Права человека: понятие, сущность, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция

Описание работы

Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

Содержание

Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература

Работа содержит 1 файл

Kurs_lektsy_Prava_chel.docx

— 271.14 Кб (Скачать)

Закрепляя юридическое равенство  прав мужчины и женщины во всех областях политической, экономической и социальной сферы, наше государство через систему льгот, преимуществ, гарантий создает дополнительные условия для охраны их труда и здоровья. Однако проблемы гендерной чувствительности нашего законодательства по-прежнему остаются актуальными. Удельный вес женщин в республике составляет около 53%. Женщин, имеющих высшее образование, в республике на 12% больше, чем мужчин, но в то же время доход женщин на 20% ниже. Большинство безработных в республике – женщины, более 60% среди всех безработных.

 

3. Права ребенка.

Во всем мире дети признаются одной  из категорий лиц, наиболее нуждающихся в защите, в том числе и правовой. Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена в первую очередь их физической и социальной незрелостью.

Межгосударственное сотрудничество в период с начала XX в. и до Второй мировой войны затрагивало лишь отдельные стороны правового положения детей и осуществлялось в основном по трем направлениям: борьба с рабством; вопросы торговли женщинами и детьми; международное регулирование труда детей и подростков. Принятые конвенции (Конвенция о рабстве 1926г., Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г., Конвенция МОТ № 3 об охране материнства, Конвенции МОТ о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве (№ 10), на море (№8), в качестве рыбаков (№ 112), в промышленности (№ 59) и на непромышленные работы (№ 60) и др.) регулировали вопросы борьбы с торговлей детьми, использованием их с целью проституции, а также вопросы охраны материнства, минимального возраста принятия детей на различные виды работ.

Государствами не ставился вопрос о  разработке какого-либо универсального международного документа, который содержал хотя бы минимальный перечень прав ребенка и нормы по обеспечению этих прав.

Первая мировая война и ее последствия показали, что дети в период военных действий становятся наиболее уязвимой и незащищенной группой населения. Проанализировав итоги войны и ее влияние на судьбы детей, в 1923 г. британский Союз спасения детей и ее шведский аналог «Радда Барнен» совместно с Лигой женщин разрабатывают и предлагают к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка. Впоследствии эта декларация получила название Женевской, так как была подписана в 1924 г. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций. Этот документ включал 5 принципов, при которых возможно обеспечение благосостояния ребенка, и в первую очередь указывалось на необходимость особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». Однако она не накладывала обязательств непосредственно на государства, а лишь провозглашала обязанность «мужчин и женщин всех стран мира» заботиться о благополучии детей.

После Второй мировой войны развитие международной защиты прав человека, и прав ребенка в том числе, приобрело надгосударственный характер и было направленно на разработку международных стандартов в области защиты прав ребенка и создания специальных контрольных органов за их соблюдением.

В настоящее  время координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, касающихся интересов детей, является ООН и входящие в ее состав специализированные структуры – Комитет по правам ребенка, Детский фонд ЮНИСЕФ. Важнейшим документом в этой области является Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка, принятая единогласно Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу в качестве нормативного международно-правового документа меньше чем через год после принятия. Вскоре она стала договором, получившим наибольшее число ратификаций за всю историю человечества: в течение неполных 10 лет ее ратифицировало 191 государство – все, за исключением США и Сомали.

Основой для Конвенции послужили  принятые ранее декларации:

-первая  Декларация о правах ребенка, подготовленная в 1923г. основательницей Фонда спасения детей Эглантиной Джебб. Через год она была доработана и принята Лигой Наций, которая провозгласила, что «человечество обязано дать ребенку самое лучшее, чем оно располагает»;

-Всеобщая  Декларация прав человека, принятая  в 1948 году и распространяющаяся в равной степени на взрослых и детей;

-Декларация  прав ребенка, принятая единогласно Генеральной Ассамблеей ООН в 1959г. и содержащая более полное и точное определение прав ребенка.

В 1979г. Международный  год ребенка, ООН было рекомендовано подготовить доклад всеобъемлющего договора, имеющее для государства обязательную силу.

Конвенция о правах ребенка 1989г. отражает объемлющий подход и охватывает все права человека: гражданские, политические, социальные, экономические и культурные.

«Душа»  Конвенции – это четыре статьи, в которых определяются ее основополагающие принципы:

  • ликвидация дискриминации в отношении детей;
  • во всех вопросах, касающихся детей, интересы ребенка должны учитываться в первую очередь;
  • ребенок имеет право на жизнь, выживание и развитие;
  • ребенок имеет право свободно выражать свое мнение по всем затрагивающим его вопросам;

Конвенция налагает на государства обязательство  принимать все надлежащие меры – законодательные, административные, социальные, экономические, бюджетные – в области образования или других областях, а также выделять ресурсы, необходимые для их эффективного осуществления. В Конвенции признаются обязанности других сторон – родителей и семьи, гражданского общества и международного сообщества. Тот факт, что ребенок в раннем возрасте полностью зависит от взрослых, подчеркивает важность этих обязанностей. Потребности ребенка в раннем возрасте в уходе, питании и тепле, в доброжелательном духовном и интеллектуальном стимулировании, базовом образовании и медицинском обслуживании носят неотложный характер.

Оценивая  значение этого документа, следует  подчеркнуть, что Конвенция о правах ребенка занимает особое место в сфере международного права в области прав человека как наиболее четкое и всеобъемлющее выражение чаяний мирового сообществ в отношении детей, основная идея Конвенции, своеобразного Билля о правах детей, заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.

Конвенция призывает ратифицировавшие ее государства создавать условия, при которых дети могут принимать активное участие в общественной и политической жизни своих стран.

Согласно  Конвенции, ребенком является лицо в возрасте до 18 лет, если по национальным законам не указан более ранний возраст совершеннолетия.

В Конвенции  охватывается весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных – и признается, что осуществление одного права не может быть отделено от осуществления других прав. В ней указывается, что свобода, которая необходима для умственного, нравственного и духовного развития ребенка, требует, помимо прочего, создания здоровой и безопасной обстановки, доступа к медицинскому обслуживанию и достижения минимальных стандартов в обеспечении продовольствием, одеждой и жильем.

В Конвенции  признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе за детьми и в обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им в выполнении этой задачи. Она затрагивает и новые сферы. В ней, в частности, закрепляется право ребенка на активную роль в своем собственном развитии, на выражение своего мнения и на то, чтобы его учитывали при принятии решений, касающихся его жизни. Конвенция расширяет юридические аспекты прав человека, обеспечивая защиту детей от всех форм эксплуатации, берет под свою опеку всех детей меньшинств и коренных групп населения, затрагивает проблемы злоупотребления наркотиков и отсутствия заботы о детях.

Конвенция была положена в основу других международно-правовых документов, например Гаагская конвенция  о защите детей и сотрудничества в вопросах усыновления в другой стране, Конвенции МОТ о наиболее неприемлемых формах детского труда. Ряд региональных документов тоже был разработан на основе Конвенции, например Африканская хартия прав и благополучия ребенка.

Принятие  Конвенции положило начало процессу, который привел к разработке Факультативных протоколов: Протокола об увеличении минимального возраста призыва в вооруженные силы и привлечения к участию в вооруженных конфликтах и Протокола об усилении защиты детей от сексуальной эксплуатации, в том числе путем активизации международного сотрудничества.

Многие  государства назначили омбудсмена, или комиссара по делам детей, в качестве одного из механизмов защиты прав детей. Первой должность омбудсмена ввела Норвегия, за которой последовали Коста-Рика, Австрия, Россия, Австралия.

Основные положения и нормы  международных документов, к которым Беларусь присоединилась, нашли отражение в национальном законодательстве Республики Беларусь и в последствии оказали серьезное влияние на принятие и последующее изменение Закона «О правах ребенка» и других нормативных правовых актов в этой области.

Конвенция о правах ребенка была подписана от имени Республики Беларусь 26 января 1990 г. и ратифицирована Республикой Беларусь 28 июля 1990 г. В соответствии с Законом от 12.12.2005 № 67-3 «О присоединении Республики Беларусь к Факультативному Протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся участия детей в вооруженных конфликтах», принятому Генеральной Ассамблеей ООН в г.Нью-Йорке 25 мая 2000 г., Республика Беларусь в соответствии со статьей 3 Факультативного Протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, заявляет, что добровольный призыв граждан в Вооруженные Силы Республики Беларусь осуществляется по достижении ими 18 лет. В развитие некоторых положений Конвенции был принят также Закон от 03.12 2001 № 65-3 «О присоединении Республики Беларусь к Факультативному Протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии», принятому Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 г.

Основные  положения о правах несовершеннолетних закреплены в Конституции Республики Беларусь и специальном Законе «О правах ребенка», принятом 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП (принят в новой редакции № 440-3 от 25.10.2000 и от 05.07.2004 № 298-3), а также конкретизированы и развиты в отраслевом законодательстве.

Закон «О правах ребенка» определяет правовой статус ребенка (права, обязанности, ответственность) с целью гармоничного развития его личности. Помимо системы прав, свобод и обязанностей, законных интересов конституционно-правовой статус несовершеннолетнего включает в качестве обязательных элементов социально-экономические, идеологические и юридические гарантии его реализации. В данном законе прямо определено, что гарантом прав и свобод ребенка является государство в лице его органов. Закон определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан по защите детства.

В Республике Беларусь существует целая  система органов общей и специальной компетенций, деятельность которых направлена на охрану, защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Судебная форма защиты прав ребенка осуществляется судами общей компетенции. Наряду с судебной существуют такие формы внесудебной защиты прав и интересов детей, как Постоянная Комиссия по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, Департамент по делам молодежи Министерства образования Республики Беларусь, Национальная комиссия по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних при соответствующих исполнительных комитетах и Совете Министров, территориальные центры социального обслуживания семьи и детей, многопрофильные центры по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. Также в защите прав детей принимают участие отделы записи актов гражданского состояния, которые путем регистрации актов гражданского состояния облекают в форму официального документа личные права детей (к примеру, право на имя путем выдачи свидетельства о рождении, право знать своих родителей путем соответствующих записей в свидетельстве о рождении, на основании выданного родителям свидетельства о регистрации брака, и другое)

 

Механизмы защиты прав человека

1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.

2. Институт уполномоченных по правам  человека

3. Международные  процедуры и механизмы защиты  прав человека 

4. Региональное  сотрудничество государств в  области прав человека.

 

1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.

Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства и статье 21 обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Согласно статье 59 Конституции Республики Беларусь государство обязало принимать все необходимые меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

Государственные органы, должностные  и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Государственными формами защиты прав человека и гражданина можно считать правовые (материально-правовые и процессуальные) и институциональные.

Правовая форма защиты прав человека и гражданина включает все действующее законодательство в области защиты прав человека и гражданина, а также международные договоры, соглашения, конвенционные и декларативные документы, ратифицированные Республикой Беларусь, закрепляющие систему прав и свобод, регламентирующие порядок и способ осуществления прав, гарантирующие и обеспечивающие права и свободы человека.

Институциональная форма защиты прав человека и гражданина представлена системой государственных органов, в компетенцию которых входит обеспечение, а в некоторых случаях и реализация прав и свобод человека и гражданина. В Республике Беларусь к таким органам можно отнести Президента Республики Беларусь; Национальное собрание; Правительство; Конституционный Суд Республики Беларусь; органы республиканского управления; органы местного управления и самоуправления; систему общих судов; систему хозяйственных судов; органы прокуратуры; Комитет государственного контроля; специализированные государственные органы (ОВД, загсы, нотариальные конторы и др.)

Согласно статье 79 Конституции  Республики Беларусь Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. С этой целью он располагает рядом полномочий, направленных на создание условий на государственном уровне для реализации основных направлений политики в области прав человека.

Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники