Международно-правовое регулирование применения силы в международных отношениях (А, Б, В, Г)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать особенности применения силы в международных отношениях.

Предмет исследования – международно-правовое регулирование применения силы.

Объект исследования – международные акты и теоретическая литература по проблемам применения силы в международном праве.

Содержание

Введение 3
1. Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях: понятие, содержание, источники правового регулирования 5
2. Определение агрессии. Запрещение пропаганды войны 9
3. Правомерное применение силы в международных отношения 14
4. Роль ООН в реализации принципа неприменения силы и угрозы силой 19
Заключение 25
Задача 1 27
Задача 2 28
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Вариант 1 Силы-применение-Межд-1-(А).doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     г) нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства;

     д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся в соглашении;

     е) предоставление своей территории другому  государству в целях использования  ее для совершения актов агрессии против третьих государств;

     ж) засылка одним государством вооруженных  банд, групп, наемников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против другого государства (ст. 3). Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического или военного, не могут служить оправданием акта агрессии (п. 1 ст. 5).4

     Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответственность (п. 2 ст. 5). Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученная в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными (п. 3 ст. 5).

      Современное международное право запрещает государствам обращаться к войне для урегулирования споров, агрессивная война запрещена международным правом: ее подготовка, развязывание и ведение - это международное преступление. Сам факт объявления войны рассматривается как агрессия.

      Агрессивная война составляет преступление против мира, за которое предусматривается  ответственность в соответствии с международным правом.

      В соответствии с этим, будет признано нападающим в международном конфликте, без ущерба для соглашений, действующих между сторонами, участвующими в конфликте, Государство, которое первое совершит одно из следующих действий:

      - объявление войны другому государству;

      - вторжение своих вооруженных сил, хотя бы без объявления войны, на территорию другого Государства;

      - нападение своими сухопутными, морскими или воздушными силами, хотя бы без объявления войны, на территорию, суда, или воздушные суда другого Государства;

      - морскую блокаду берегов или портов другого Государства;

      - поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого Государства, или отказ, несмотря на требование Государства, подвергшегося вторжению принять, на своей собственной территории, все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

      В соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены  для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной  защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

      Агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным  государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН (ст. 3 Федерального конституционного закона "О военном положении").

      В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

      1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

      2) бомбардировка вооруженными силами  иностранного государства (группы  государств) территории Российской  Федерации или применение любого  оружия иностранным государством (группой государств) против Российской  Федерации;

      3) блокада портов или берегов  Российской Федерации вооруженными  силами иностранного государства  (группы государств);

      4) нападение вооруженных сил иностранного  государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской  Федерации или другие войска  независимо от места их дислокации;

      5) действия иностранного государства  (группы государств), позволяющего (позволяющих)  использовать свою территорию  другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии  против Российской Федерации;

      6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным выше актам агрессии.5

      Актами  агрессии против Российской Федерации  могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным  государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости  и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в вышеназванных пунктах актам агрессии.

      Непосредственной  угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации (ст. 3 Федерального конституционного закона "О военном положении").

      В случае агрессии против Российской Федерации  или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации  вводит на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

      Особое  значение приобретает вопрос о пропаганде как средстве воздействия, когда  в целях разложения армии противника и подрыва его морального состояния  воюющие государства используют различные способы пропаганды, в том числе и листовки, сбрасываемые с самолетов. Члены экипажа такого самолета, если попадут к неприятелю, должны рассматриваться как военнопленные.

      Но  международное право не всякую пропаганду считает допустимой. Так, пропаганда агрессивной войны является преступлением. Является преступной и пропаганда, призывающая к нарушению законов и обычаев войны.

3. Правомерное применение  силы в международных  отношения

 

      Сегодня ведутся споры о правомерности применения силы на международной арене. И как показывают последние события, сила уже рассматривается как всегда правомерная в руках «сильного».

      Вопреки псевдогуманистической пропаганде, роль силы в международных отношениях чрезвычайно возросла, а карта  мира вновь стала неустойчивой.

      В подтверждение приведем такой факт. В ходе своего визита в США в  октябре 2005 г. тогдашний итальянский  премьер С. Берлускони, касаясь темы участия Италии в войне в Ираке, заявил: "Война в крайнем случае может стать способом экспорта демократии"6.

      США присвоили себе роль "миротворца в масштабах планеты". За последние  годы имели место не санкционированные  ООН операции - в Косово, Афганистане  и Ираке. Действуя по собственному усмотрению, США объясняют свои действия якобы  неэффективностью миротворческой и гуманитарной деятельности, осуществляемой без их участия. Однако не составляет особого труда заметить, что за каждой интервенцией обязательно присутствуют интересы самих США (экономические, как, например, в Ираке; геополитические, как в Косово).

      Практика  не санкционированных ООН действий США против несостоявшихся, слабых государств, ограничивающих, а фактически попирающих их суверенитет, вызывает резкую отрицательную реакцию в мире. Не случайно, что в самой Америке  звучат призывы отказаться "от глобального доминирования в пользу глобального лидерства", в том числе и таких "политических зубров", как Збигнев Бзежинский.

      Узурпировав право выносить вердикт другим государствам и ставя себя над международным  правом, США в начале третьего тысячелетия нуждаются в универсалистской идее и провозглашают ее через подобие доктрины: "Защита демократии и прав человека - общее дело мирового сообщества". Американская идеология либерализма тем самым превращается в тоталитарное мировоззрение, не терпящее сосуществования иных ценностей. Предполагается, что любое государство обязано прежде всего проводить проамериканскую политику и не препятствовать геополитическим планам США управления миром, иначе его демократия будет немедленно объявлена ненастоящей, а само государство тоталитарным.

      Эти идеи были полностью реализованы  при ликвидации Югославии. Симптоматично, что еще во время югославского кризиса в США Фондом Карнеги  был переиздан Доклад 1914 г. о Балканских войнах. Главное в этой публикации - предисловие автора американской "доктрины сдерживания" Дж. Кеннана, определившего подход к будущему развитию событий на Балканах. Он указал, что "ограничения, налагаемые на балканских участников в отношении того, что они считают своим неограниченным суверенитетом и свободой действий, должны быть куда более значительными, чем те, что обычно применяются в международном сообществе".

      "Теоретические"  положения Кеннана полностью  противоречат международному праву.  Ведь те, кто извне занимался  этой проблемой, оказывается,  были способны на "нововведения в области прав и обязанностей, предполагаемых термином "суверенитет", а также "были готовыми применить силу". Так, уже в 1993 г. была сделана проекция от балканского конфликта на весь мир, было "обосновано" право США вмешиваться во внутренние дела суверенных государств, вплоть до агрессии.7

      Современное состояние международных отношений позволяет отметить следующие моменты применения силы которые, многие политики считают правомерными:

      -  гуманитарная интервенция, т. е. применение вооруженных сил против страны - нарушительницы прав человека.

      -  побуждение или принуждение к миру.

      Интервенция возможна только при положительном решении Совета Безопасности ООН.

      Право на самооборону является представляет собой исключение из принципа неприменения силы. Устав ООН квалифицирует его как неотъемлемое право (ст. 51).

      Поскольку международное право признает право  на самооборону только за государствами, то случай самообороны не касается международных организаций. Вместе с тем, право на самооборону может осуществляться государствами не только индивидуально, но и коллективно, в том числе и в рамках международной организации. Следовательно, меры самообороны могут затрагивать и правоотношения с участием организаций.

      Российская  Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.

      Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также  для защиты от антиконституционных  действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.

      В Военной доктрине Российской Федерации определены цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

      В крупномасштабной (региональной) войне  в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) целью применения Вооруженных Сил Российской Федерации является защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

      В локальных войнах и международных  вооруженных конфликтах целью применения Вооруженных Сил является локализация  очага напряженности, создание предпосылок  для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

Информация о работе Международно-правовое регулирование применения силы в международных отношениях (А, Б, В, Г)