Международно-правовая охрана авторских прав и смежных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть проблему международной защиты авторских разработок на современном этапе.

Содержание

Введение
1 Международно-правовые аспекты регулирования авторского права
2 Анализ правового обеспечения защиты авторского права в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

СРС 3 Международно-правовая охрана авторских прав и смежных прав.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

За период с 1914 по 1928 год  к конвенции присоединились следующие государства: Австрия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Греция, Ливан, Марокко, Польша, Румыния, Сирия, Чехословакия, Эстония, а также получившие независимость доминионы Великобритании: Австралия, Ирландия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика.

Римская конференция  проходила в период бурного развития средств массовой информации и коммуникаций, характерных для начала двадцатого века. Это в частности нашло отражение в признании охраны прав авторов при трансляции по радио их произведений (ст.11 bis), расширении объектов охраны, признания так называемых личных прав автора и т.п2.

Следует заметить, что  признание личных прав Бернской конвенцией было воспринято без энтузиазма представителями кинематографической промышленности, а в последствии и телевиденья, особенно в США. Это было связано с тем, что эти индустрии в основном используют самостоятельные произведения для создания кино- и телефильмов и, таким образом заинтересованы в возможности более свободно изменить чьё-либо произведение, приспосабливая его к своим нуждам.

После второй мировой  войны в Европе возобновились работы в области международного авторского права. Бернская конвенция вновь существенным изменениям в Брюсселе в 1948 году. Основной целью конференции было стремление добиться более полной унификации правил конвенции и национальных законодательств, а также учесть новые условия научного и технического развития. Унификация правил применения конвенции была достигнута путём усиления принципа её главенства над национальными законодательствами.

В числе конференций, изменявших и дополнявших Бернскую конвенцию, Стокгольмская конференция 1967 года занимает особое место.

Основа развития межамериканской  системы охраны авторского права  была заложена Конвенцией о литературной и художественной собственности которая была заключена в Монтевидео в 1889 году.

VII международная конференция  американских государств в 1933 году одобрила проект конвенции учитывая положения обеих систем.

На XV сессии Лиги Наций  в 1934 году были отмечены усилия, предпринятые для унификации обеих систем с целью либо слияния двух конвенций (Гаванской и Римской), либо создания новой, которая заменила бы уже существующие.

Таким образом, говоря о  причинах принятия Всемирно конвенции  об Авторском праве, следует иметь в виду прежде всего стремление к этому Соединённых Штатов и, кроме того, заинтересованность проявленную целым рядом других стран, которые хотели видеть в международной конвенции соглашение с как можно меньшим количеством императивных условий и формальностей.

Конвенция применила  новый, доселе не встречавшийся в международной практике метод ограничения этого права путем выдачи при определенных обстоятельствах так называемой «принудительной лицензии» на перевод. И еще один случай ограничения принципа национального режима заслуживает особого внимания, речь идет о механизме преодоления существующей в некоторых странах обязанности выполнения заинтерёсованным лицом так называемых формальностей для признания за ним авторских прав на охраняемое произведение.

В рамках I Международного кинофестиваля "Евразия" в Алматы прошла международная конференция по проблемам защиты авторского права в аудиовизуальной сфере.    Основной целью конференции явилось обсуждение юридической практики действующих законодательств государств СНГ и проблем их соответствия нормам международных конвенций и соглашений, а также выработка единых концептуальных подходов и принципов регулирования и функционирования правового пространства в области защиты авторских и смежных прав.

Обсудив юридическую ситуацию в области защиты авторских прав в аудиовизуальной сфере, перспективы сотрудничества и взаимодействия с международными организациями по охране авторских прав, борьбу с пиратством, участники конференции заявили о необходимости унификации законодательств стран СНГ в этой области. Так, сообща были выработаны конкретные механизмы координации и контроля соблюдения действующего законодательства. В частности, проведя сравнительный анализ ситуации в области защиты авторских прав в аудиовизуальной сфере в России и Казахстане, российские участники отметили, что значительных различий в законодательствах РФ и РК в области защиты авторских прав, в принципе, не существует.

 

2 Анализ правового обеспечения  защиты авторского права в  Республике Казахстан 

 

На рубеже тысячелетий, как никогда ранее, умы человечества привлекает вопрос о будущих перспективах. Многочисленные прогнозы сходятся в одном - роль научных достижений, технологий, значение интеллекта будут, несомненно, возрастать. В праве это связывается с таким сложным явлением, как интеллектуальная собственность. "Ныне не вызывает сомнений тот факт, что сама интеллектуальная собственность - это один из важнейших феноменов и одно из ключевых понятий мирового сообщества конца XX века и, фактически, новое явление для современной РК. В современных условиях в РК происходит рост влияния интеллектуального фактора на экономическое, социальное и политическое развитие. В этом отношении процессы, происходящие в нашем государстве созвучны с процессами, имеющими место и в других государствах.

В целях создания благоприятных  условий для наращивания интеллектуального потенциала общества Конституции большинства стран гарантируют каждому человеку свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Эта свобода получает конкретные юридические гарантии в виде норм авторского права3.

Проблемы авторского права как одного из институтов интеллектуальной собственности являются предметом  острого дискуссионного обсуждения. Это объясняется как сложностью самого предмета научного анализа, так  и дефицитом понимания между представителями различных отраслей общественных наук, занимающихся исследованиями в данной области4. На наш взгляд, следует отрешиться от отраслевого изоляционизма и сепаратизма в научном поиске по проблемам авторского права и рассмотреть его как комплексное понятие, на стыке различных отраслей.

Авторское право, закрепляющее гарантии создателей произведений литературного, научного и художественного творчества, выступает как один из важнейших  структурных элементов демократической  системы государства по реализации прав и свобод человека и гражданина.

На наш взгляд, есть определенная логика в том, что реформирование отечественной правовой системы  началось с принятия новых законодательных актов, связанных с гарантиями в интеллектуальной области. Начало 90-х годов годы ознаменованы принятием новых законодательных актов по вопросам авторского права. Это Законы РК "Об авторском праве и смежных правах" и другие.

Сегодня также Министерство юстиции предлагает законодательно урегулировать вопросы защиты авторских  прав на программные продукты. «На практике возникает множество спорных вопросов, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности на программные продукты.

В настоящее время отношения, возникающие в сфере использования программного обеспечения, регулируются Законом «Об авторском и смежных правах». При этом, программное обеспечение в законе представлено наравне с литературными, драматическими, музыкальными произведениями». Вместе с тем, «нет механизма госрегистрации, обеспечивающего презумпцию авторства». Недостаточное урегулирование отношений в сфере программного обеспечения не способствует развитию отечественных информационных и телекоммуникационных технологий5.

Принимая во внимание то обстоятельство, что формирующаяся ныне в РК правовая система уходит корнями в прошлое, представители правовой науки считают важным провести историко-сравнительный анализ действующего авторского законодательства и прежних правовых стандартов.

Основное правовое поле работы составляют нормативно-правовые источники авторского права РК, и, прежде всего, Конституция РК Законы РК "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране топологий интегральных микросхем" и т.д. Использованы также акты гражданского, административного, уголовного и других отраслей законодательства, международно-правовые документы по проблемам прав человека, авторского права и интеллектуальной собственности.

Действующее законодательство Республики Казахстан под авторским  правом понимает имущественные и  личные неимущественные права автора – физического лица, творческим трудом которого создано какое-либо произведение науки, литературы или искусства, являющееся объектом интеллектуальной собственности, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также способа и формы их выражения.

Авторское право в Республике Казахстан регулируется Конституцией РК, статьями 971 - 984 ГК РК, Законом РК от 10 июня 1996 года № 6-1 «Об авторском праве и смежных правах», нормами Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве от 6 сентября 1942 года (Казахстан признал ее в порядке правопреемства международных обязательств и договоров бывшего СССР в 1992 году)6, положениями Женевских Договоров Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 года (Казахстан присоединился к ним Законами от 16 апреля 2004 г. № 545 и № 546)7 и рядом других нормативных правовых актов РК8.

Законодательство в  сфере авторского права РК направлено на достижение основных целей и задач, во-первых, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений и получение доходов и т.д. Во-вторых, авторское право создает условия для широкого использования произведений в интересах общества. Другими словами можно сказать, что усиление защиты авторского права и ужесточение наказания за его нарушение ни в коем случае не должно препятствовать использованию объектов авторского права в повседневной жизни человека.

В п. 3 ст. 963 ГК РК, относящейся  к общим положениям об интеллектуальной собственности и распространяющей свое действие на главу «Авторское право» определено, что право авторства неотчуждаемо и непередаваемо и может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной творческой деятельности. Авторское право не распространяется на собственно идеи, концепции, принципы, методы, системы, процессы, открытия и факты. Если произведение создано совместным творческим трудом двух или более физических лиц, они признаются соавторами и имеют одинаковые авторские права. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельно значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. За юридическими лицами авторское право не признается, они могут быть только правообладателями, получившими право на использование произведения и (или) объекта смежных прав по договору с автором или иному основанию, предусмотренному законодательством.

В соответствии со статьей 972 ГК РК и статьей 7 Закона об авторском праве объектами авторского права являются:

- литературные произведения;

- драматические и музыкально-драматические  произведения;

- сценарные произведения;

- произведения хореографии  и пантомимы;

- музыкальные произведения  с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения;

- произведения скульптуры, живописи, графики и другие произведения  изобразительного искусства;

- произведения прикладного  искусства;

- произведения архитектуры,  градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения  и произведения, полученные способами,  аналогичными фотографии;

- карты, планы, эскизы, иллюстрации и трехмерные произведения, относящиеся к географии, топографии  и к другим наукам;

- программы для ЭВМ;

- иные произведения.

К объектам авторского права  также относятся:

- производные произведения (переводы, обработки, аннотации,  рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие  переработки произведений науки,  литературы и искусства);

- сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие  составные произведения, представляющие  собой по подбору и (или)  расположению материалов результат  творческого труда.

На основании вышеизложенного, можно сказать, что за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав (прав интеллектуальной собственности) предусмотрена также гражданская (нормы ГК РК)9, административная (статья 129 Кодекса РК об административных правонарушениях) и уголовная (статья 184 Уголовного кодекса РК) ответственность.

В работах известных  авторов по теории права рассматривается  авторское право как институт интеллектуальной собственности и  исходит из характеристики исключительных прав, как монопольных правомочий. Он предпринял этот анализ путем использования понятий и категорий конституционного права, имеющих отношение к авторскому праву как форме реализации прав и свобод творческой личности в условиях демократического правового государства10.

Исследование позволило  проследить органическую связь авторского права с такими основополагающими конституционными категориями, как свобода слова, свобода творчества, свобода печати, право на информацию, право на доступ к культурным ценностям.

Юридическая природа  норм авторского права до настоящего времени является предметом острых и неоднозначных дискуссий. Большинство российских ученых рассматривают авторское право в качестве института гражданского права. Алексеев С.С. отмечает, что в отличие от институтов гражданского права авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатами интеллектуального труда, что и порождает специфику соответствующих отношений. Создаваемые произведения неотделимы от их авторов, что предопределяет специфику авторского права. Права авторов носят как личный, так и имущественный (исключительный) характер. Данные обстоятельства оказывают принципиальное влияние на правовое регулирование авторских отношений, обуславливая выделение норм авторского права в относительно самостоятельную подотрасль права.

Информация о работе Международно-правовая охрана авторских прав и смежных прав