Международно-правовое регулирование применения силы в международных отношениях (А, Б, В, Г)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать особенности применения силы в международных отношениях.

Предмет исследования – международно-правовое регулирование применения силы.

Объект исследования – международные акты и теоретическая литература по проблемам применения силы в международном праве.

Содержание

Введение 3
1. Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях: понятие, содержание, источники правового регулирования 5
2. Определение агрессии. Запрещение пропаганды войны 9
3. Правомерное применение силы в международных отношения 14
4. Роль ООН в реализации принципа неприменения силы и угрозы силой 19
Заключение 25
Задача 1 27
Задача 2 28
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Вариант 1 Силы-применение-Межд-1-(А).doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Тема 1. Международно-правовое регулирование применения силы в международных  отношениях (А, Б, В, Г)

ПЛАН 

 

Введение

 

      Мир так устроен, что в силу взаимопроникновения  и взаимовлияния культур наблюдается  значительное сходство конституционных  ценностей, воспринятых в большинстве государств: они отражают общие ценности международного права, понятные основной массе людей вне зависимости от их национальной, культурной, религиозной принадлежности: суверенное равенство государств, недопустимость применения силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, международное сотрудничество и др. Реализация именно этих конституционно значимых положений на международном уровне позволяет обеспечить международный порядок и стабильность, а не однополярность мира, управляемого по принципу силы.

      На  протяжении всей истории в международных  отношениях силе принадлежало решающее значение. Международные договоры в  значительной мере отражали соотношение  сил участников, если и не в формальных положениях, то при их осуществлении. Это обстоятельство признавали и юристы, делая соответствующие выводы.

      Устав ООН четко закрепил принцип неприменения силы, обязав государства воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения.

      Цель  курсовой работы – проанализировать особенности применения силы в международных отношениях.

      Предмет исследования – международно-правовое регулирование применения силы.

      Объект  исследования – международные акты и теоретическая литература по проблемам  применения силы в международном праве.

      Для достижение цели курсовой работы предусмотрено  решить следующие задачи:

      1. Проанализировать содержание принципа неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях;

      2. Определить сущность агрессии в международном праве;

      3. Показать правомерное применение силы в международных отношениях и роль ООН в реализации принципа неприменения  силы и угрозы силой.

      Курсовая  работа состоит из введения, основной части, заключения и литературы. 
 

 

    1. Принцип неприменения  силы и угрозы  силой в международных отношениях: понятие, содержание, источники правового регулирования

 

      «Конституцию» международного права образуют его  основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической  силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов.

      Принципы  международного права носят универсальный  характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

      Все принципы международного права имеют  первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации  каждого из них с учетом других.

      Принципы  взаимосвязаны: нарушение одного положения  влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной  целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного  равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

      Поскольку основные принципы международного права  представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме  определенных источников международного права.

      Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму.

      Так, семь принципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

      Содержание  основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.1

      Рассмотрим  содержание принципа неприменения силы и угрозы силой.

      В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного права должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также пропаганда войны.

      Территория  государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.

      Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, связанных с применением  вооруженных сил, от организации и поощрения иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.

      Государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

      Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств  разрешения международных споров. Споры  могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.

      Объектом  защиты принципа являются общественные отношения, связанные с правом человека на жизнь в ненасильственном мире, с запретом решения спорных вопросов с применением силы или ее угрозой. Предмет отношений в соответствии с более конкретной формулой п. 4 ст. 2 Устава ООН обозначен как территориальная неприкосновенность или политическая независимость любого государства, а также иные действия, несовместимые с целями ООН.

      Обязательства государств в соответствии с принципом  состоят в неприменении друг против друга первыми вооруженной силы в нарушение положений Устава ООН независимо от того, выражается ли это во вторжении на территорию государства, или ее оккупации, или бомбардировке, или нападении вооруженными силами на военные сухопутные, морские или воздушные силы вне пределов государства, в формировании и засылке вооруженных банд и т. д.

      Все члены сообщества обязаны участвовать  в санкциях против агрессора по решению  компетентных органов - Совета Безопасности ООН, региональных политических организаций под руководством также Совета Безопасности ООН или в силу двусторонних договоров, а также не оказывать материальной и моральной поддержки агрессору. Применение вооруженной силы против агрессора не является нарушением принципа.2

      Никто не станет отрицать значение силы в  международных отношениях. Однако сила должна использоваться в рамках права, что придает особое значение силе и повышает эффективность права. В современных условиях использование вооруженной силы вопреки праву, как свидетельствует опыт СССР в Афганистане и США во Вьетнаме и Ираке, становится все менее целесообразным. Это мнение разделяют и некоторые американские дипломаты. Помощник государственного секретаря США по делам международных организаций во время президентства Дж. Картера Ч. Мэйнс сказал: "Сегодня традиционные формы силы, как военное могущество, стали менее полезными, чем в прошлом при достижении целей внешней политики. Это имеет радикальное, почти революционное, значение для международной системы и для того, как мы можем иметь дело с этой системой".  

 

       2. Определение агрессии. Запрещение пропаганды  войны

 

      Декларация  о принципах международного права 1970 г. содержит следующее определение: Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет за собой ответственность по международному праву"3.

      Агрессивная война квалифицируется как преступление, которое порождает соответствующую  ответственность по международному праву для его субъектов. Особое значение имеет то обстоятельство, что приведенное положение содержится в основном принципе международного права, обладающем высшей юридической силой. Рассматриваемое положение подтверждалось Генеральной Ассамблеей ООН и в дальнейшем.

      Агрессия нашла основательное отражение в позитивном международном праве. Однако это не значит, что не может быть и иных международных преступлений. При определении целей ООН ее Устав на первое место поставил задачу "предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира". Как видим, цель сформулирована довольно широко. Речь идет не только об актах агрессии, но и иных нарушениях мира. Это имеет существенное значение и для реализации иных целей ООН, а именно обеспечение уважения принципа самоопределения и равноправия народов, а также обеспечения "уважения к правам человека и основным свободам для всех".

      Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной  неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.

     Современное международное право запрещает  агрессивные войны, вместе с тем  в современных условиях могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом: оборонительные войны в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии (ст. 51 Устава ООН); национально-освободительные войны; гражданские войны в отдельных странах; операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопасности ООН (ст. 42 Устава ООН); при выполнении договорных обязательств.

     Война - это организованная вооруженная  борьба между независимыми суверенными  государствами. Определение агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от 14 декабря 1974 г., согласно которой под агрессией понимается "применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН" (ст. 1).

     К актам вооруженной агрессии относятся:

     а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого  государства; любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила; любая аннексия территории другого государства или части ее с применением силы;

     б) применение любого оружия одним государством против территории другого государства;

     в) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого государства;

Информация о работе Международно-правовое регулирование применения силы в международных отношениях (А, Б, В, Г)