Права человека: понятие, сущность, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция

Описание работы

Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

Содержание

Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература

Работа содержит 1 файл

Kurs_lektsy_Prava_chel.docx

— 271.14 Кб (Скачать)

Теоретические представления о неотчуждаемых  естественных правах человека, увязанные  с учением о разделении властей, сыграли важную роль в процессе формирования конституционализма и заметно повлияли на ранне-буржуазное конституционное  законодательство и государственно-правовую практику. Это влияние отчетливо  проявилось, например, в Конституции  США 1787 г., в Билле о правах 1789 – 1791 гг., во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в целом  ряде других актов, в ст. 16 Французской  Декларации, которая гласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Большое непосредственное воздействие идей Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России и др. стран), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.

Глубокая  философская разработка проблем  прав и свобод человека с либерально-гуманистических  позиций связана с именем И. Канта (1724 – 1804). Канту принадлежит большая заслуга в последовательном философском обосновании и развитии либеральной теории правового государства. Согласно Канту, «государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законом». Благо государства состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами.

Значительный  вклад в философское обоснование  идей свободы и права внес Гегель (1770 – 1831 гг.). Подчеркивая внутреннее единство права и свободы, Гегель писал: «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея». Подчеркивая значение правовой организации государства для реализации свободы людей, Гегель характеризовал надлежащее разделение государственной власти как «гарантию публичной свободы». С этих позиций он резко критиковал деспотизм – «состояние беззакония, в котором особенная воля как таковая, будь то воля монарха или народа, имеет силу закона или, вернее, заменяет собою закон».

 

4. Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли

 

Современная отечественная концепция  прав человек имеет глубокие исторические корни. Образцом служения идеалам добра и справедливости являлся митрополит Илларион основатель Киево-Печерской лавры (1051г.). В своем произведении «Слово о законе и благодати» он провозглашал идеи о равенстве народов.

Существенный вклад в развитие европейской культуры, и формирование общественного сознания белорусского народ внес Франциск Скорина (до1490 – не позднее 1551) особое внимание уделял проблеме правового упорядочения общественной жизни. Его деятельность была направлена на утверждение в сознании народа высокого духовно-нравственного назначения человека. Для совершенствования законодательства, по его мнению, необходимо, чтобы оно основывалось на «естественном природном законе» и исходило из морального принципа, изложенного в Евангелии. Каждый человек, писал Скорина рождается свободным, все появившиеся на свет люди равны между собой. Само право предназначено защищать человека и гражданское общество от порабощения, несправедливости и унижения.

Период эпохи Возрождения на территории нашей родины происходили важные политико-правовые явления. Важную роль в становлении отечественной науки и внутригосударственной правовой системы имело принятие в Великом княжестве Литовском трех Статутов (1529, 1566, 1588), которые представляли собой сборники законов, по своей правовой природе соответствовавших конституционным актам.

В области прав человека они привнесли  в правовую доктрину целый ряд идей, получивших свое дальнейшее развитие не только в отечественной правовой науке, но и в национальных правовых системах других государств. В Статут 1529 г. впервые были внесены нормы, направленные на ограничение власти крупных феодалов, феодальной аристократии (магнатов), что гарантировало соблюдение прав других категорий, право на судебную защиту лиц всех сословий. Статут 1529 года заложил правовой фундамент для разработки и подготовки Статута 1566 г., явившегося важным шагом на пути к дальнейшему развитию национального законодательства.

Выдающимся правовым документом всего  европейского континента стал Статут 1588 г. Особая роль в создании Статута 1588г. принадлежит канцлеру Великого княжества Литовского Льву Сапеге (1557 – 1633). В предисловии к Статуту канцлер писал: «Целью и результатом всех прав есть и должны быть на свете, чтобы каждый человек добрую славу свою, здоровье и имущество в целости имел, а на так всякого ущерба не терпел».

Одной из главных идей Статута стало  обоснование необходимости построения правового государства, верховенства права, укрепления правового порядка. Также впервые в европейской законодательной практике в Статуте была разграничена законодательная и исполнительная власть.

Для Статута Великого княжества  Литовского 1588 г. характерна не только идея установления правового государства, но и ярко выраженная гуманистическая направленность. Лев Сапега считал, что основное назначение права гарантировать человеку безопасность, право собственности и личную свободу. Лев Сапега писал, что если государь отступает от своей основной обязанности и заботится только о своих личных интересах, а не об общем благе, то его называют тираном, а где господствует право, там правит Бог.

Белорусский гуманист Сымон Будный (около 1530 – 1593)в сочинении «О светской власти» писал, что каждый человек обладает рядом неотъемлемых свойств, которые включают право на свободное выражение мысли и собственного мнения, терпимость к своим оппонентам, непредвзятость и объективность в оценке иных идей и мнений.

Крупным писателем и мыслителем Беларуси конца XVI – начала XVII в. был Андрей Волан (1530 – 1610). ОН, опираясь на концепцию естественных прав человека, обосновывал необходимость свободы и равенства всех людей. По его мнению, главной целью государства должно быть обеспечение спокойной и счастливой жизни людей, их защита от насилия и грабежей.

 

Всеобщность и универсальность  прав человека

  1. Политические права и свободы.
  2. Личные (гражданские) права.
  3. Экономические, социальные и культурные права.

 

1. Политические права и свободы

Права и свободы первого поколения  насчитывают более чем 200-летнюю историю существования и развития. К ним относятся гражданские (личные) и политические права и свободы, Среди ученых отмечается, что впервые наиболее полно и четко они были сформулированы и зафиксированы в американском Билле о правах и французской Декларации прав человека и гражданина. Определяющим фактором в процессе их становления стали буржуазные революции, проходившие под лозунгом завоевания традиционных либеральных ценностей.

Данное поколение прав четко закреплено и детально описано во всех современных конституциях развитых демократических государств. Из прав первого поколения приоритетными являются политические права, поскольку политико-правовая связь лица и государства, положенная в основу института гражданства, именно эта связь определяет характер и объем прав и свобод гражданина.

Политические  права и свободы не являются сами по себе источником получения каких-либо благ. Они выступают необходимой предпосылкой изменения правового положения лица (группы лиц, слоев, классов) в целом, либо приобретения отдельных прав и свобод. Политические права могут быть средством, способом достижения перемен в общественных отношениях, экономическом укладе, политической системе государства и общества.

Политические  права и свободы относятся  к негативным, так как реальность их осуществления предполагает ограждение законом от прямого вмешательства со стороны государства в процесс их реализации. Политические права предоставляются, охраняются и гарантируются государством в установленных законом объеме и пределах. К ним относят: право избирать и право выдвигать своего кандидата во время избирательной кампании, право быть избранным, право принимать участие в управлении своей страной непосредственно либо через свободно избранных представителей, право на создание органов территориального общественного самоуправления и участие в самоуправлении, право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, право на обращение в государственные органы, право на равный доступ к любым должностям в государственных органах, право создавать и принимать участие в политических партиях, свобода объединений, свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, свобода печати и информации, право инициировать проведение референдума (местного или республиканского) и принимать участие в голосовании по наиболее важным вопросам общегосударственного или местного значения.

Содержание понятия политических прав раскрывается во Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских  и политических правах, Конвенции 1952 г. о политических правах женщин, а  также в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряде других международных и региональных актах. Политические права, перечисленные в международных документах, означают право каждого человека на участие в решении государственных и общественных проблем.

Право на участие в управлении своей страной. Это право регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политических правах и обязанностях граждан. В реализации этого права значительную роль играют выборы и «избирательное право», а также характер и сущность избирательной системы.

Известно, что в жизни любого общества важную роль играют общественные организации, которые являются неотъемлемым звеном политической системы. Это профсоюзные и молодежные организации, клубы избирателей и др. И хотя участие в политической жизни не является главным для них, игнорирование политических вопросов невозможно. В этом смысле право на создание общественных организаций и участие в их работе есть политическое право.

Политические права проявляют  себя в наивысшей степени вместе с политическими свободами. Главными среди них являются: свобода слова и печати, свобода информации, свобода митингов, уличных шествий и демонстраций.

Свобода слова. Речь в данном случае идет о праве думать независимо и иметь свой взгляд на мир, выражать и отстаивать собственные убеждения. Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно, т.е. со свободой прессы.

Свобода информации. Во Всеобщей декларации прав человека сказано: каждый человек имеет право на свободу убеждений, на свободное выражение их. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.19) также признано право каждого человека свободно "искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору". Государства-участники пакта обязаны создать условия, необходимые для реального пользования гражданами свободой информации. Вместе с тем в пакте подч еркивается, что свобода информации сопряжена с некоторыми ограничениями, которые оправданы только в том случае, если они установлены в законодательном порядке и вызваны необходимостью обеспечения прав и репутации других лиц и охраны государственной безопасности, общественного порядка или нравственности населения.

Свобода собраний, митингов, уличных  шествий и демонстраций. Ядро этих свобод - право всех граждан на всеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всем вопросам в общественных местах. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций включает также свободу выбора форм массового выражения общественного настроения. Какую из них избрать - решают сами граждане. Для обеспечения доступности данного права для всех необходимо закрепить эту свободу в конституциях стран, издать законодательные акты, устанавливающие порядок и условия пользования правом на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций

Политические права принадлежат в полном объеме только гражданам данной страны, иностранцы не могут претендовать на обладание ими, так как политические прав; провозглашают и определяют обеспеченные законом возможности граждан участвовать во всех формах принадлежащей народу власти, в управлении государственным делами и участвовать в общественно-политической жизни.

 

2. Личные (гражданские) права.

 

Личные права и свободы человека – понятие, означающее, прежде всего, права и свободы, которые закреплены в конституции и реализуются в области личной' жизни и индивидуальной свободы. Данную группу прав и свобод не следует рассматривать изолированно от иных прав и свобод, составляющих в совокупности правовой статус человека, гражданина. Эти права равноценны, неделимы, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Личные права в сочетании с политическими относят к первому поколению прав в общей системе прав и свобод человека.

Личные права и свободы – неотъемлемые, основополагающие в правовом статусе человека. Они принадлежат ему от рождения. Их истоки лежат в основах концепции естественного права. Данная группа прав и свобод обеспечивает человеку личную автономию и свободу как члену гражданского общества. Они призваны обеспечить надлежащую правовую защиту от произвола со стороны государства (государственных чиновников) и отдельных представителей человеческого общества. Данная категория прав и свобод принадлежит любому человеку в равной мере, независимо от расы, пола, языка, религии, возраста, гражданства, политических убеждений.

Личные права и свободы относятся  к негативным – они не предоставляются, не даруются государством, а декларируются, закрепляются в законодательстве, охраняются и гарантируются им. Для практики их реализации достаточно невмешательства со стороны государства. Фактически по своей природе они существуют независимо от воли государства, поскольку могут быть в значительной мере реализованы независимо от наличия прямой, непосредственной связи с государством, например гражданства. Объем правового обеспечения личных прав и свобод во многом может быть обусловлен политическим режимом и совершенством правовой системы.

Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники