экономического развития исламских стран в целом. Ведь, влияние религии в частности ислама, в жизни общества неоспорима. Подчеркивая её значение президент Ислам Каримов говорит «…Мы не можем представить нашу нацию в отдельности от этой религии. …Обобщая тысячелетнюю историю нашего народа, сегодняшнюю духовную жизнь, всю нашу религию и веру можно сказать – Аллах в наших сердцах, наших душах»1.

Содержание

Введение.
Основная часть.
Понятие и источники исламского международного права.
Нормы исламской системы, касающиеся международного порядка в мирное время
Нормы регулирующие международные отношения во время войны
Заключение.

Работа содержит 1 файл

ислам международ право.docx

— 51.45 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Нормы регулирующие международные  отношения во время войны

 

В исламском  международном праве уделено  большое внимание установкам относительно войны и мира. Эти установки  до того популярны, что многие авторы характеризуют исламское международное право как право войны и мира в исламе. В исламе о войне упоминается как о джихаде. Слово джихад означает «старание», «усилие». В ал-фыкхе это слово употребляется в двух значениях — общем и част

ном. В  общем смысле оно подразумевает  всякое усилие и старание на пути к  Богу. В этом смысле усилия в борьбе против плотских наслаждений, а также в борьбе за духовное и моральное совершенство характеризуются как «великий джихад» (ал-джихад ал-акбар). Здесь хотелось бы обратиться к следующему эпизоду. Однажды, когда исламские воины возвращались из очередной победоносной битвы, Пророк, обращаясь к ним, сказал: «Вы победили в малом джихаде, а теперь должны приступить к великому джихаду», т. е. к самосовершенствованию.

Среди мусульманских  правоведов распространена практика разделения мира на две территории: царство ислама (дар альислам) и территорию войны (дар альхарб). Некоторые ученые добавляют к ней еще одну – землю договора о мире (дар аль-ахд и (или) дар аль-зульх). Царство ислама состоит из стран, где власть принадлежит мусульманам, соблюдаются нормы ислама и отправляются мусульманские обряды. Население там составляют мусульмане и представители народов договора (немусульмане, живущие на территории ислама на основании договора). Территория войны включает страны, находящиеся вне пределов сферы владычества ислама, где, соответственно, не соблюдаются религиозные и политические принципы ислама. Ее население считается воюющим. Земля договора о мире – это те регионы, которые заключили соглашения о торговле, улаживании разногласий или долгосрочном перемирии с мусульманами. Кроме этого, есть примеры нейтральных наций, таких, как абиссинцы, нубийцы и киприоты. В сущности, такое разделение не опирается ни на какие тексты. Ни Коран, ни хадисы не содержат никаких положений на этот счет. Скорее, речь идет об описании преходящего состояния, возникающего, когда между мусульманами и немусульманами вспыхивает война. Это – изложение фактов, аналогичных тем, которые присутствуют в анализах, сделанных юристами-международниками, а именно: разделение мирового сообщества на две части в результате войны: то есть на воюющих, в частности, государства, вовлеченные в войну, с одной стороны, и, с другой, на невоюющих и нейтралов, и в эту группу входят все остальные члены международного сообщества. 19

 

Война как  необходимость согласно исламскому шариату

Международное право рассматривает войну как вооруженный конфликт между двумя или несколькими государствами. Оно же регламентирует отношения между воюющими и нейтральными державами. Причины войн многочисленны, сложны и не остаются неизменными20.

В арабском языке слова война, джихади завоевание могут иметь одинаковый смысл: борьба с неприятелем.     В мусульманском праве различаются три категории джихада: начальный джихад, оборонительный джихад и джихад в смысле освободительной войны. Начальный джихад начинается мусульманами в целях утверждения ислама. Об этом в Коране сказано: «Предписано вам сражаться [с многобожниками мекканскими], а сие ненавистно вам. Но бывает и так, что ненавистно вам то, что благо для вас, а что желанно вам, то зло для вас. Ведает Всевышний [об этом], а вы и не ведаете» (Коран, 2:216). Ведение начального джихада обусловлено присутствием Пророка или «непогрешимого» имама, — без присутствия Пророка или «непогрешимого» имама ведение или объявление начального джихада не допустимо. Кроме того, ведение военных действий (согласно начальному джихаду) в течение 4-х священных месяцев (раджаб, зу-л-ка'да, зу-л-хиджжа и мухаррам) запрещается. (Здесь следует отметить, что автор дает несколько субъективную оценку, поскольку Пророк Мухаммад разрешил сражаться с многобожниками в священный месяц, если они напали в этот месяц: «[Сражайтесь и] в месяц запретный, [коли выступили они] в месяц запретный» (Коран, 2:194). — Прим. ред.).

     Оборонительная война в исламе  означает военные действия исламского государства, направленные на защиту страны от иноземных захватчиков. Это правило ныне признано международным правом как необходимая (дозволенная) оборона.

     В исламе целью оборонительной  войны признано отражение нападения агрессора, нанесение ему поражения, изгнание его с захваченных территорий, защита жизни и имущества мусульман и исламского учения[21].0 войне и необходимости самообороны говорится и в других айатах Корана: «Сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не нападайте первыми. Воистину, не любит Господь нападающих первыми» (Коран, 2:190).

     Установки по оборонительному джихаду считаются из числа объективных, обязательных религиозных предписаний и во все века были общей обязанностью мусульман — как мужчин, так и женщин. Другим аспектом оборонительной войны является освободительный джихад, который означает защиту угнетенных и отражение всякого рода политической, экономической и культурной экспансии. Швейцарский исламовед Марсель Буазар считает освободительную войну своего рода гуманистической акцией[22]. На основе правовых актов и сиры в первых исламских государствах освободительная война, равно как и оборонительная, считалась обязательной для всех мусульман при условии, если доказаны факты посягательства на права и свободы подданных, а также факты коррумпированности и гнета государства. В этом случае на основе просьбы мусульман определенной страны все мусульмане других стран должны были оказать им соответствующую помощь. Данное положение в исламском праве основано на высказывании Пророка: «Не является мусульманином тот, кто, услышав мольбу о помощи, не сделает этого»[23].

     Относительно освободительной войны  следующий айат Священного Корана гласит: «И почему бы не сражаться вам во имя Бога и ради обездоленных мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из города этого, жители которого — притеснители, Назначь нам покровителя от Тебя и заступника!»?» (Коран, 4:75).

     В случае войны между двумя  мусульманскими странами все  другие исламские страны должны стремиться к восстановлению мира между ними. Но если одна из этих сторон является агрессором и продолжает войну без всяких доводов, не соглашаясь заключить мир, то другие исламские страны должны вступить в войну со страной-агрессором и воевать до тех пор, пока последняя не откажется от насилия. В Коране сказано: «Если сойдутся в драке две группы верующих, то примирите их. Если же одна из них совершит насилие по отношению к другой, то выступайте против той, которая несправедлива, пока не обратится она вновь к предписанию Божиему» (Коран, 49:9).

     Религиозные меньшинства на заре  ислама не обязаны были участвовать в военных походах, но в оборонительных войнах их участие было обязательным.24

Однако религия  не была мотивом для ведения военных  действий в джихаде, как не было его целью подчинить их и заставить принять ислам. Джихад ведется для того, чтобы покончить с несправедливостью,бороться на стороне слабых и отразить агрессию врага. Как указывает европейский ориенталист Томас Арнольд, великие завоевания, заложившие основы арабской империи, не были итогом религиозной войны за распространение ислама. Наоборот, вслед за этими завоеваниями развернулось широкое движение апостасии, отхода от христианства. Происходило это в таких масштабах, что создавалось впечатление, что целью арабов было само христианство. С тех пор христиане воспринимают меч как орудие проповеди ислама25.

Ислам не принял войну в качестве национальной политики, метода разрешения конфликтов, средства воплотить в жизнь свое стремление к гегемонии или захватить богатые трофеи. Как уже разъяснялось выше, война признается законной лишь в случае крайней необходимости. Мусульмане не хотят войны и вовсе не стремятся проливать кровь других людей. Так, Пророк (мир ему) сказал: «Не стремитесь сразиться с врагом. Просите Бога о защите от зла. Но если вы встретитесь с врагом, будьте тверды и часто поминайте Имя Божье»26. Прежде чем объявить войну или джихад, неприятелю должен быть предоставлен выбор одной из трех возможностей: ислам как залог мира; восстановление добрососедских отношений или заключе ние мирного договора либо война, если неприятель преисполнен решимости сражаться. Очевидно, что предоставление выбора из трех возможностей исключает принуждение. Есть неопровержимые доказательства того, что ислам насаждался не мечем и что существует четкое различие между распространением ислама посредством мудрости и доброго совета и объявлением джихада для отражения агрессии. Эти доказательства и другие аргументы показывают, что в истории мусульманства не было насильственного обращения в ислам. То же подчеркивается в таких словах Господа: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения…»27

Омайадский  халиф Омар Ибн Абдул Азиз сказал одному из правителей халифата, который жаловался на сокращение поступления средств от хараджа (поземельный налог) в связи с переходом многих людей в ислам: «Аллах послал Мухаммада, чтобы сеять истину и вести за собой людей, а не подати собирать».

По мнению большинства арабских правоведов, к  оружию можно прибегать для отражения нападения или агрессии. Запрещается убивать любого человека только за несогласие с исламом, а можно лишь при отражении агрессии, в которой он участвует. Поскольку гражданские лица и некомбатанты не участвуют в военных действиях, их, несомненно, нельзя убивать и превращать в объект нападения. Пророк (мир ему) запретил убивать женщин, детей и священников. Если немусульмане решат заключить соглашение о мире и мирном решении споров, они могут это сделать. От них не требуется ничего другого. Аллах Всемогущий оговорит: « А если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха…»4128и « Когда отправляетесь по пути Аллаха, то различайте и не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты не верующий»…»29 .

В исламе рассматриваются три вида ситуаций, делающих законным применение военной силы, а именно30:

a) агрессия  – коллективная или индивидуальная  – против мусульман как проповедников ислама, попытка склонить их к апостасии либо развязывание войны против мусульман. Аллах Всемогущий говорит: «Дозволено (сражаться) тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены...»31 и « И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн – хуже, чем убиение!…»32

b) помощь  жертвам несправедливости, будь  то отдельные лица или группы. Аллах Всемогущий говорит: « И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника»?»33

c) самооборона  и отражение нападения на отчизну.  Аллах Всемогущийговорит: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, – поистине, Аллах не любит преступающих!»34

Суммируя, можно сказать, что законной войной в исламе считается война справедливая, ведущаяся против тех, кто воюет с мусульманами. Правовые ограничения на ведение войны война строго регламентируется исламским шариатом. Религиозные предписания оказали явное влияние на формирование правил ведения войны, которые приобрели статус правовых норм, основанных на трех основополагающих требованиях: необходимость, гуманность и великодушие. Уже на заре своей истории ислам предписывал соблюдение следующих принципов35:

- некомбатант, не участвующий в войне посредством своих действий, выражения мнений, осуществления планирования или поставок, не должен превращаться в объект нападения;

– уничтожение  имущества запрещается, если оно не вызвано военной необходимостью, например, когда на пути армии стоят баррикады или когда имущество используется для прямой поддержки военных усилий (например, замки и крепости);

– принципы гуманности и благочестия должны соблюдаться во время и после войны;

– разрешается  гарантировать личную и коллективную безопасность на поле боя, чтобы предотвратить продолжение военных действий. Ведение военных действий строго регламентируется Священным Кораном, изречениями Пророка (мир ему) и приказами первого халифа Ислама Абу Бакра ас-Сиддика (632–634 гг.) и других мусульманских военачальников, как в этом можно убедиться при чтении основополагающих текстов.

 

Заключение.

В данной работе я постаралась дать точный однозначный неоспоримый утвердительный ответ на вопрос «есть ли международное право в исламе?» . Основываясь на всём вышеизложенном, можно заключить, что вопросы международного права достаточно освещены и развиты в исламском праве. Не будет преувеличением, если я скажу что Ислам внёс огромный вклад в возникновение, формирование и развитие международного права  как отдельной отрасли права. Несомненно, международно-правововые  идеи и нормы ислама гуманистичны, справедливы и человеколюбивы. Как было изложено, исламское международное право отвергает агрессию. Также, считаю, что многие  принципы исламского международного права как мирного времени так и военного, актуальны и на сегодняшний день. По моему мнению, приведённые выше доводы достаточны для осознания и доказательства фальшивости и абсурдности показаний некоторых террористических и экстремистических организаций и группировок, которые оправдывают свою деятельность идеями ислама.

Само  влияние ислама на международные  процессы не однозначно и нередко противоречиво. На мой взгляд, ислам - как международно-политический феномен выступает в трех аспектах. Первое, в качестве доктринального, концептуального учения. Второе, служит интеграционной основой, объединяющей различные группы, политические силы и государства по конкретным вопросам мировой политики и международных отношений. Третье, под исламом, его лозунгами скрываются социально-политические, экономические, идеологические интересы различных политических сил. Различные государства, политические режимы, партии, организации, движения и отдельные политические деятели используют догмы и положения ислама, его интеграционный, мобилизующий потенциал для реализации конкретных политических целей и задач. Таким образом, когда речь заходит о роли и месте ислама в политике и международных отношениях, необходимо видеть и различать того, что догматы, нормативные предписания и положения ислама, воплощаясь в конкретную политическую практику, конкретных политических сил становятся составной частью содержания политики исламских государств.

Информация о работе Международное право Ислама