Международное уголовное право и правовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 13:48, реферат

Описание работы

Международное уголовное право как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью. Объектом регулирования международного уголовного права являются межгосударственные отношения, т.е. отношения с участием государств и международных организаций. Соответственно, субъектами являются государства и международные организации.

Содержание

1. Понятие и источники международного уголовного права

2. Международные преступления и преступления международного характера

3. Ответственность за преступления международного характера

4. Правовая помощь по уголовным делам

Работа содержит 1 файл

реферат по международному праву.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

    План

1. Понятие  и источники международного уголовного  права

2. Международные  преступления и преступления  международного характера

3. Ответственность  за преступления международного  характера

4. Правовая  помощь по уголовным делам

 

    

    Введение

    Международное уголовное право как отрасль  международного публичного права представляет собой совокупность принципов и  норм, регулирующих сотрудничество государств и международных организаций  в борьбе с преступностью. Объектом регулирования международного уголовного права являются межгосударственные отношения, т.е. отношения с участием государств и международных организаций. Соответственно, субъектами являются государства и международные  организации. Основными источниками  международного уголовного права принято  считать международный договор  и международный обычай.

    В литературе встречаются и иные концепции  международного уголовного права. Наиболее распространенной является, пожалуй, концепция, согласно которой международное  уголовное право включает в себя как международные нормы, так  и соответствующие нормы внутреннего  уголовного права. Весьма распространено мнение, согласно которому субъектами международного уголовного права являются не только государства, но и индивиды. Лишь в исключительных случаях предусмотрена  прямая ответственность индивида за нарушение норм международного уголовного права - при преступлениях против мира и безопасности человечества. В таких случаях любое государство  и Международный уголовный суд  с помощью государств вправе привлечь индивида к уголовной ответственности непосредственно на основе международного права.

    Проект  Кодекса преступлений против мира и  безопасности человечества проводит четкое различие между уголовно-правовой ответственностью индивида и международно-правовой ответственностью государства.  
1. Понятие и источники международного уголовного права

    В настоящее время в мире отмечается значительный рост преступности, в  том числе имеющей международный  характер. Государства координируют свои действия по борьбе с преступностью  следующим образом: заключают договоры о борьбе с отдельными видами международных  преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам, осуществляют совместные меры по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности.

    Источниками международного уголовного права являются:

    1) конвенции о борьбе с международными  преступлениями и преступлениями  международного характера (с захватом  заложников, угоном воздушных судов  и т.п.);

    2) договоры о сотрудничестве и  правовой помощи по уголовным  делам;

    3) договоры, регулирующие деятельность  международных организаций, в  чью компетенцию входит борьба  с преступностью.

    Обязательства государств по вышеуказанным договорам  заключаются: в определении международных  уголовно наказуемых деяний; мерах  по предупреждению и пресечению таких  преступлений; обеспечении ответственности  преступников; установлении правил юрисдикции; регламентации правовой помощи по уголовным  делам и регулировании взаимоотношений  государств и международных правоохранительных организаций.

    Государства сотрудничали друг с другом в борьбе с преступностью, начиная с рабовладельческих  времен. В рабовладельческих государствах наиболее опасным преступлением  считалось восстание рабов, поэтому  государства обязывались оказывать  друг другу помощь в подавлении этих восстаний. В договоре египетского  фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттусили III, заключенным в 1296 г. до н.э., содержалось такое положение: "Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов".

    Аналогичная практика была известна и государствам Древней Греции. Заключенный в 421 г. до н.э. между Афинами и Спартой мирный договор (Никиев мир) содержал обязательство Афин оказывать поддержку Спарте в случае восстания рабов. Договоры того времени содержали и некоторые иные положения, которые ныне относятся к международному уголовному праву. Чаще всего это было обязательство взаимной выдачи преступников, в первую очередь политических. Такое обязательство содержалось и в упомянутом договоре Рамсеса с Хаттусили.

    В теории концепция международного уголовного права появилась в литературе на рубеже XIX и XX вв., причем речь шла, в  основном, о разграничении уголовной  юрисдикции государств и о правовой помощи.

    Одним из первых концепцию международного уголовного права выдвинул профессор  Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс, который установил, что международное уголовное право "заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения".

    Постепенно  концепция международного уголовного права находит признание и  в отечественной учебной литературе. В учебнике "Международное право" под редакцией Г.В. Игнатенко имеется  глава "Международное уголовное  право". Термин "международное  уголовное право" получил широкое  признание как в мировой литературе, так и в международной практике.

    Проект  Кодекса преступлений против мира и  безопасности человечества в редких случаях допускает применение общих  принципов права, в частности  при установлении исключающих вину обстоятельств, под которыми понимаются такие принципы, которые "прочно вошли в практику и широко признаются в качестве приемлемых в отношении  преступлений, сходных по степени  тяжести по внутригосударственному или международному праву".

 

    

    2. Международные преступления  и преступления международного характера

    Основные  составы международных преступлений определены Уставами Международных  военных трибуналов, учрежденных  после, Второй мировой войны (Нюрнбергским и Токийским). Их универсальное значение было подтверждено Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг., а также Уставами трибуналов для Югославии и Руанды и Статутом Международного уголовного суда. В Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов международные преступления подразделялись на три группы:

    1) преступления против мира;

    2) военные преступления;

    3) преступления против человечности.

    В соответствии со ст. 6 Устава Международного военного трибунала для суда и  наказания главных военных преступников европейских стран (Нюрнбергского  трибунала) к преступлениям против мира были отнесены: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной  войны или войны в нарушение  международных договоров, соглашений или заверений, или участие в  общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных  действий.

    В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. "Определение агрессии" под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.

    Применение  вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии.

    В качестве акта агрессии квалифицируются:

    1) вторжение или нападение вооруженных  сил государства на территорию  другого государства или любая  военная оккупация, какой бы  временный характер она ни  носила, являющаяся результатом  такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

    2) бомбардировка вооруженными силами  государства территории другого  государства или применение любого  оружия против другого государства;

    3) блокада портов или берегов  государства вооруженными силами  другого государства; нападение  вооруженными силами государства  на сухопутные, морские или воздушные  силы или морские и воздушные  флоты другого государства;

    4) применение вооруженных сил одного  государства, находящихся на территории  другого государства по соглашению  с принимающим государством, в  нарушение условий, предусмотренных  в соглашении, или любое продолжение  их пребывания на такой территории  по прекращении действия соглашения;

    5) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую  оно предоставило в распоряжение  другого государства, использовалась  этим другим государством для  совершения акта агрессии против  третьего государства;

    6) засылка государством или от  имени государства вооруженных  банд, групп и регулярных сил  наемников, которые осуществляют  акты применения вооруженной  силы против другого государства,  носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным  выше актам, или его значительное  участие в них.

    Международным преступлением признано наемничество, которое согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г., определяется как лицо, которое:

    1) специально завербовано на месте  военных действий или за границей  для того, чтобы участвовать в  вооруженном конфликте;

    2) фактически принимает участие  в военных действиях, руководствуясь  главным образом желанием получить  личную выгоду. При этом материальное  вознаграждение должно существенно  превышать вознаграждение, выплачиваемое  комбатантам того же ранга  и функций, входящим в состав  вооруженных сил данной стороны.  Форма вознаграждения может быть  различной (регулярные или разовые  выплаты, скажем, за каждого убитого  и т.п.);

    3) не является ни гражданином  стороны, находящейся в конфликте,  ни лицом, постоянно проживающим  на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

    4) не входит в личный состав  вооруженных сил стороны, находящейся  в конфликте;

    5) не послано государством, не являющимся  воюющей стороной, для выполнения  официальных обязанностей в качестве  лица, входящего в состав вооруженных  сил. Этим наемники отличаются  от военных советников, направленных  на службу в иностранную армию  по специальному соглашению между  государствами и не принимающих  непосредственного участия в  военных действиях.

    Наемники  являются военными преступниками и  не могут ссылаться на положения  Женевских конвенций 1949 г. На них  не распространяется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.

    В соответствии с Конвенцией о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. к наемникам  относят не только лиц, непосредственно  участвующих в вооруженных конфликтах, но и лиц, завербованных для участия  в заранее запланированных актах  насилия, направленных на свержение  правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка  или нарушение его территориальной  целостности и неприкосновенности. Преступными признаются также действия лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.

    Военные преступления представляют собой преступные нарушения законов или обычаев  войны. Устав Нюрнбергского военного трибунала отнес к ним следующие преступления: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и др.

Информация о работе Международное уголовное право и правовая система России