Права человека: понятие, сущность, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция

Описание работы

Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

Содержание

Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература

Работа содержит 1 файл

Kurs_lektsy_Prava_chel.docx

— 271.14 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение  образования

«МОГИЛЕВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ»

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

 

 

Курс лекций для студентов дневной и заочной формы обучения

 всех специальностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев 2011

 

УДК 340

ББК 67

 

 

Рассмотрены и рекомендованы к  изданию на заседании кафедры  ГД

Протокол №  от .2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель

В.В. Юдин

 

 

 

Рецензенты

кандидат  философских наук, доцент кафедры  философии УО «МГУ им. А.А. Кулешова» О.В. Дьяченко;

кандидат  исторических наук, доцент кафедры  гуманитарных дисциплин УО «Могилевский государственный университет продовольствия» В. Д. Выборный

 

 

 

 

 

 

 

 

Курс  лекций по дисциплине «Права человека».

 

 

УДК 340

ББК 67

©УО «Могилевский государственный

университет продовольствия», 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Принятые сокращения

4

Введение 

5

Права человека: понятие, сущность, источники

6

1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.

6

2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.

9

3. Конституционные обязанности  человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.

10

Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции

13

  1. Понятие прав граждан в Древней Греции.

13

  1. Понимание прав человека в эпоху средневековья.

24

  1. Права человека в Новое время.

30

  1. Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли

33

Всеобщность и универсальность  прав человека

35

  1. Политические права и свободы.

35

  1. Личные (гражданские) права.

37

  1. Экономические, социальные и культурные права.

45

Диалектика прав человека и социальных общностей

50

  1. Права национальных и иных меньшинств.

50

  1. Права женщин.

52

  1. Права ребенка.

55

Механизмы защиты прав человека

59

1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.

59

2. Институт уполномоченных  по правам человека

66

3. Международные процедуры и  механизмы защиты прав человека 

68

4. Региональное сотрудничество  государств в области прав  человека.

79

Становление гражданского общества и правового государства

86

1. Правовое государство, его  признаки.

86

2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.

89

Литература

102


 

 

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

ООН – Организация Объединенных Наций

РБ  – Республика Беларусь

ЮНЕСКО  – Организация Объединенных наций  по вопросам образования, науки и  культуры

ОБСЕ  – Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе)

ЭКОСОС  – Экономический и Социальный Совет ООН

МОТ – Международная  организация труда

ВОЗ – Всемирная  организация здравоохранения

ЮНИСЕФ – Детский фонд ООН

БХК – Белорусский Хельсинкский комитет

СБСЕ – Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

КПП – Комитет против пыток

ЕСПЧ  – Европейский суд по правам человека

ОАГ – Организацию  Американских государств

СНГ – Содружество Независимых Государств

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина «Права человека» введена  в качестве обязательного курса в высших учебных заведениях с 1 сентября 1998 г. на основании Постановления коллегии Министерства образования от 30 июня 1998 г. №122. Вводя данный курс в образовательный процесс, Республика Беларусь выполняла перед международным сообществом взятые на себя обязательства.

Цель преподавания дисциплины «Права человека» – повышение правовой культуры молодежи, формирование гуманистического мировоззрения, воспитание чувств человеческого достоинства, гражданской ответственности, понимания своих прав и прав других людей, общественных интересов, обязанностей государства перед своими гражданами.

Задача преподавания дисциплины «Права человека» – сформировать понятие о правах человека и их ценности; показать взаимодействие прав и обязанностей; показать пределы вмешательства государства в сферу неотъемлемых прав человека, пределы автономии личности, с тем, чтобы человек, пользуясь своими правами, не нарушал права других.

Образование в области прав человека дает возможность  адекватно оценить:

существующие политические режимы;

социальную деятельность государств;

правовую и нравственную культуру общества;

роль политических лидеров и партий;

правосознание народа.

 

 

Права человека: понятие, сущность, источники

  1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
  2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
  3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.

 

1. Предмет, задачи курса «Права человека». Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.

Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.

Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в  силу того, что он человек, поэтому  их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

С возникновением государства появилось писанное право, юридически оформленные обычные  правила и нормы взаимоотношений, моральные права, в т.ч. права и свободы человека, а также запреты. Сегодня права человека закреплены в международных документах и национальном законодательстве государства. Особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.

Основные принципы прав человека закреплены в основном законе РБ, вобравшем  в себя опыт развития прав человека в демократических зарубежных государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных видах свобод и ряда других актов. Например:

- права  человека принадлежат ему от  рождения, поэтому они являются  естественными, неотъемлемыми и  неотчуждаемыми;

- права  человека универсальны, основаны  на принципе равенства: они  гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;

- права  человека – высшая ценность, а  их уважение, соблюдение и защита – обязанность государства;

- права  человека – средства контроля  за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;

- обеспечение  прав и свобод несовместимость  дискриминацией по какому-либо признаку;

- осуществление  прав и свобод человека не  должно нарушать права и свободы  других лиц;

- основные  права и свободы должны быть  едины на всей территории государства;

- личные, политические, экономические, социальные  и культурные права и свободы  равноценны; в единой системе  этих прав нет иерархии;

- коллективные  права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;

- права  человека регулируются Законом;

- права и свободы человека  могут быть ограничены Законом  на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах: угрозы государственной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам других лиц.

Источники прав и свобод человека условно можно разделить на формализованные и неформализованные.

Неформализованные. Источниками, создающими в том или ином государстве и обществе необходимую и оптимальную в данном государстве среду для реализации прав и свобод человека, служат связанные между собой свободное гражданское общество, правовое, демократическое государство, социально ориентированная государственная политика и политический плюрализм.

Объем, содержание и характер прав человека зависит от политического режима, характера экономических отношений, уровня развития демократических институтов, совершенства правовой системы и правоприменительной практики.

Институциональные источники прав могут создавать предпосылки для модернизации государственных и общественно-политических институтов и, в частности, системы прав и свобод человека, а так же могут подавлять эти процессы.

В общей системе человеческих ценностей  весьма существенное значение для продуцирования норм надлежащего поведения, устойчивых взаимосвязей в обществе имеют мораль, нравственность, религия, философские и иные научные представления о правах человека, идеология, традиции.

На разных этапах исторического  развития человеческой цивилизации и в различных регионах влияние на формирование системы прав и свобод человека, этих источников отличалось. Сказывалось развитие правовой системы, уровень экономического развития, политический режим, форма правления и государственного устройства.

Права человека формируются также  под влиянием «человеческого» фактора. Его образуют свойственные человеческой природе стремления к свободе, равенству, партнерству, правде и справедливости, признании достоинства каждого человека, обеспечения безопасности и социальной защищенности. Степень достижения этих нравственных ценностей, уровень правовой защищенности и фактической реализации – показатель гуманности общества, развитости его гражданских институтов и демократических и правовых основ.'

Формализованные. К формализованным источникам прав человека относят нормативные правовые акты, направленные на регулирование тех или иных прав и свобод. Так, например, наиболее широко применяемой в науке и на практике является весьма условное деление их на следующие уровни правового регулирования: международные стандарты в области прав человека, причем различают международные универсальные правовые и нормативно-правовые документы, распространяющие свое действие на большинство стран мира, и региональные документы, территориальное действие которых ограничивается определенным регионом, группой государств, а также внутригосударственные (национальные) нормативно-правовые документы и обычаи, традиции, характерные лишь для правовых систем некоторых государств.

Осознание проблемы прав человека как научной  неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. В философско-правовом плане отношение к правам и свободам человека связано с двумя основными направлениями юридической мысли: естественно-правовым и позитивистским. Однако рождение понятия «права человека» совпало с процессом становления идей так называемого естественного права, из которого и проистекал принцип «вечности и незыблемости» прав человека. Естественно-правовые теории рассматривают права человека как естественные, неотъемлемы вытекающие либо из разума, либо из божественной воли, либо из неизменной природы самого человека, прирожденные, не зависящие от признания их государством, которое лишь закрепляет уже существующие права и свободы в своем законодательстве.

Согласно позитивистской концепции  права и свободы человека следует связывать с волей государства. Только государство может провозгласить в законодательстве и предоставить как своим гражданам, так и иным лицам тот или иной объем прав и свобод, обеспечить механизм их реализации, а в необходимых случаях – гарантии восстановления. Позитивистское направление подходит к правам как к категории, установленной государством, которое по своему усмотрению определяет в своем законодательстве их перечень, объем и предоставляет права человеку.

2 Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.

В основе теоретического обоснования, правового закрепления, обеспечения, реализации и защиты основных прав и свобод лежат основополагающие принципы прав человека. Определяющими, наиболее значимыми в их системе являются гуманизм, свобода, достоинство, равноправие и равенство.

Социальными истоками гуманизма явилась зародившаяся в сознании людей идея о нравственной ценности человеческой жизни и личности, ее свободе и необходимости защиты ее достоинства, борьба за ее права. Сущность гуманизма проявляется в заботе о человеке, признании его как личности, его права на свободу, счастье, неприкосновенность, реализации им своих способностей. Основной формой проявления гуманизма в современных условиях является обеспечение прав человека.

Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники